Собор святого петра где находится. Собор Святого Петра – главный храм Ватикана

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).
Фасад Мадерно. Автор: Jean-Pol GRANDMONT — собственная работа , CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.


План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.


В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.

Главный собор католического мира находится в Риме. Это духовный центр самой многочисленной из христианских конфессий и место пребывания Римского папы. Святой Петр играет особую роль в христианстве, его называют первоверховным Апостолом. Согласно Евангелию, имя ему дал сам Христос. Петр означает «камень».

Апостол проповедовал в Палестине, а под конец жизни, около 64 г. н.э. отправился в Рим. Во время гонений на христиан апостол был казнен по приказанию императора Нерона. В 326 г. на месте предполагаемой могилы св. Петра была построена базилика. Особая роль апостола Петра для католиков связана с тем, что они считают его первым епископом Рима, а значит, Римские папы ведут от него прямую цепь преемственности.

Св. Петр имеет не меньшее значение для православных и других христиан. Среди святых, почитаемых православными, в Соборе похоронены Римские папы Лев Великий, Григорий Двоеслов, апостолы Симон Зилот и Иуда Фаддей, мученики Прокес и Мартин. Здесь также находится частица Животворящего креста, на котором был распят Иисус Христос.

Базилика св. Петра времен императора Константина просуществовала более 1000 лет. К середине 15 в. ее конструкции стали очень ветхими и требовали серьезного ремонта. Размеры базилики уже не соответствовали главному храму католичества. Поэтому в 1452 г. папа Николай V дал указание начать реконструкцию здания. Однако работа осталась незаконченной из-за скорой смерти папы в 1455 г.

Вопрос о перестройки базилики был отложен еще на 50 лет.

Архитекторы и их вклад в строительство

Римский папа Юлий II остался в истории как один из наиболее воинственных. Он почти постоянно сражался за расширение Папской области: успешно воевал с Венецией, захватил Перуджу и Болонью. Тем не менее именно он выступил инициатором строительства нового Собора.

Донато Браманте

Весной 1506 г. папа назначил главным архитектором будущего храма Донато Браманте (1451–1514), приехавшего из Милана за несколько лет до этого. Этот мастер работал в традициях флорентийского ренессанса и построил 2 очень красивые церкви в Милане. Браманте хотелось превзойти Флорентийский собор, построенный в 1436 архитектором Брунеллески, с диаметром купола 42 м и высотой свыше 90 м.

Архитектор планировал строить Собор в форме греческого креста, то есть одинаковым в длину и ширину. Для купола он хотел использовать способ, что когда-то применили древние мастера при строительстве Пантеона – добавить в бетон вулканическую пемзу и туф, чтобы сделать его более легким. Браманте заново открыл эту технологию.

Вскоре началось строительство. Однако в 1513 г. папа Юлий II умер, а в следующем году ушел из жизни и 70-летний архитектор. К моменту его смерти была возведена большая часть стен будущего здания, построены арки и некоторые капеллы.

Рафаэль Санти

Знаменитый живописец переехал в Рим в 1508 г., когда ему было 25 лет. Основной работой Рафаэля была роспись храмов и создание фресок во дворцах Ватикана. Расписывал он и Сикстинскую капеллу.

Оставил Рафаэль свой след и в архитектуре. Он достроил начатый Браманте Ватиканский двор с Лоджиями. С 1514 г. он стал главным архитектором будущего Собора. Рафаэль изменил проект: вместо греческого креста он предложил традиционный латинский, сделав храм более вытянутым в длину.

Однако в правление папы Льва Х строительство продвинулось не сильно. Папа из династии Медичи вел расточительный образ жизни: папская курия вводила новые налоги, но денег на строительство собора не хватало.

Балдасаре Перуцци и Антонио да Сангалло

После Рафаэля строительством занимался Балдасаре Перуцци. Но работы были прерваны в 1527 г. разграблением Рима и последующим восстановлением города. Архитектор на время покинул Рим, а после возвращения в 1534 г. прожил только 2 года. В 1538 г. работы возглавил Антонио да Сангалло. Концепция Собора снова была изменена. Да Сангалло возвел южную и восточную часть здания.

Микеланджело Буонаротти

В 1546 г. руководство стройкой передали Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 72 года. Микеланджело не хотел заниматься строительством Собора, так как это препятствовало его возвращению в родную Флоренцию.

