Широкая дорога в китае. Пути Поднебесной

Практически каждый большой густонаселенный город страдает от пробок. Самые крупные заторы случаются в таких мегаполисах, как Бангкок, Пекин, Сан-Паулу, Лос-Анджелес и Вашингтон. Там людям часто приходится выделять несколько часов в день только на передвижение. Даже средний американец в небольшом городке проводит в пробках почти целую рабочую неделю в год. Поскольку дороги сильно перегружены, даже незначительные помехи на проезжей части могут привести к огромному затору. Именно это произошло в 2010 году, когда в Пекине из-за дорожных работ образовалась 12-дневная пробка длиной в 100 километров.

Эта мега-пробка растянулась по Китайскому национальному шоссе 110. По иронии судьбы, она образовалась из-за дорожных работ, нацеленных на борьбу с пробками. Тем не менее пекинские перегруженные улицы не могли выдержать даже этого. Большие грузовики техобслуживания и сами дорожные работы быстро застопорили движение. Усугубляло положение то, что автомобили сильно перегревались. Все это заставило автомобилистов стоять на дороге днями…

Конечно, какой бы тяжелой ни была ситуация, всегда найдутся те, кто найдет способ извлечь из нее прибыль. Пользуясь возможностью, продавцы предлагали застрявшим водителям лапшу быстрого приготовления, другие продукты питания, воду и сигареты по ценам в 10 раз выше обычных. Тем, кто отказывался покупать, иногда угрожали повредить автомобиль. Было множество случаев, когда из машин крали деньги и «сифонили» газ. Однако все было относительно спокойно, так как для патрулирования дорог вызвали 400 полицейских.

Пробка затянулась почти на две недели. Машины двигались чрезвычайно медленно – по 3 км в день. Люди в машинах играли в карты, шахматы или просто дремали. Хотя большинство из нас никогда бы не согласилось встать в такую пробку добровольно, некоторые дальнобойщики сознательно поехали по этому загруженному маршруту (хоть и могли его объехать). Они хотели как можно больше времени провести в пути, чтобы потом завысить цены. Очевидно, что ситуации это не помогло.

Удивительно, но пробка исчезла на 12-й день. Это оказалось меньше, чем предсказывали некоторые чиновники. Видимо, местные власти в одночасье разогнали скопление машин, и те начали двигаться с обычной скоростью.

Кстати, хоть в Пекине и была самая продолжительная пробка, рекорд по длине затора (в плане расстояния) принадлежит бразильскому городу Сан-Паулу. Там регулярно бывают пробки длиной до 295 километров!

Иностранцам нельзя водить машину в Китае. Но если очень хочется, то можно нелегально.

Мы с другом путешествовали по Поднебесной на автомобиле, и проехали 13 тысяч километров.

Хочу показать, как устроены дороги в КНР и почему они скоро обгонят Америку.

1 Пять лет назад я путешествовал по США. Это был огромный двухмесячный маршрут, в одиночку за рулём я проехал 20 тысяч километров, от Детройта до Детройта. Долгие часы за баранкой я проводил, изучая устройство дорог, съездов, нумерации шоссе и следил за поведением водителей.
Тогда получился большой репортаж . Мне казалось, что в Штатах лучшие в мире дороги, а как ещё может быть в стране с такими расстояниями?

2 В Китае они ещё больше. Ну а что с дорогами? Если в США они воспеты в кино и музыке, одна только легендарная Трасса 66 чего стоит, то что в Китае, остаётся загадкой даже для большинства туристов, приезжающих в страну. Вот что я скажу - они не просто догнали, а уже переплюнули Америку и остальные страны мира. Там, где другие рубят тоннели в скалах, китайцы ставят сваи. Десятки и сотни километров дорог на бетонных столбах. Иногда трассы проходят прямо по руслу реки.

3 Китай - страна опережающего развития. Видели их города-призраки? Я и сам о том, как целые города-миллионники стоят пустыми в ожидании жильцов, которые могут приехать и через десять лет. Но китайцы делают это сейчас, потому что могут сейчас, а потом - неизвестно. Вот то же и с дорогами. Эта фотография сделана в предгорьях Тибета, где жителей пара сотен на две деревни, и те на ослах ездят. Но дорогу построили, ещё и с фонарями и широким тротуаром!

