История создания и интересные факты об автобусах. Первый московский автобус По конструкции и компоновке

История этого транспортного средства, которое ежедневно перевозит миллионы жителей земли началась не вчера и имеет много интересных фактов.

Начало истории.
Создателем этого транспортного средства стал англичанин Ричард Тревик. Именно благодаря ему, в 1801 году на улицы британского Кэмборна, выехала машина, которую в последствие стали называть автобусом.



Первый аппарат был на паровой тяге и перевозил всего 8 пассажиров. Кочегар, стоявший на запятках, периодически подбрасывал в топку уголь, и машина пыхтя и окрашивая улицы черным дымом, гордо двигалась вперед.



Через 28 лет, усовершенствованная модель автобуса могла перевозить уже 28 пассажиров, и развивала самую высокую скорость из существующих на тот момент транспортных средств.

К 90-м годам 18 столетия развитие электротехники позволило заменить паровой двигатель на электрический. Такая машина вышла на улицы столицы Великобритании в 1886 году.

В царской России, производством автобусов занимался завод «Дукс». Благодаря его усилиям, на улицах российских городов, в 1901 голу появились автобусы, которые двигались со скоростью 20 км/ч. и могли перевозить до 10 пассажиров.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания.
Немцы развили идеи англичан, и создали машину с двигателем внутреннего сгорания. Автобус мог перевезти 8 пассажиров со скоростью 12 км/ч. Такие машины использовали для сообщения между тремя немецкими городами: Дойц, Зиген и Нетфен.

В 1903 году, на российском заводе «Фрезе» разработали подобную машину. Российский автобус мог перевозить уже 10 пассажиров, и двигался со скоростью 15 км/ч. Правда, его кузов был открытого типа, и в плохую погоду в нем было не очень комфортно.

На службу людям!
Как общественный транспорт, автобус стал использоваться в Англии с 1903 года. Россия не намного отстала в этом отношении от «Туманного Альбиона». В 1907 году, на улицы Архангельска вышла первая машина, которая весила 6 тонн, и могла перевозить 25 человек, не считая водителя. Производили такие машины не в нашей стране, а в Германии, под маркой «НАГ». После этого автобусы пришли в столицу империи, а уже затем они появились и в Москве. Постоянное движение в древней российской столице было организовано уже после революции, в 1924 году. Первый постоянный маршрут был между тверской заставой и Каланчевской площадью.

Эволюция автобуса.
Менялась не только длинна пути, который мог осилить автобус. Менялась его форма и «наполнение». Давно прошли времена, когда в салоне могло ехать только 8 пассажиров. Многие компании стремились создать мега-машину, способную обслужить большое количество людей.

Первым успехом смогла похвастаться компания «DAF». Она смогла создать автомобиль, который перевозил 350 пассажиров. Длинна этого исполина составляла 32 метра и он назывался «SuperCityTrain». В его разработке принял участие экс-президент республики Заир.

Автобус Neoplan №980, использовался для доставки 342 авиапассажиров на борт самолета Боинг-747. Он имел длину 17 метров.
Из российских моделей стоит упомянуть о «Волжанине 6270». Он имеет длину 15 метров и в его салоне могут ехать 158 человек.

История автобусов берет свое начало пару столетий назад. Первый автобус создал Ричард Тревитик. Случилось это в 1801 году. 24-го декабря этого же года в Кэмборне, Англия, состоялась его демонстрация. Машина работала на паровом двигателе и была способна перевозить до 8 человек.

В 1886 году появился первый автобус, который стал работать от электричества. Произошло это в Лондоне. За час он мог проехать в среднем до 11,2 км пути. В России же такие автобусы были выпущены в 1901 году в Москве заводом «Дукс». В автобусе, скорость движения которого могла развиться до 20 километров в час, можно было разместить до 10 человек.

Немецкий завод «Бенц» в период 1894-95 гг. выпустил автобус, имевший двигатель внутреннего сгорания, который работал на бензине. Автобус вмещал 8 пассажиров, его путь лежал между городами Германии по 15-ти километровой трассе (Нетфен, Дойц и Зиген).

В России самый первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, изготовили на фабрике «Фрезе» в Санкт-Петербурге в 1903 году. Кузов у автобуса был открытый, в него могли вместиться 10 человек. Мощность установленного на автобусе одноцилиндрового мотора равнялась 10 лошадиным силам. Он был способен развить скорость примерно до 15 км/ч.

