Корабль зиновия. Кипр

Достопримечательность, которая выбивается из ряда многовековых церквей и крепостей, - популярное для посещение судно «Зенобия».

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Достопримечательность, которая выбивается из ряда многовековых церквей и крепостей, - популярное для посещение судно «Зенобия». Этот затонувший объект представляет интерес для дайверов со всего мира. Грузовое 170-метровое судно лежит недалеко от берегов Ларнаки на глубине более 40 м. Своё последнее пристанище «Зенобия» нашла в 1980 году, на полпути между Сирией и Грецией.

Сегодня затонувшее судно называют «Средиземноморским Титаником». Вид судна и правда впечатляет. Смелые дайверы имеют возможность осмотреть его полностью, включая машинное отделение, коридоры и трюмы. Поскольку «Зенобия» затонула прямо с грузом (многочисленными грузовиками), они также превратились в объект для осмотра.

На Кипре компании по организации погружений предлагают разные варианты для посещения «Зенобии». Но тот, кто ещё не решился заплыть на серьёзную глубину, может осмотреть судно на поверхности с маской и трубкой - отличная видимость в ясные дни позволяет сделать это без проблем.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

В субботу, 15 декабря, группа дайверов прикрепит рождественские украшения к затонувшему в 1980 году у берегов Ларнаки шведскому парому «Зенобия». Аксессуары и игрушки выполнены из нетоксичных нерастворимых материалов. После Рождества они будут сняты с находящегося на глубине 42 метра судна. Начало акции запланировано на 10 утра. Ее окончание дайверы намерены отпраздновать.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ШВЕДСКОГО ПАРОМА

Напомним, что причины крушения «Зенобии» до сих пор остаются предметом споров. Построенный в 1979 году в Мальмё паром водоизмещением 12 тысяч тонн вышел в первый рейс (из Швеции в Сирию) 4 мая 1980 года. На борту «Зенобии» находились 108 грузовиков, а также оборудование и продовольствие, предназначенные для реализации в странах Восточного Средиземноморья.

«Зенобия» благополучно прошла через Гибралтар, сделала заход в порт Ираклион на Крите, а затем отправилась в греческий порт Пирей, чтобы устранить неполадки в системе водных балластов. После ремонта в Пирее корабль взял курс на сирийский порт Латакия, однако вскоре выяснилось, что повреждения не устранены и «Зенобия» отправилась в ближайший порт - Ларнаку.

Компьютерная система балансировки парома дала сбой и «Зенобия» сильно накренилась на левый борт. Команда механиков выровняла крен до 5 градусов, после чего капитан отдал приказ покинуть корабль. Перед этим по просьбе кипрских властей капитан отвел «Зенобию» на две мили от берега. В течение трех дней судно погружалось в Средиземное море и 7 июня 1980 года окончательно ушло под воду.

А ВЫ КАТАЛИСЬ НА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКЕ?

В нулевых годах опуститься к «Зенобии» - в зеленовато-синий хаос покореженного металла, мимо огромных лопастей кормовых винтов, застывших навсегда - можно было на российской подводной лодке «Садко», построенной в 1997 году в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро «Рубин».

Из бездны постепенно появлялись очертания 172-метрового монстра. Затонувший корабль оброс похожими на вату зелеными водорослями, из которых выступает в изумрудном полумраке россыпь каркасов, трапов и автомобилей. 108 грузовиков лежат на боку штабелями, свисают с палубы на цепях, разбросаны по дну.

Грузовики и рефрижераторы выглядят как детские игрушки, хаотично раскиданные капризным хозяином, а носовая часть «Зенобии» напоминает космический корабль инопланетян. На палубе - относительный порядок, если, конечно, не обращать внимания на то, что судно лежит на левом борту.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ ПОДВОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Поднимать «Зенобию» нет никакого смысла. Лежа на дне, она приносит гораздо больше прибыли. Уже 38 лет и зимой, и летом к парому погружаются сотни любителей подводного плавания, многие из которых прилетают на Кипр только ради «Зенобии». Затонувший паром, переходы и коридоры которого сплелись в невероятный лабиринт - идеальный полигон для совершенствования навыков аквалангистов.