4 Сложнейшие развязки, грандиозные инженерные сооружения, всё это приводит в восторг!

5 Мы путешествовали почти месяц. Каждый день проводили за рулём от шести до двенадцати часов. И почти везде были отличные хайвеи. А где не было, там их строили в тот самый момент. В самых глухих районах развёрнуто масштабное дорожное строительство. Об этом никто не знает, не пишет и не рассказывает, потому что иностранцам это недоступно.

6 Чтобы легально водить в Китае, нужно получать местные права и иметь местную же регистрацию, чтобы сдать экзамен на эти права. Туристу никогда не снять машину в прокат. Год назад я получил письмо от человека по имени Валихан: он рассказал, что читает мой блог, и в заметках про Японию увидел, как я обмолвился о своей мечте - проехать на машине по дебрям Китая. Оказывается, такая мечта была и у Валихана, с той только разницей, что он уже десять лет живёт в Пекине, имеет права и машину, и конечно, свободно говорит на китайском.

7 Стоит ли говорить, что я загорелся? Мы стали общаться, придумывать маршрут, и спустя месяц он меня уже встречал в аэропорту Пекина. Всё было готово к путешествию, и прямо с парковки аэропорта мы отправились во Внутреннюю Монголию, это десять часов пути.

8 Про Китай потом было много рассказов, вы можете почитать их купить мою книгу " ". Сейчас продолжу рассказ про дороги.

9 Если дороги УЖЕ хорошие, то водители ЕЩЁ не очень. Китайцы мало, очень мало сами передвигаются на большие расстояния, для этого есть скоростные поезда и самолеты, это у них тоже хорошо развито. Основной транспорт на магистралях - грузовики. А дальнобойщики народ специфический.

10 У них свои понятия о правилах движения и своеобразная шофёрская этика. Например, обогнать коллегу и перестроиться назад в правый ряд неприлично, поэтому нужно ехать в левом, с той же скоростью, и ждать, пока другой водитель сам станет сбавлять скорость, как бы вежливо уступая дорогу. Легковушки сзади? Боже, какая ерунда!

11 У дорожников тоже своеобразный юмор.

12 Самый интересный Китай там, где нет асфальта и скоростных шоссе. Таких мест остаётся всё меньше.

13 Это скорее исключение, чем правило.

14 Когда прокладывают дорогу, делают это хорошо и с заделом на будущее. Качественный асфальт и фонари даже в глухих районах. Правильная философия - лучше сделать сейчас, чем не сделать потом.

15 Иногда такой подход выглядит комично. В России видел ровно обратную картинку, была дорога, бац - и нет.

16 В каждой провинции страны свои правила дорожного движения. Различий может быть очень много, начиная от ограничения скорости. А ещё у каждой полосы может быть своя скорость.

17 Бывает, что всё одно, легковушки 120 с минимальной 60, автобусы и грузовики - не больше 90.

18 Бывает, что левая полоса используется только для обгона, ехать по ней нельзя. Но часто всё наоборот, например, левой полосы держатся только легковые авто, в правую встают только грузовики. Или ещё изощрённее, в левой едут все, но побыстрее, в правой тоже все, но медленнее. И если ты едешь по пустой дороге в правом ряду 120, тебя могут остановить полицейские: нарушил!

19 Конечно, отличается дорожная инфраструктура и её дизайн.

20 Светофоры, перекрёстки, даже знаки могут быть разными.

21 В Америке тоже есть различия между штатами, но не такие большие.

22 Сложно ли путешествовать по Китаю, не понимая иероглифов? Немалая часть указателей вообще продублирована на английский.

23 В то же время, англоязычный перевод тоже встречается.

24 Ехать вы всё равно будете по навигаторам, так что заблудиться не получится.

25 Кроме обычных дорожных знаков, на обочинах встречается “социальная пропаганда”, где призывают не водить уставшим.

26 Или объясняют, что перепалки с женой во время движения могут стать причиной аварии.