Он вернулся к первоначальному проекту Донато Браманте в виде греческого креста и частично разобрал возведенные предшественником конструкции. Микеланджело укрепил фундамент Собора, увеличил толщину несущих колонн. Строительство продвигалось быстро, и к концу жизни Буонаротти был возведены стены и барабан купола.

Джакомо делла Порта

После смерти мастера в 1564 г. руководство работами было передано его ученику, Джакомо делла Порта. На первых этапах ему помогал другой ученик Микеланджело, Джакомо да Виньола, который возвел два малых купола Собора. В 1590 г. делла Порта завершил возведение главного купола. Проект Микеланджело был слегка изменен – здание было слегка вытянуто в длину и приняло овальную форму.

Делла Порта руководил постройкой почти 40 лет, до самой своей смерти. И фактически собор был при нем построен. Однако споры о форме здания – в виде греческого или римского креста – на этом не закончились.

Карло Мадерна

В 1605 г. к власти в Риме пришел папа Павел V из клана Боргезе. В первый же год его правления была начата перестройка уже почти готового здания. Главным архитектором был назначен Карло Мадерна (1556–1629), выходец из Швейцарии. Мадерна к этому времени уже построил в Риме несколько известных церквей, хотя основным его занятием считается строительство фонтанов.

Папа Павел V дал архитектору указание снести уже готовый фасад и перестроить храм в виде латинского креста. Так после столетия борьбы этих концепций латинский крест окончательно возобладал. Часть храма, ориентированная на восток, была удлинена. Мадерна пристроил к основной части базилику и сделал полностью новый фасад.

Собор Святого Петра в Риме принял законченную форму в 1626 г. После перестройки купол Собора стал почти не виден с площади. Зато грандиозный фасад, построенный Мадерной, великолепно украшал здание. Карло Мадерна сохранил стиль, заданный Донато Браманте и великим Микеланджело.

Для удобства архитекторы, участвовавшие в создании Собора, приведены в таблице:

Архитектор Годы жизни Годы участия в строительстве Собора Особенности проекта Что сделано
Донато Браманте 1451–1514 1506–1514 Греческий крест Построены фундамент и большая часть стен
Рафаэль Санти 1483–1520 1514–1520 Латинский крест Строительство почти не продвигалось
Балдасаре Перуцци 1481–1536 1520–1527 и 1534–1536 Греческий крест
Антонио да Сангалло (Младший) 1484–1546 1539–1546 Латинский крест Возведены южная и восточная ветвь здания
Микеланджело Буонаротти 1488–1564 1546–1564 Греческий крест Несущие конструкции, стены и барабан купола
Джакомо делла Порта 1533–1602 1564–1602 Греческий крест Завершил проект Микеланджело, достроил купол
Карло Мадерна 1556–1629 1605–1626 Латинский крест Удлинил восточную часть, достроив базилику. Сделал новый фасад

Архитектура

Создание архитектурного комплекса на этом не завершилось. Впереди была постройка площади, украшение интерьеров и фасада.

Площадь

Собор Святого Петра в Риме сегодня трудно представить без площади. Овальная площадь, обрамленная колоннами, образует с собором единое целое. Сверху площадь и собор выглядят вместе как гигантский ключ. Это символ святого Петра, который согласно христианской традиции считается хранителем ключей Небесного царства.

В центре площади установлен обелиск, привезенный из египетского Гелиополя в I в. н. э. Обелиск отбрасывает тень таким образом, что по ней можно определять время. По сути, площадь представляет собой гигантские солнечные часы, но рассмотреть их можно только с высоты купола Собора.


Собор Святого Петра в Риме имеет прекрасную площадь. Это самое часто посещаемое место в Риме.

Проект колоннады, обрамляющей площадь, разработан Джованни Бернини. По его имени постройку, законченную в 1667 г., иногда называют колоннадой Бернини. Она состоит из четырех рядов колонн, над которыми возвышаются статуи 140 святых. Сразу за колоннадой сегодня проходит граница государства Ватикан. Эту формальную границу охраняет почетный караул швейцарских гвардейцев.

С двух сторон от обелиска площадь украшают фонтаны Бернини и Мадерно.

Площадь собора имеет форму овала, вытянутого параллельно фасаду храма, – 340 м в длину и 240 в ширину. Благодаря своим размерам площадь кажется просторной, даже когда на ней много туристов. Верующие католики приезжают сюда, чтобы получить благословение от папы Римского. Периодически он выходит на балкон собора Святого Петра и осеняет верующих крестным знамением.

