Крепость Масада и Мертвое море — свидетели темных времен Израиля. Крепость Мосада: история, современность, интересные факты Гора моссад история

Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.

В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него - крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада - это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.

Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:

Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы - под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…

Слово "мецад” или "мецада”, в греческом произношении "масада”, употреблявшиеся для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго храма - название, присвоенное определенной крепости, встречаются в Священном писании. Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров.

Это очень сильная крепость, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.

Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.

Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).

Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.

При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.

Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны

После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

В 66 году, с начала Иудейской войны, Менахем (сын Иуды Галилеянина) во главе отряда зелотов захватил Масаду. Они избили римский гарнизон и захватили оружие, которое было сложено еще царем Иродом.

Весной 70 года римская армия под командованием императора Тита осадила Иерусалим, но здесь их ожидало ожесточенное сопротивление жителей города Предложение о сдаче было с негодованием отвергнуто восставшими, которые своими частыми вылазками пытались помешать осадным работам римских войск. Каждый метр римлянам приходилось брать с. боем. Лишь после того, как император Тит окружил Иерусалим кольцом окопов, его армия могла без помех возобновить атаки. В августе легионеры овладели Вторым Иерусалимским храмом, а в сентябре захватили и весь город.

Но и после падения Иерусалима последние бойцы за независимость Израиля защищались с таким упорным ожесточением, будто их дело еще не было проиграно. В руках сопротивлявшихся оставались еще крепости Махеро и Масада и замок царя Ирода. Последний представлял собой просто укрепленный дворец и потому был без особого труда взят Луцием Бас-сом. А вот крепостью Махеро римлянам удалось овладеть не столь легко, после чего снова начались избиения и продажа евреев в рабство.

В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.

В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…

Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.

Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…

И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.

Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600x300 м.

Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.

На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.

В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Одна из наиболее поразительных находок - синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.

Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.

В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.

В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.

В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.

Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.

«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»

Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия«Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых - каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.

Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.

Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.

Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.

С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.

Как добраться

1. К Восточному въезду в Массаду со стороны Иерусалима. В Иерусалим прибываем по шоссе №1 до въезда в город. Затем, используя дорожные указатели, продвигаемся в сторону Мёртвого моря. Проехав перекрёсток а-Гив’а а-Цорфатит (Tzomet haGiva haTzorfatit), проследуем, не сворачивая, по участку шоссе порядка 30-ти км и спускаясь к Мёртвому морю. На перекрёстке Бейт ха-Арава (Tzomet Beyt haArava) поворачиваем на юг и следуем прямиком на Массаду. На этом отрезке дороги минуем кибуцы (кибуц – это сельскохозяйственная или хозяйственно-промышленная коммуна) Альмог, КАЛИЯ, Мицпе Шалем, Эйн Геди.

2. К Восточному въезду в Массаду со стороны Арада. Прибывающие в Массаду из северных районов Израиля берут общее направление на Беэр-Шеву и, добравшись до перекрёстка Лехавим (Tzomet Lehavim), сворачивают на восток, на шоссе №31, по которому едут несколько десятков километров (минуя, в основном, бедуинские поселения, а также Тель Арад – археологический курган, хранящий культурные слои Талмудического периода), пока не попадают на перекрёсток Зоар (Tzomet Zohar), непосредственно примыкающий к берегу Мёртвого моря. Здесь следует повернуть на север и, проехав около 20 км, свернуть налево по указателю на Массаду.

3. Из Арада к месту свето-звукового представления и осадному валу (Западный въезд). Спуск к месту свето-звукового представления, а также к западному проходу в Массаду (подъём по короткой тропе через осадный вал) осуществляется со стороны Арада, откуда специально для этой цели проложено шоссе. На эту дорогу, уже с самого въезда в Арад, выводят чётко расставленные указатели.