В XX веке наступил следующий этап в истории создания автобусов, их начали использовать как общественный транспорт. В 1903 году, в апреле месяце в Лондоне впервые вышел на маршрут городской автобус. В России, как общественный транспорт, автобусы запустили в Архангельске летом 1907 года. Началось все с немецкого автобуса НАГ весом 6 тонн. Он имел двигатель мощностью в 26 л.с. и вмещал до 25 пассажиров. Первый автобусный пассажирский маршрут открыли в Санкт-Петербурге в ноябре 1907 года. В «Петербургском листе» по этому поводу было помещено сообщение, в котором говорилось, что к Александровскому саду (напротив Вознесенского проспекта) часам к двенадцати дня подъехал автомобиль — омнибус или автобус, как теперь их называют.

В конце лета 1908 года впервые было запущено автобусное движение в Москве. А вот регулярное движение началось лишь с августа 1924 года, именно тогда автобусы марки «Лейланд» в количестве 8 штук, вышли на первый постоянный маршрут, пролегающий от Тверской Заставы до Каланчевской площади.

Общественный транспорт, в современном понимании этого слова, появился в крупных населенных пунктах Европы в первой половине 19 века, сразу же после начала эксплуатации железнодорожного транспорта. Талантливые конструкторы позапрошлого века спроецировали идею железнодорожного вагона, движимого силой тепловоза, на обычный многоместный экипаж, движимой силой одной или нескольких лошадей.

Официально признанным творцом предшественника трамвая был американский инженер Луба. Именно под его руководством в середине 19 столетия была построена целая сеть городских рельсовых линий в Нью-Йорке. Отечественный вариант, именуемый «конкой» был создан в 60-х годах позапрошлого столетия. Первые рельсы в городской черте проложили в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге. Этот проект реализовал инженер Домантович. Язвительные петербуржцы очень быстро нарекли данный транспорт прозвищем «сорок мучеников». Именно это сленговое наименование наиболее точно отображает все недостатки конструкции конок – отсутствие амортизаторов, неспешное и нерегулярное движение, постоянную переполненность вагона.

Конки, к счастью современных горожан, прослужили в качестве городского транспорта до конца 19 столетия, пока их не вытиснили более прогрессивные виды многоместных самодвижущихся экипажей. Уже в конце 19 века появляется альтернатива тягловой силе лошади – электромотор. Первым транспортом на электротяге стал трамвай. Создателями этого детища технической революции считают немецкого инженера В. Сименса, российского конструктора Ф. Пироцкого и американского изобретателя Л. Дафта. Первые трамваи появились в городской черте в 80-х годах 19 века.


На отечественных просторах первая трамвайная линия прошла в городской черте Киева (в 1892 году на 10 лет раньше чем в Москве и на 15 лет раньше, чем Санкт-Петербурге).

Кроме уже упомянутой конки в начале 19 века существовала и другая разновидность общественного транспорта – омнибус, представлявшая собой тот же вагончик на конной тяге, только двигавшийся не по рельсам, а по городской мостовой.


Омнибус появился на несколько лет раньше, чем конка. В Санкт-Петербурге этот вид транспорта пустили по городским улицам уже в 1832 году. Эта разновидность гужевого транспорта стала предшественницей современного автобуса – многоместного автомобиля для пассажирских перевозок.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был сконструирован в конце 90-х годов 19 века. Творцами этого механического чуда были конструкторы компании «Бенц».


Предшественницей рабочего образца компании «Бенц» была пассажирская повозка англичанина Ричарда Тревитика, оснащенная паровым двигателем. Основными конкурентами автобусов Бенца были электромобили английских и российских инженеров. Отечественный автобус на электрической тяге выпускала фабрика «Дукс». Этот электромобиль мог развивать скорость до 20 км/час и двигаться на расстояния до 60 километров без перезарядки накопителей электроэнергии.


Автобус фирмы "Дукс"

Первым образцом российского автобуса с двигателем внутреннего сгорания было изделие фабрики «Фрезе» - десятиместный кабриолет с одноцилиндровым агрегатом мощностью в 10 «лошадок». Постоянные автобусные маршруты в российских городах появились после революции 17-го года. В 1924 году в Москве открывают маршрут Комсомольская (тогда Каланчевская) площадь – Тверская застава, который обслуживали восемь машин марки «Лейланд».


Машины марки «Лейланд»

В 1926 году на базе родоначальника советской автоиндустрии завода «Автомобильное Московское общество» производят модель АМО-Ф15 – первый советский 14-местный автобус.