Прилегающую к Собору часть площади занимают ряды скамеек – здесь проходят праздничные богослужения.

Фасад

Верующих, входящих в Собор, приветствуют статуи апостолов, Иоанна Крестителя и Христа, стоящие на вершине фасада. Их видно издалека – высота статуй составляет 5,65 м. Среди апостолов нет Петра, потому что его скульптурное изображение находится перед входом в Собор.

По бокам фасада рядом с фигурами апостолов красуются двое огромных часов – итальянские и французские. Французские показывают только час, у них одна стрелка – часовая. Больше эти часы ничем не отличаются. Поставили французские часы потому, что Римские папы долгое время жили во Франции, в Авиньоне – период так называемого «авиньонского плена».

Центр

В центре фасада находится лоджия Благословения – место, откуда Папа Римский благословляет верующих. Этот наиболее красивый из 9 балконов на фасаде, находится над центральными вратами. По традиции папа произносит слова благословения «Urbi et Orbi» – городу и миру. Отсюда же впервые сообщают об избрании нового папы.

Порталы

Через портик Собора пять врат, или порталов, ведут внутрь здания:

Купол

Купол Собора вместе с крестом имеет высоту 136,6 м. Внутренняя высота его 119 м. Диаметр внутри 41,5 м. Внутри креста находятся шкатулки с ценными христианскими реликвиями.

Купол состоит из внутреннего и внешнего, между ними находится пустое пространство и лестница.

Купол Собора делится на 16 секторов.

С его внутренней стороны находятся мозаики с изображениями:

  • 16 римских пап;
  • Христа, Богоматери и апостолов;
  • ангелов, которые держат символы Страстей Христовых;
  • шестикрылых херувимов;
  • крылатых ангелов;
  • позолоченных херувимов.

На купол Собора можно подняться – по лестнице или на лифте. Подъем на лифте обойдется в 10 евро, тогда как по лестнице – 8 евро. Лифт поднимает только до середины, до обзорной площадки на крыше. Последний участок пути внутри купола все равно придется пройти пешком – по узкой винтовой лестнице.

Как считают многие, именно с купола Собора открываются лучшие виды на Рим. Отсюда можно рассмотреть площадь святого Петра, реку Тибр, дворец Палаццо Венеция, дворцы и парки Ватикана. За рекой в дымке виден центр города с живописным нагромождением исторических зданий. Опытные туристы советуют подниматься в утренние часы, когда очередь на подъем не так велика.

Интерьер и внутреннее убранство

Передняя часть Собора представляет собой классическую трехнефную базилику. Просторный центральный неф полон свободного гулкого пространства. Правый и левый нефы – не такие высокие, но более уютные – содержат капеллы со скульптурами, надгробия и мозаики. Здесь находятся выдающиеся творения мастеров Возрождения.

Правый неф

Северный, или правый неф, Собора протянулся от главного фасада до Папского алтаря. С внутренней, левой стороны неф ограничивают колонны, в нишах которых расположены скульптурные композиции и картины.

С правой стороны нефа находятся часовни, или капеллы, посвященные различным святым, таинствам или событиям религиозной истории.

Пьета

Если повернуть направо от входа в Собор, можно увидеть Богородицу Марию, которая держит на руках бездыханного Христа. Это Пьета – скульптура Микеланджело, созданная им задолго до того, как гениальный скульптор стал архитектором Собора. «Пьета» означает «сожаление, оплакивание».

Мария изображена в момент, когда распятого Иисуса сняли с Креста. Здесь еще нет торжества над смертью, только печаль.

Микеланджело создал эту скульптуру в возрасте 25 лет. Когда у него спрашивали, почему Мадонна так молода, он отвечал, что у нее лицо его матери, умершей при родах младшего брата… В 1972 г. злоумышленник напал на статую с молотком в руках и нанес ей несколько ударов. Статуя была отреставрирована, но после этого события рядом установили пуленепробиваемое стекло.

Памятник понтифику Льву XII

Собор Святого Петра в Риме, как и многие католические храмы, является одновременно усыпальницей. В некрополе под Собором похоронено большинство Римских пап. Надгробия некоторых из них, наиболее выдающихся, выставлены в Соборе. И только в отдельных случаях, когда папы причислены к лику святых, здесь находятся сами тела.

Так в Соборе находятся мумифицированные останки Иоанна 23, «Доброго папы», при котором прошел Второй Ватиканский Собор. Памятник Льву XII (1760–1829) стоит в правом нефе недалеко от входа. Папа изображен дарующим благословение, а на заднем плане видны фигуры четырех кардиналов, которые как бы выглядывают из-за его спины.