27 А вот путешествовать по Китаю без китайского почти невозможно, вы не сможете объясниться даже с персоналом отеля, не говоря о том, чтобы найти правильный отель: для размещения иностранцев нужна отдельная лицензия, у многих её нет. Гугл и Букинг в глубинке не помощники, нужно пользоваться местным ПО. В то же время, если будут желающие, думаем с Валиханом в сделать тур для небольшой группы в следующем году. По такому Китаю, который больше никто не покажет.

28 Нравятся китайские дороги? Хорошие, правда? Есть один нюанс - почти все скоростные магистрали платные. Причём серьёзно платные, стоимость проезда по ним чуть меньше, чем стоимость бензина, который вы тратите на дорогу.

29 Пункты оплаты красивые, и не похожи друг на друга.

30 Региональные особенности решают. В Монголии это будут юрты, в Тибете ступы, а в городе Ченгду, где самый большой в стране питомник с пандами - сами понимаете.

31 Полиция. Её на дорогах мало. Стражи порядка появляются, только если что-то произошло.

32 Но их передвижные посты есть возле каждого пункта оплаты на трассах.

33 И вот здесь важно не попасться. Машины останавливают выборочно, просто так, проверить документы. Если у Валихана с ними был полный порядок, то у меня-то нет! Были международные права, в которых хоть и написано, что они действуют в Китае, в самом Китае об этом не знают. Однажды нас остановили, как раз когда я был за рулём, и вот чем это .

34 В иных деревушках встретишь старые пустые блокпосты и контрольные пункты, но они больше не действуют.

35 Китай очень сильно изменился за последнее десятилетие, как раз вместе с дорогами. И будет меняться дальше.

36 В общем, полиция здесь водителей не кошмарит, и занимается больше воспитанием, чем наказанием.

37 Зачем себе карму портить и работы добавлять? Карательные функции на дорогах исполняют беспристрастные камеры.

38 Вот их - много. Очень много. Скрытых и явных, замеряющих скорость, проверяющих регистрацию, следящих за движением по полосам.

39 Но у камеры есть большое преимущество: ей всё равно, что ты иностранец.

40 Даже в глухих деревнях в предгорьях Тибета установлены камеры. И никуда от этого не деться.

41 Заправки. Когда ты в долгом путешествии, это не просто место для остановки, чтобы залить там бензин и слить лишнее из себя. Это целый мир. Про заправочные комплексы в Китае можно было бы написать отдельный рассказ, но не напишу.

42 Кстати, Шелл это единственный международный бренд на дорогах страны, и это была его единственная заправка, которую я встретил.

43 Китайские же заправки - странные. Тут либо пусто…

44 Либо густо. В худшем случае вам даже бензин нальют из цистерны, в лучшем - накормят, спать уложат и еще станцуют.

45 Вот это тоже заправка, например.

46 И вот, моё любимое. Лаунж-зоны на китайских заправках. Готовы заглянуть внутрь?

47 Не пугайтесь! Такие туалеты типа сортир мы видели не часто, просто начали путешествие с нищей и неухоженной Внутренней Монголии.

48 Обычно уборные это столь грандиозные строения, что их и туалетами называть неприлично. Дворец мочеиспускания!

49 Чтобы никто не стоял в очереди, китайцы нашлёпали по сотне кабинок на каждой заправке. Рота солдат одновременно писать может!

50 С умывальниками вот промашка вышла, по утрам к ним очередь из желающих почистить зубы.

51 Я мог бы ещё многое рассказать про дороги Китая, но этот пост и так получился слишком длинным. Поэтому вы спрашивайте, что хотите знать, а я отвечу.

Бесконечные дорожные очереди намного хуже магазинных. Водители, простаивая часами в пробках, приходят в бешенство. Некоторые из них уже придумывают для себя различные занятия, чем можно заняться в дороге. Одни читают, девушки вяжут, многие разговаривают по телефону, играют в игры через Интернет или просто «ковыряются в носу», ожидая своего времени. Все пробки возникают из-за того, что растет численность автовладельцев. В мегаполисах, вообще, образуются многокилометровые заторы.

Самая большая пробка в мире

В Вашингтоне в 1969 году проходил фестиваль рока. Он то и послужил причиной образования автомобильной многокилометровой пробки. На фестиваль «Вудсток» собралось по крайней мере не менее 500 000 молодежи, которые приехали на авто. В результате образовалась очередь или пробка в 32 км.