Но самой известной моделью советских автобусов, без сомнения, является «ЗИС-8» - пассажирская модификация грузовика ЗИС-5. Именно ЗИС-8 стал основой системы общественного городского транспорта. Этот автомобиль развивал скорость до 60 км/час и производился на множестве автомобильных фабрик СССР (в Ленинграде, Харькове, Киеве). Эти автобусы даже экспортировались за рубеж (16 машин «уехали» в Турцию уже в 1934 году). Именно эти автобусы ассоциируются со зловещими «черными воронами» НКВД, именно этот автобус, по версии режиссера культового сериала «Место встречи изменить нельзя» является транспортным средством Московского уголовного розыска.


Автобус ЗИС

Появление такого транспортного средства, как автобус спровоцировало борьбу с шумными и дорогостоящими (прокладка транспортных линий) трамваями. В качестве альтернативы этому железнодорожному городскому транспорту был предложен троллейбус – омнибус на электрической тяге. Первым образцом отечественных троллейбусов была модель ЛК-1 – итог совместных усилий нескольких московских фабрик. В этот вагон на электрической тяге вмещалось более 50 пассажиров.


Основой проекта ЛК-1 было шасси от автобуса Я-6, укомплектованное деревянным корпусом и электродвигателем на 60 кВт. Данный проект интересен лишь в силу новизны транспортного средства. Советский автопром выпускал и более интересные экземпляры транспорта на электротяге. Например, ЯТБ-3 – двухэтажный троллейбус, произведенный в Ярославле.


Это изделие, как и многие другие образцы отечественных автомобилей, разрабатывалось на основе лучших образцов иностранной техники. Донором проекта отечественного двухэтажного троллейбуса стал аналогичный образец от English electric company, приобретенный в Англии в 1937 году. На основе этого изделия советские мастера собрали уникальное транспортное средство высотой в 470 сантиметров. Общее количество пассажирских мест в ЯТБ-3 равнялось 72, но идея двухэтажного транспорта не пережила конкуренции с предложенной моделью «сочлененного» варианта. К началу 50-х годов двухэтажные троллейбусы стали автомобильной экзотикой.

Помимо наземного общественного транспорта в 20-м веке были реализованы идеи подземной железной дороги – метро и особого вида рельсового транспорта – монорельса. В наше время наиболее перспективные проекты общественного транспорта связывают именно с этими техническими идеями. Колесный транспорт, породивший проблему долговременных заторов на дорогах, уходит в прошлое. Хотя некоторые энтузиасты пытаются создавать уникальные проекты, основанные на использовании особых топливных элементов – водорода, солнечных батарей, сверхъемких аккумуляторов и прочих новинок.

Создателем первого в мире автобуса является английский изобретатель Ричард Тревитик. Тот самый, который создал первый паровоз. Автомобиль тоже работал на паровой тяге и был представлен публике в 1801 году.

Мы привыкли считать, что на смену паровому двигателю пришли двигатели внутреннего сгорания. Но на самом деле сначала были разработаны электромобили. Первый электрический автобус тоже появился в англии в 1886 году. Однако такие автомобили не получили распространения из-за малого запаса мощности и небольшой скорости.

В 1895 году в Германии был построен первый автобус с двигателем внутреннего сгорания. Именно этому типу автомобилей было суждено завоевать популярность и повсеместное распространение.

История развития общественного транспорта

Развитие промышленности и рост городов в Западной Европе потребовали решения проблемы перевозки людей. Первый общественный транспорт был на конной тяге. Это были специальные крытые повозки, вмещавшие несколько человек. Иногда повозки были двухъярусные. Ограниченные возможности такого транспорта не могли решить проблему. Перед инженерами того времени стояла задача создания принципиально новых машин. Так в результате экспериментов был создан первый автобус на бензиновом двигателе. Его маршрут пролегал между двумя немецкими городами, расстояние между которыми было около 16км.

Сегодня трудно представить наши города и посёлки без автобусов. По своему назначению они делятся на:

  • междугородние;
  • городские;
  • туристические;
  • школьные;
  • экскурсионные и др.

Несмотря на то, что первый электрический автобус не получил дальнейшего развития, эта идея нашла своё воплощение в наши дни. Благодаря развитию современных технологий, на улицы городов уже выехали первые микроавтобусы с электродвигателями. Будущее общественного транспорта за созданием экологически чистых автомобилей.