Центральные достопримечательности Массады

1. Крепостная стена. Ирод окружил Массаду так называемой казематной (эскарповой) стеной длиной 1400 метров, т.е. двойной стеной, с плоским верхним перекрытием (крышей). Внутри стены ставились простенки, образующие в ней помещения для гарнизона (казематы), оружейных и продовольственных складов и т.п., и в ней было устроено 7 ворот. Единственным не забранным в стену объектом был Северный дворец, в силу того, что, благодаря отвесной скале, пробраться к нему извне не представляло никакой возможности.

2. Северный дворец (haArmon haTzfoni). Являет собой одну из наиболее впечатляющих из уцелевших реликвий периода царя Ирода. Этот дворец является одним из самых роскошных из многочисленных сооружённых Иродом, причём он весьма подробно и ярко описан в книге Иосифа Флавия. Северный дворец считался наиважнейшим объектом Массады. На территории дворца имеется стена, отделяющая частные апартаменты от общественных территорий и помещений.

Почему же Ирод построил главный дворец именно в этом месте? Для этого существовал ряд веских причин:

А. Эта сторона Массады не подвергается солнцепёку.

Б. Этот сектор крепости является её наиболее стратегическим элементом, т.к. под Дворцом размещаются водохранилища.

В. Это северная оконечность горы, даже в самые жаркие дни овевается бризом.

Однако строители дворца столкнулись бы с серьёзнейшими затруднениями при его сооружении в столь топографически узком месте Массады, если бы архитекторы Ирода не предложили весьма оригинальное решение поставленной перед ними задачи. Дворец был возведён в три яруса, но с разбивкой по трём скальным уровням с общим 30-метровым разбросом высот. Верхний ярус расположен на вершине скалы, средний – на высоте 18-ти метров под верхним, а нижний – на 12 метров под средним. В верхнем ярусе располагался собственно вход в Северный дворец. Здесь размещались помещения для стражи, спальные комнаты, центральный холл (парадная или приёмная зала) и полукруглый панорамный балкон-терраса. Отсюда открывается обзор нижних уровней Дворца, а также вид на ручьи Цеэлим, Мишмар и Хавер. С балкона также просматривается римская дорога, соединявшая источники ручья Цеэлим с лагерями римлян.

Из смежной с банным комплексом площадки в средний ярус ведёт внутренняя лестница. Спускаясь по ней, проходим мимо подземного водохранилища, а также высеченной в скале ступеньки, служившей для обывателей Дворца миквой (бассейном для ритуального омовения) и достигаем плоского пространства, по-видимому, круглого холла, по периметру окружённого двумя рядами колонн, от которых сохранились лишь основания. К югу, под скальной стеной, расположены лестничные пролёты и дополнительные помещения. Отсюда спускаемся в нижний ярус, в котором находилась обрамлённая колоннами и расписанная фресками прямоугольная зала (холл). С восточной стороны, в подвальном помещении, был обнаружен банный комплекс типично римского стиля. Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.

Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…

3.Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.

4.Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.

5. Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.

6. Синагога . Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.

Осадное дислоцирование римлян у Массады

Наряду с труднопреодолимыми фортификациями естественного происхождения – особенно крутыми откосами и отвесными скальными обрывами, отлично заменявшими крепостные стены, царь Ирод возвёл вокруг вершины плато и рукотворную стену высотой в 5 метров и около 1400 метров в периметре. Крепостная стена, как уже указывалось, сама по себе состояла из двух параллельных стен: из внешней, толщиной 1,4 м и внутренней, толщиной в 1 м. Межстенный промежуток составлял около 4-х метров, и всё это пространство общей площадью около 9-ти дунамов было перекрыто мощным потолком, а внутри разделено простенками на многочисленные помещения. Через каждые 40 метров стены были возведены сторожевые башни, между которыми по стенному перекрытию патрулировали караульные. Против каждой из четырёх троп, поднимавшихся на гору, были сооружены ворота: Восточные ворота – против «Змеиной тропы» (Швиль а-Нахаш), Западные ворота – против Западной тропы (Швиль а-Маарав), Северные ворота – против Водной тропы (Швиль а-Маим) и Пещерные ворота (Шаар а-Меарот) – против Южной тропы (Швиль а-Даром).