Считается, что Лев XII был избран на пороге своей смерти и сказал «выбирая меня, вы выбираете мертвеца». Поэтому каждый из этих кардиналов в свою очередь надеялся стать папой. Однако политика Льва XII оказалась уверенной и жесткой, он активно боролся с революционными настроениями и тайными обществами. Ни один из кардиналов, изображенных здесь, папой стать не смог.

А стал им преемник Льва XII кардинал Кастильоне. Под надгробием находится решетчатая дверь, через которую можно попасть в Часовню реликвий. Дверь эта обычно закрыта. Там находится древнее деревянное распятие XIII в., созданное Пьтеро Каваллини.

Капелла Святого Себастьяна

Алтарь посвящен христианскому мученику Себастьяну, жившему в Риме в 3 в. н.э. Он был казнен во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 288 г. Сюжет, где привязанного к столбу Себастьяна пронзают стрелами, получил распространение в искусстве. Автором мозаики является Пьетро Паоло Кристофари.

Сегодня в этой капелле установлена гробница Римского папы Иоанна Павла II (1920–2005). Папа, чье имя в миру было Кароль Войтыла, по происхождению поляк, занимал этот пост с 1978 по 2005 гг. Это было время реформ в Католической церкви. Иоанн Павел II шел на контакты с другими конфессиями, выступал перед мусульманами, иудеями, посещал мечети.

При нем возобновился диалог между католиками и православными. Иоанн Павел II последовательно выступал за мир, осуждал войну в Персидском заливе (1990) и в Ираке (2003). Он принес покаяние от имени Католической церкви за ошибки прошлых столетий – крестовые походы, инквизицию, церковные расколы и неверные догматы. При нем был реабилитирован Галилео Галилей и канонизирована Жанна д’Арк.

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Матильда Тосканская, известная также как Матильда Каносская, жила во второй половине 11 в. и была графиней Тосканы, в Северной Италии. С ней связан эпизод, известный как «хождение Генриха в Каноссу». Римский папа Григорий VII вел войну с королем Генрихом IV. Военные действия складывались не в пользу папы, так что Григорий был вынужден укрываться в замке графини.

Но папа отлучил своего врага от церкви, и благодаря дипломатическим усилиям Матильды, король был вынужден просить у него прощения. В январе 1077 г. Генрих босиком отправился к папе в Каноссу. Этот эпизод имел большое значение для утверждения авторитета Римских пап в средневековой Европе.

Матильда Тосканская завещала все свои владения и земли Римской католической церкви. В 1634 г. по указанию папы Урбана VIII ее тело перевезли во вновь построенный Собор. Надгробие создал Джованни Бернини с учениками. На барельефе надгробия изображен Генрих IV, который преклоняет колени перед папой Григорием VII.

Часовня Святого Причастия

Часовня, или капелла Святого Причастия, находится ближе к концу правого нефа. В центре ее установлена дарохранительница работы Бернини (1674), выполненная из позолоченной бронзы. Она сделана в виде ротонды Темпьето, которую построил Браманте в 1502 г. на римском холме Ятикул. Рядом с ротондой стоят на коленях два ангела.

На заднем плане находится картина «Новозаветная Троица», созданная Пьетро де Картона.

Это единственная картина в Соборе, которая написана маслом. Капелла закрыта для туристов: сюда могут заходить только верующие католики для молитвы. Рядом с капеллой в нише можно видеть памятник папе Григорию XIII, который осуществил реформу календаря. Барельеф на надгробии напоминает об этом событии.

Левый неф

Южный, или левый неф, Собора расположен симметрично правому и во многом его повторяет. От центрального нефа его отделяют ряды колонн с нишами, где находятся выдающиеся произведения искусства. С противоположной стороны, здесь, как и в правом нефе, находятся надгробия римских пап и множество алтарей.

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Надгробие папы Александра VII (1599–1667) выполнено Джованни Бернини. Работа была завершена в 1678 г., когда мастеру исполнилось 80 лет. Римский папа изображен стоящим на пьедестале в молитве. У его ног 4 задумчивые женские фигуры, они символизируют Справедливость, Благоразумие, Милосердие и Правду.

Фигуры словно удерживают края красного полога, из-под которого вырывается Смерть – скелет, показывающий песочные часы. Композиция полна динамизма и драматического напряжения.