!!! - Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в

Кипр - сердце Средиземноморья, которое бьется в унисон с вашим ритмом жизни: здесь каждый найдет себе занятие по душе. Те, кто в отпуске и не расстается с велосипедом, смогут воспользоваться множеством крутых велосипедных дорожек. К услугам любителей пикников - специально оборудованные площадки в горах. Тем, кто предпочитает пляжный отдых, придутся по душе живописные пляжи острова.

Однако одно из самых увлекательных развлечений, ради которого многие и едут на Кипр, находится не на самом острове, а в нескольких сотнях метров от берега Ларнаки. Опытные дайверы, наверное, уже догадались, что речь идет о самом большом затонувшем корабле Средиземноморья «Зенобия». Узнав о возможности побывать под водой и увидеть своими глазами знаменитое судно, я не удержалась и тут же решила попробовать себя в роли дайвера.

На деле все оказалось не так просто: чтобы стать дайвером даже на один день, необходимо было пройти курс обучения Open Water Diver. Сам курс состоит из трех этапов. Первый - это интересная и очень важная теоретическая подготовка, во время которой вы познакомитесь с основными терминами, узнаете о снаряжении дайвера и о потенциальных опасностях, которые могут встретиться под водой. Из этого курса мне запомнилась фраза: «После погружения ваш мир никогда не будет прежним». Хм… Что же изменится?

Второй этап курса заключался в отработке в воде всех навыков, о которых мы узнали во время лекции. Для меня этот этап оказался самым напряженным! Сперва мне подобрали оборудование, надели снаряжение и сказали, что надо идти к морю. Всего-то метров 100 по суше! Но я не смогла не то что идти к морю, мне было не под силу даже встать... На мне дополнительно было 24 килограмма: 17-килограммовый баллон с воздухом, четыре кило груза, жилет, боты, ласты, маска, регулятор и так далее. Спасибо моему внимательному и терпеливому инструктору, который помог донести мой баллон до моря. У воды на меня снова нацепили баллон, мы зашли в воду на глубину около двух метров, надули жилет... и тут меня начало носить, как поплавок! Я была настолько неуклюжа, что моему инструктору пришлось вновь напомнить мне теорию и во всем помогать. Затем последовала очередь погружений на два метра для отработки навыков. Я, конечно, совершила кучу ошибок: резкие движения, быстрое всплытие, неправильное дыхание, сказывалась и общая неповоротливость в воде. В тот момент мне казалось, что я выпью все Средиземное море! Но глаза горели, энергии было хоть отбавляй, поэтому я упорно работала над собой и в итоге справилась.

На третьем этапе, наконец, начались самостоятельные погружения: сначала до 12, а потом и до 18 метров - вот на такой глубине я и оттачивала свои дайверские движения. Под водой я видела прекрасных рыбок, небольшие яркие рифы, покрытые кораллами, но получить удовольствие от этих пейзажей было сложно, так как я постоянно находилась в напряжении и стремилась контролировать все свои действия. И не зря! Не успела я и глазом моргнуть, как стала сертифицированным дайвером с максимальной глубиной погружения до 18 метров.

Но тут оказалось, что одного курса для погружения на «Зенобию» недостаточно, ведь корабль лежит куда глубже 18 метров. Мне так хотелось увидеть «Зенобию» своими глазами, что я решила «прокачать» свои дайверские навыки и пройти курс Advanced Water Diver, который предоставляет возможность погружения до 30 метров. Он тоже состоит из двух этапов, теории и практики, но после первого курса новое обучение показалось мне легче и интереснее.

Перейдя на новый уровень (в прямом и переносном смысле), я наконец-то почувствовала себя в невесомости под огромной толщей воды. Научилась контролировать положение своего тела одним лишь дыханием. Мое тело под водой стало легким, гибким и покладистым. И я получала нереальное удовольствие и наслаждение от этой легкости и от окружающей красоты. Рядом с нами плавали косяки ярких мелких рыб, а от разнообразия кораллов глаза разбегались. Первое время я крутила головой во все стороны в попытке всё увидеть и запомнить каждое мгновенье.

И вот мне разрешили вместе с группой погрузиться на знаменитую «Зенобию». Ее судьба, как и судьба «Титаника», очень трагична. Огромнейший корабль длиной 172 метра в 1980 году вышел из Сирии в порт Ларнаки. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков с разным грузом. Но во время шторма произошло сильное смещение грузов, корабль накренился на левый борт и затонул со всей имеющийся на борту техникой.