Ежедневно сотни тысяч людей по всему миру прибегают к услугам самого, пожалуй, распространенного и ходового вида общественного транспорта – автобуса. Он давно уже стал неотъемлемой и необходимой частью нашей повседневной жизни, и все прекрасно осведомлены о преимуществах и недостатках автобусов. Но за пеленой обыденности мало кого интересуют исторические подробности возникновения и развития столь важного вида транспорта, а узнать о них будет точно нелишним!

Первый механизм-прообраз того, что впоследствии назвали автобусом, создал в 1801 г. английский изобретатель-новатор Ричард Тревитик. Под Рождество того года по улицам Кэмборна (графство Корнуолл) на потеху восхищенной толпе проехала невиданная доселе машина на паровом двигателе, что могла вместить в салоне до 8 пассажиров. Сзади транспортного средства на подножке стоял кочегар, который неустанно добавлял угля в топку. Новое чудо техники кряхтело, пыхтело, выбрасывало в воздух обильные клубы черного дыма, но все же уверенно добывало себе право на дальнейшую жизнь.

К 1829 году автобус (тогда это средство передвижения уже получило такое название) заметно развился и внешне, и функционально: теперь взору людей предстал не «гадкий утенок», а растущий красивый лебедь, способный перевозить до 30 пассажиров и развивать скорость, недостижимую ни для одного из существовавших на то время видов транспорта.


Стремительное повсеместное внедрение электроэнергии в конце XIX века позволило автобусу выйти на качественно новый уровень эволюции. Вместо парового двигателя появилась возможность использовать электрический, и в 1886 г. на просторы Лондона выехал обновленный и сверхпрогрессивный вид общественного транспорта.


Не обходил стороной бурный технический прогресс и Российскую Империю. В 1901 г. московский машиностроительный завод «Дукс» построил и представил первые в стране электрические автобусы. Они были способны вместить до 10 человек, а максимальная скорость передвижения составляла 20 км/ч.

ХХ век: пик развития

Следующее веское слово в процессе становления нового вида транспорта произнесли признанные мастера машиностроения – немцы: в 1896 г. завод «Benz» явил миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания на бензине. Внешне он был похож скорее на увеличенную извозчичью коляску, вмещал в салоне 8 пассажиров и набирал до 13 км/ч. Впрочем, изначально это ноу-хау курсировало лишь между несколькими небольшими немецкими городами по короткой дороге.


До царской России автобус с двигателем внутреннего сгорания дошел спустя 7 лет. Петербургский завод «Фрезе» в 1903 г. сконструировал даже более прогрессивный экземпляр, чем немецкий. Он мог вместить уже 10 человек и разогнаться до 16 км/ч, однако имел существенный недостаток: кабину открытого типа. Поэтому в непогоду поездки либо отменялись, либо были крайне неприятными для водителя и пассажиров.


Автобус пока еще не носил глобального значения в роли общественного транспорта, но постепенное повышение уровня технического потенциала и комфортабельности не могло не наделить его основной задачей – регулярно перевозить туда и обратно потоки людей. 12 апреля 1903 г. в Лондоне состоялся первый в истории рейс автобуса, как городского общественного транспорта. В России это судьбоносное событие случилось немного позже.


Летом 1907 г. в Архангельск из Германии был доставлен автобус марки «NAG» вместимостью 26 человек, который незамедлительно обрел колоссальную востребованность и существенно облегчил передвижение по городу. К ноябрю того же года пассажирские автобусы появились в столице – Санкт-Петербурге, а в августе 1908 г. дошли и до Москвы. Но стабильно наладилось движение здесь только после революции и обретения Москвой статуса столицы СССР. В 1924 г. был организован первый регулярный автобусный маршрут между Тверской заставой и Каланчевской площадью.


С тех пор автобус непрестанно преображался. Его вместимость становилась 50, 100, 200 человек. Сейчас строятся специальные транспортные средства для доставки людей в аэропорты, проведения экскурсий, автобусных туров между странами. Некоторые из них достигают 40 метров в длину и вмещают до 500 пассажиров!


В нынешнее время остается лишь посочувствовать тем несчастным, что больше 100 лет назад ехали в открытых кабинах под мерзким дождём и снегом. Теперь это воспринимается как шутка, ведь самые современные автобусы предоставляют большой перечень услуг на период путешествия – тут и телевизоры, и туалет, и Wi-fi, так что пассажиру грех жаловаться на уровень комфорта. И нет оснований считать, что автобус остановится в своем развитии или утратит популярность.

Похожие статьи