Изображение смерти кажется странным и жутковатым, но в те времена часто делалось на надгробиях. Известно, что сам папа Александр VII держал на своем письменном столе череп, а в спальне – гроб. Это напоминало ему о скоротечности жизни.

Часовня Крещения (Баптистерий)

Баптистерий или крестильня – в раннем христианстве место для крещения, с купелью или небольшим водоемом. В данном случае это купель работы Карло Фонтана (1695), сделанная из красного египетского порфира. Она выполнена из саркофага, который был когда-то гробницей императора Оттона.

Крышка на купели изготовлена из позолоченной бронзы, ее украшают фигуры ангелов. Над купелью находится мозаичная копия картины «Крещение Иисуса Христа».

Могила Святого Петра (Киворий)

Собор в центральной части имеет возвышающееся надгробие святого Петра, накрытое огромным бронзовым балдахином – киворий. Традиция устанавливать на могилах кивории идет из Древнего Рима, где их ставили, чтобы защищать надгробия от непогоды. Высота кивория составляет более 28 м, массивный навес покоится на 4 витых бронзовых столбах.

Первоначальный проект кивория принадлежит Карло Мадерна, но архитектор не успел воплотить замысел в жизнь. Созданием кивория с 1624 по 1631 гг. год занимался Джованни Бернини. Для работы использовали специальные литейные мастерские возле площади св. Петра. Балдахин был открыт и освящен 28 июня 1633 г.

20-метровые колонны украшены виноградной лозой, пчелами и херувимами. Над каждой из колонн находится фигура ангела размером более 3 м.

Католики всегда верили, что могила св. Петра находится под Собором, но долгое время местоположение ее не было точно установлено. Лишь в 20 в. во время раскопок под зданием собора обнаружили древние захоронения, многие из которых относятся к дохристианскому периоду.

Возле одной из них нашли надпись «Петр здесь». Католическая церковь признала могилу официально в 1968 г., хотя открытие оспаривается многими историками.

Статуя святого Петра

В завершающей арке центрального нефа установлена бронзовая статуя св. Петра, который сидит на престоле и благословляет верующих, в левой руке он держит ключи от рая. За спиной апостола находится мозаика, которая очень похожа на ткань.

Есть предание, что статуя исполняет желания верующих, если прикоснуться к стопе апостола. Поэтому ноги св. Петра до блеска отполированы ладонями паломников. Ежегодно 29 июня в день памяти апостола Петра статую наряжают в священнические облачения, и кажется, что на престоле сидит живой человек.

Экскурсии

Самая популярная экскурсия – посещение музеев Ватикана и Сикстинской Капеллы, после которой туристам показывают Собор. Она стоит 35–40 евро. В определенные дни бывают экскурсии на русском языке, но это лучше уточнять на сайте Ватикана.

Посетить Собор Святого Петра с экскурсоводом можно и отдельно – такие экскурсии стоят 15–20 евро, их проводят различные турфирмы и индивидуальные гиды. Экскурсии дают возможность посетить Собор без очереди.

Билеты и время работы

Собор Святого Петра в Риме открыт с апреля по сентябрь с 7 до 19 ч. С октября по март он закрывается в 18.30. Подъем на купол открыт с 8 до 18 ч летом и с 8 до 17 зимой. По средам Собор до 13 ч не работает, в это время проходят папские приемы.

Посещение Собора бесплатно.

Если посетить сначала музеи Ватикана, попасть в Собор можно без очереди. Билет в музеи лучше приобретать заранее, через интернет. Вход для подъема на купол находится правее входа в Собор, на него указывает надпись la Cupola.

Правила посещения

В Собор нельзя проносить колющие и режущие предметы, большие сумки и рюкзаки. Как и в большинстве католических храмов, у посетителей должны быть закрыты локти и колени. Нельзя приходить в коротких юбках, шортах, майках, платьях без рукавов. Мужчины должны посещать Собор без головного убора.

Известно несколько фактов, которые вызывают интерес у туристов:


Как добраться

Добраться до площади Святого Петра можно пешком от станции метро Ottaviano (ветка А), идти прямо вдоль улицы Ottaviano около 10 мин. До касс музеев Ватикана можно дойти от того же метро или от станции Cipro – примерно 5 мин.

Еще ближе к площади Собора доезжают автобусы по улице Виа ди порта Кавалиджери. Сюда идут маршруты 34, 46, 64, 98, 881, 916. Самый красивый маршрут – пройти пешком по Виа Дела Кончиллационе от реки Тибр. Сюда идут автобусы 23, 34, 40, 982.