Тихая погода, спокойное море, мы спускаемся по тросу под воду. С каждым шагом погружения очертания носовой части корабля становятся все четче и четче, но весь корабль одним взглядом не охватить. Его хвостовая часть уходит в голубую бездну. За 36 лет «Зенобия» покрылась кораллами, заросла водорослями и стала пристанищем для прекраснейших обитателей подводного мира: стаек морских ласточек, серебристых морских карасей, снэпперов, макрелей, зеленых морских попугаев, черепашек и мурен.

Но больше всего меня поразили грузовики, которые прикреплены цепями к палубе и потому располагаются практически под прямым углом к морскому дну. Непередаваемое зрелище: странно, опасно и восхитительно одновременно. Затем мы рассмотрели ресторанный зал, в котором сохранились кофе-машины тех времен, бутылки из-под пива и кока-колы, различная посуда и даже ковер, который украшал когда-то пол ресторана. Благодаря размерам корабля, количеству отсеков, кают и переходов между ними каждый новый дайв не похож на предыдущий - совершать подводную прогулку к «Зенобии» можно много-много раз, не наскучит точно.

Погружение под воду - это и активный отдых, и путешествие в неизведанное. Я благодарна судьбе за то, что мне выпала возможность увидеть подводный мир, почувствовать его. Я благодарна терпеливому инструктору Олегу и дружелюбным ребятам на Кипре, которые меня поддерживали. Фраза «После погружения ваш мир никогда не будет прежним» оказалась правдой. Я открыла в себе новые способности, расширила границы привычного и побывала в новой Вселенной, где ты гость ровно настолько, насколько хватает воздуха в баллоне.

Всех испытанных эмоций словами не передать. Я вернулась к своей обычной жизни, к своим увлечениям, которые по-прежнему мне интересны, но практически каждый день я думаю о дайвинге. Прекрасные и загадочные глубины манят меня снова и снова. И если вы уже дайвер, то поймете мои чувства, а если нет, то вот мой совет: при первой возможности научиться дайвингу - дерзайте.

Очень часто паром Зенобия - называют Титаником средиземноморья. Этот паром имеет действительно потрясающие размеры 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Кроме того судно повторило печальную судьбу Титаника - затонуло в свой первый рейс.

Зенобия является одним из первых сайтов по популярности среди всех дайв-сайтов Кипра. Кроме того входит в пятерку самых интересных и почитаемых сайтов среди дайверов планеты.

Завораживает картина огромного судна, опрокинутого на борт, вокруг которого подобно игрушкам разбросаны грузовые машины. Подобная картина впечатляет уже при первом приближении, кроме того существует возможность пробраться во все внутренние помещения парома.

История парома Зенобия

Паром «Зенобия » был построен в Швеции в 1979 году, был оборудован первоклассной техникой своего времени. После спуска на воду в июне 80-го года, отправился в свой первый переход из Сирии в Грецию. При входе в гавань города Ларнаки, судно по неизвестным причинам начало крениться на левый борт. На текущий момент существует несколько версий гибели парома. Одной из называемых причин называется неисправность в компьютерных системах судна, в результате которой была нарушена работа балластов парома, он получил большой крен на левый борт. Другая версия - намеренное затопление парома с целью получения страховки. Радует во всей этой истории, что обошлось без человеческих жертв - экипаж успели во время эвакуировать.

Позже, чтобы паром не мешал движению судов - было принято решение отбуксировать его на более глубокое место, где он сейчас и находится на глубине 42 метра.

Описание дайв-сайта

Находится сайт на расстоянии 1500 метров от берега в гавани города Ларнаки (добраться можно на лодке за 10 минут). Длина парома 170 метра, ширина 23 метра, осадка 13 метров, водоизмещение 12 тыс.тонн, макс., скорость 12,5 узлов.

Лежит паром на левом борту на морском дне на глубине 42 метра, самая верхняя точка находится от поверхности на глубине 16-18 метров. Такой разброс глубин позволяет проводить осмотр парома дайверам разного уровня сертификации.

Палуба парома располагается практически перпендикулярно плоскости грунта. На палубе можно увидеть потрясающую картину - грузовики, прикованные к палубе цепями. Машины очень хорошо сохранились, отлично виден перевозимый этим транспортом груз - спальники, медицинские препараты.