Благодаря такой многоплановой фортификации римляне и застряли под Массадой на долгие месяцы, пока им не удалось пробить стену, и лишь осенью 73 г. н.э. они сумели одолеть крайне малочисленную дружину зелотов. Для этого им пришлось разбить вокруг Массады не менее 8-ми осадных лагерей. Осадой командовал римский наместник Флавий Сильва, в распоряжении которого находилось порядка 10 до 15 тыс. человек. Начиная блокаду, римляне окружили всю гору осадной стеной протяжённостью около 5-ти км. На последних этапах осады римляне также возвели грандиозный осадный вал против западной крепостной стены. Осадный вал сооружался перемежающимися слоями из доставляемых от расположенного неподалёку ручья Цеэлим деревьев и пластов грунта.

Пока римляне сооружали осадный вал, зелоты делали всё, что было в их силах, чтобы предотвратить их инженерный замысел, превращая его в кошмар. На римлян постоянно сыпались стрелы, пращевые камни, а со стены катились огромные каменные кругляши, что вынуждало осаждающих одной рукой работать, а в другой сжимать рукоятку щита. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление, сооружение вала было завершено, на нём была построена осадная башня с тараном, и стена в западной части была, наконец, пробита. Однако история на этом не завершилась: зелоты сдаваться и не помышляли, зато «под шумок» римской инициативы за протараненной стеной ухитрились соорудить вторую – ещё более мощную – из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей.

Материалом для этой фортификации послужили разобранные деревянные крыши дворцов, перекрытия эскарповой стены и другие деревянные элементы сооружений Массады. Парадокс состоял в том, что в этой импровизированной стене римлянам брешь пробить не удалось, т.к. таран, предназначенный для разрушения каменных стен, в мягком материале просто… увязал! Но римляне и на этот сюрприз нашли оперативное решение: они забросали деревянный каркас факелами и зажигательными стрелами, основа загорелась и начала рушиться, а грунтовая начинка – осыпаться, что и предрешило дальнейшую судьбу защитников Массады.

Недалеко от города Арад. Этот уникальный памятник архитектуры хасмонейского периода по праву входит с число достопримечательностей, находящихся под эгидой ЮНЕСКО.

История, описание и фото крепости Масада в Израиле

Крепость Масада была основана Иродом I в 25 году до н. э. как убежище для его семьи. Она построена на месте более древнего оборонительного сооружения хасмонейского периода, которое по приказу царя значительно расширили и усовершенствовали. Данное укрепление со всех сторон окружено отвесными скалами, и к нему ведет лишь узенькая «змеиная» тропа. Кроме того, вершина плато с расположенной на ней крепостью окружена стенами четырехметровой толщины, на которых возвышались 37 башен.

В Масаде хранилась царская сокровищница , а также большие запасы еды и оружия. Была оборудована система водоснабжения, построены дворцы, римские бани и синагога.

С началом Иудейской войны в 66 году крепость была захвачена силами ревнителей-зелотов, которые истребили римских защитников, и в 67 году здесь обосновались наиболее радикальные представители данной партии. Уже в 70 году, после того как римляне оккупировали , Масада стала последним пристанищем для тысячи восставших евреев, включая детей и женщин. Такими силами зелоты удерживали крепость еще три года, пока в 73 году римлянам не удалось с помощью метательных машин поджечь внутренние укрепления. После этого оставшиеся в живых защитники убили женщин и детей, а затем друг друга, чтобы не попасть в плен к врагу. Последний из сикариев покончил жизнь самоубийством.

Знаете ли вы? Долгое время защита Масады считалась легендой, пока не были найдены археологические свидетельства данных событий.