В этот год на город обрушился сильнейший в истории ураган. Жители были предупреждены и, сильно испугавшись, бросились убегать. Причем каждый садился на автомобиль и ехал к 5-ой магистрали. В результате образовалась пробка в 160 км.


На дороге образовался многокилометровый затор из-за плохих погодных условий. Многие жители на выходные уехали за город к себе на дачи, а по возвращению обратно их ждал сюрприз. В связи с непогодой образовалась очередь в 175 км.


Пробка длиной в 292 километра – абсолютно новый рекорд. В Сан-Паулу это самый большой затор в истории.


Этот год ознаменован для Китая созданием самой большой автомобильной пробки. Образовалась она 11 августа и только 25 августа затор значительно уменьшился. За 2 недели, автомобилисты так устали, им хотелось кушать, пить и спать. Зато уличным торговцам такая пробка пришлась по карману: они организовали торговлю продуктами питания, продавали воду, причем по завышенным ценам в 2 раза.


Пекин окружают 6 кольцевых дорог. И все равно не хватает места! Ежегодно образуются заторы, причем Пекин является первым в мире по образованию пробок на дороге. В китайской столице никак не могут урегулировать количество приобретаемых машин, поэтому пробки неизбежны.


Старые, неровные и узкие улочки приводят к ежегодным пробкам на дорогах Мехико. В Мехико очень часто проводятся протесты, что приводит к образованию километровых пробок.


Ежедневно, ежечасно, тысячи машин попадают в большие пробки. Местные жители уже привыкли к заторам и относятся к этому совершенно нормально. Водители рассчитывают время и выезжают из дому на несколько часов раньше, чтобы из-за заторов не опоздать на встречу или работу.


Образовался затор аж на 50 полосах движения. Дело в том, что китайские автомобилисты, удачно отпраздновав Национальный день Китая, который длится 7 дней, посадив свою семью в авто, ехали к себе домой. Не уточнялось, сколько семей и сколько часов потратили на то, чтобы выехать из города.


Ежедневно, на улицах дома, автомобили простаивают в пробках. За это время сжигается до 500 000 000 литров топлива. Естественно, атмосфера загрязняется выхлопными газами.

На образование огромных автомобильных потоков влияют 2 фактора: погодные условия, человеческий фактор. Кроме рейтинга самых больших автопробок в мире, можно разделить их и продолжительности. Человек теряет уйму времени в дороге. В Манчестере затор продолжался 72 часа, это 3 суток. Второй по длительности затор произошел в Париже. Автомобилисты простояли в пробке более 70 часов. Далее следует Кельн – 57-часовая автопробка.

Движение по городским пробкам после праздников бывает довольно ужасным. Но Китай просто превратил худший кошмар каждого водителя в реальность, когда сотни тысяч людей отправились по домам в конце Золотой Недели, недельного национального праздника.

Тысячи автомобилистов попали в 50-полосную пробку на скоростной автомагистрали Пекин-Гонконг G4 - одной из самых оживленных дорог страны. Некоторые уже успели прозвать эту пробку “карпокалипсисом”, а другие называют ее “кармагеддоном”.


Хотя туманная погода также сыграла свою роль, настоящий виновник такой пробки - новый контрольно-пропускной пункт, который сужает 50-полосную дорогу всего до 20 полос. В результате, люди простояли в пробках в течение многих часов.


Китай знает не понаслышке, что такое большие пробки, особенно на национальных шоссе. В 2010 пробка на одном из шоссе растянулась на целых 74 мили, и водители стояли в ней на протяжение 12 дней. Её причиной стаало дорожное строительство, сломанные автомобили и аварии.


Чтобы скоротать время, люди играли в карты, а соседние продавцы воспользовались возможностью и продавали им еду и воду по сильно завышенным ценам.


В 2012 правительство решило предоставить гражданам бесплатное дорожное путешествие во время этого же национального праздника. В результате, 24 автострады в 16 областях превратились в крупную автостоянку, где 85 миллионов человек просто отставили свои автомобили.

Похожие статьи