Положение парома Зенобия на морском дне

Очень интересны внутренние помещения парома. Есть возможность пробраться на капитанский мостик, осмотреть ресторан (хорошо сохранились: кофейная машина, посуда, бутылки), верхнияя и нижняя грузовые палубы, самые смелые могут пробраться в машинное отделение. Интересно дно вокруг корабля - на большом расстоянии разбросан всевозможный груз.

Для проведения осмотра со средних глубин рекомендуется использовать смеси нитрокс - это позволит Вам продлить время нахождения под водой.

Паром огромен по своим размерам, поэтому многие дайверы совершают на него огромное количество погружений, при этом открывая для себя постоянно что-то новое. Судно обладает многочисленным количеством помещений, коридоров, отсеков.

Дополнительная информация

Необходимо соблюдать осторожность при нахождении рядом с грузовиками, висящими на цепях на основной палубе. Цепи со временем в морской воде теряют свою прочность и могут не выдержать вес автомобиля. Кроме того, любое проникновение во внутренние отсеки парома должно быть тщательно спланировано.

Затонувший на Кипре паром Зенобия (Zenobia) - идеальный рэк для рекреационных и технических дайверов.

Корабль погрузился на дно в результате проблем с бортовым компьютером управления балластом. Когда были исчерпаны все меры по приведению его в вертикальное положение было принято решение отбуксировать медленно заполнявшийся водой корабль подальше от берега (примерно на 1.5 км) в бухту, где не мешая судоходству, спустя некоторое время он и затонул. При затоплении парома никто не пострадал, оставшаяся на борту команда благополучно сошла на берег.

Для дайверов основным преимуществом Зенобии является рекреационная глубина, наличие большого количества "достопримечательностей", и отличное состояние сохранности!

На палубах парома в момент затопления находилось, и пошло вместе с ним ко дну более сотни большегрузных грузовиков фур с оставшимся на прицепах грузом: электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки "LEGO", спирт денатурат, дерево ценных пород, строительное оборудование, продукты питания...

Для детального осмотра всех элементов корабля мы рекомендуем дайверам воспользоваться нитроксными смесями, увеличив время экспозиции на глубине.

Паром лежит на левом борту. Минимальная глубина (по правому борту) - 16,5 метра. Максимальная глубина (по левому борту) - 42 метра.

Название: Zenobia
Постройщик: Kockums Varv AB, Sweden
Построен: 1979
Тип: Challenger-class "roll-on/roll-off ferry"
Длина: 172 m (584 ft)
Ширина: 28 m (92 ft)
Затонул: June 7th 1980

Наши 12 основных маршрутов дайвинга на Зенобии - это только верхушка айсберга!

  1. Ориентировочное-винты, грузовики снаружи, спасательные шлюпки. Целующиеся грузовики, куриные яйца на дне.
  2. Якорь, проникновение в кафетерий и рубку.
  3. Проникновение в первую палубу через большой вход, грузовиек с костями (рефрижиратор вез говядину), выход через небольшое окно, либо через лифтовую шахту.
  4. Проникновение в кают компании, воздушный карман, выход по лестнице у шлюпок либо через кафетерий.
  5. Проникновение во второй трюм, грузовики, спальные мешки, пуховики, древесина и на закуску автопогрузчик (forklift).
  6. Проникновение во второй трюм-возможность увидеть единственный автомобиль Жигули первой модели, «копейку», по одной из версий-машина принадлежала капитану.
  7. Проникновение в отсек для якорной цепи, выход на 36 м, прооникновение в рубку и из рубу и далее в прачечную.
  8. Проникновение в медпункт, возможность увидеть картину с березами (!), телефон, выход на 30 м через офицерскую кают-компанию.
  9. Проникновение в машинное отделение, надголовная среда 40 м, «тур» по машинному отделению. Выход через первый трюм. Погружение декомпрессионное.
  10. Проникновение в машинное отделение. Выход через второй трюм. Погружение декомпрессионное.
  11. Проникновение во второй трюм. «Тур» по второму трюму. Выход через вентиляционные трубы, либо через отсек с самым большим на рэке воздушным карманом. Погружение декомпрессионное.
  12. Проникновение в ‘control room’.

Похожие статьи