Лучшее время для посещения

В какое время года лучше посещать собор Святого Петра, зависит от личных предпочтений. Летом в Рим приезжает очень много туристов и стоит жаркая погода. Меньше всего посетителей бывает зимой, но в это время часто идут дожди. Поэтому для посещения можно выбрать весну или осень. Из дней недели опытные туристы советуют вторник или четверг.

В среду на площади бывает многолюдно, зато в этот день можно увидеть папу Римского. В воскресенье людей немного, но при этом закрыты музеи Ватикана. Лучшими для посещения считаются утренние часы, когда туристов еще мало, а восходящее солнце подсвечивает Собор со стороны площади.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Соборе Святого Петра в Риме

Экскурсия в собор Святого Петра в Риме:

Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.

Фонтаны на площади Святого Петра

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.



После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.


Скульптуры, украшающие площадь Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.



По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.



140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Религиозные мероприятия на главной площади Ватикана

Увидеть Папу воочию стремятся многие приезжающие в Рим не только верующие, но и многие туристы. Не каждый знает, что возможность лицезреть понтифика предоставляется всем желающим практически каждое воскресенье. По этим дням, ровно в полдень, Папа благословляет всех собравшихся на ватиканской площади, обращаясь к ним из окна Апостольского дворца с молитвой «Ангелус».



Помимо этого, по средам, на площади Святого Петра в 10 утра начинается Общественная аудиенция, которая лишь в случае ненастной погоды может быть перенесена с площади в Зал Аудиенций, находящийся поблизости. Однако при этом нужно учитывать, что попасть на общественные аудиенции можно лишь приобретая билет.

Как добраться до Площади Святого Петра в Ватикане

Метро: линия А, до станции Ottaviano.
Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590 – до остановки Piazza del Risorgimento.
Трамвай: маршрут № 19 до его конечной остановки Piazza del Risorgimento.

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Собор Святого Петра — один из самых известных храмов мира, самый важный католический собор на планете, а также главное и самое большое сооружение Ватикана, религиозный центр этого государства. Является одной из 4 патриарших базилик Рима. Кроме того, собор Святого Петра — церемониальный центр Римско-католической церкви.

Высота собора Святого Петра — 136,6 метров.

Ширина — 211,5 метров.

Общая площадь — 22 067 квадратных метров.

Согласно легенде, собор построен на том месте, где когда-то казнили Апостола Петра. В действительно, велика вероятность, что это вовсе не легенда, а исторический факт — под алтарем собора действительно покоятся останки святого Петра.

Собор строился с 1506 по 1626 годы.

Над возведением церкви работали несколько поколений легендарных мастеров — таких, как Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Джакомо делла Порта, Рафаэль Санти, Джованни Бернини, Доменико Фонтана, Карло Мадерно и многие другие.

Является одним из самых больших соборов мира и самым вместительным из всех существующих. По высоте купола его превосходит только базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (столица Кот-д’Ивуара) — ее высота равняется 158 метрам против 136,6 метров у собора Святого Петра. Однако ватиканская базилика способна вместить около 60 000 верующих (и еще 400 000 — на площади перед собором), в то время как Нотр-Дам-де-ла-Пэ лишь 18 000.

Ежегодно в службах, отправляемых самим Папой Римским, принимают участие миллионы христиан.

Билеты и время работы

Стоимость билета в собора Святого Петра составляет 8 евро, если вы выберете полностью пешее восхождение на самый верхушку храма (не всем это под силу, впереди 551 ступенька). Воспользовавшись лифтом, вы сократите путь до 320 ступеней, но заплатить придется уже 10 евро. Дети до 12 лет могут пройти в собор бесплатно.

Посещение могилы Святого Петра и некрополя возможно только по предварительной записи. Осуществить ее можно по почте [email protected] или позвонив по телефону +39 06 69873017.

Также попасть в собор можно в составе экскурсии.

Время работы в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.

Посещение купола в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:30 до 18:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:30 до 17:00.

Есть возможность пройти в собор Святого Петра без очереди через отдельный вход. Собор вы осматриваете самостоятельно с аудиогидом, достумным на 11 языках. Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку ниже.

Пешеходный маршрут от Колизея до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от фонтана Треви до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от площади Испании до собора Святого Петра:

Google-панорамы Собора Святого Петра

Похожие статьи