Руины крепости Масада были обнаружены в середине XIX века, а основательные раскопки начались лишь в 1960-х годах. С 1971 года компания Карл Брандл из Швейцарии построила фуникулер, которым можно подняться к данной достопримечательности.

Основные достопримечательности крепости Масада

В наши дни частично уцелели большинство построек крепости Масада:

  • дворец Ирода с уцелевшими фрагментами мозаик;
  • резервуары для сбора дождевой воды , вырубленные в скалах;
  • горячие и холодные бани ;
  • синагога ;
  • оружейные склады и хозяйственные постройки .


Лучше всего сохранились и представляют интерес для туристов – «Висячий» и Западный дворцы .

Знаете ли вы? Наиболее загадочная из уцелевших построек – синагога. Ранее, ученые считали, что у евреев не было этих культовых сооружений до падения Храма в 70 году н.э.

Развлечения

Главное развлечение в крепости Масада – светозвуковое шоу . Оно разыгрывается у западного входа в Национальный парк , и с помощью специальных эффектов воссоздает последние дни в трагической истории этой древней достопримечательности и героическую смерть её защитников. Зрители занимают места в специальном амфитеатре на западной части горы, куда можно добраться лишь с города Арада. Одновременно со светомузыкальными спецэффектами ведется синхронный перевод на английском, испанском, французском, немецком и русском языках.


Другие развлечения:

  • ресторан;
  • ночевка для групп в западной части крепости;
  • бар-кафе;
  • самая низкая в мире канатная дорога.

Как добраться

Крепость Масада расположена по шоссе 90, между курортом Эйн-Бокек и заповедником Эйн-Геди. Добраться до данной достопримечательности можно пешком по Змеиной тропе или с помощью фуникулера , станция которого находится на Мёртвом море.

Важно! Для посещения «Светозвукового шоу» необходимо подъехать со стороны города Арада (на автомобиле).

Экскурсия в крепость Масада в Израиле

В этом видео вы увидите экскурсию в крепость Масада. Приятного просмотра!

Время работы и стоимость посещения

Цены

Стоимость посещения крепости Масада зависит от выбранного вами типа экскурсии и способа добраться к достопримечательности:

Подъем фуникулером к восточной стороне крепости

  • индивидуальная экскурсия: для взрослых 61 NIS, для детей 34 NIS;
  • групповая экскурсия: для взрослых 57 NIS, для детей 33 NIS.

Пешее восхождение по Змеиной тропе (примерно 45-60 минут)

  • индивидуальная экскурсия: для взрослых 21 NIS, для детей 12 NIS;
  • групповая экскурсия: для взрослых 19 NIS, для детей 11 NIS.

Комплексное посещение парка

  • индивидуальная экскурсия: для взрослых 45 NIS, для детей 22 NIS;
  • групповая экскурсия: для взрослых 41 NIS, для детей 20 NIS.

Режим работы

Важно! Будьте внимательны в пятницу и дни главных праздников парк и фуникулер закрываются на один час раньше.

Время работы крепости

  • с апреля по сентябрь: открытие в 8:00, закрытие 17:00;
  • с октябрь по март: открытие в 8:00, закрытие 16:00.

Время работы фуникулера

  • воскресенье-четверг и суббота: с 8:00 до 16:00;
  • зимой: с 8:00 до 15:00;
  • в пятницу – выходной.

Построенная две тысячи лет назад на вершине пятисотметровой скалы на краю безжизненной Иудейской пустыни, просуществовала по меркам истории совсем недолго — всего каких-то 150 лет. Но этот факт не помешал ей стать одной из самых известных твердынь в истории человечества. Мой сегодняшний рассказ — про крепость Масаду, давно ставшую олицетворением мужества и любви к свободе.

Масада расположена на восточной окраине Иудейской пустыни на отдельно стоящей ступенчатой скале, возвышающейся над берегами .

Наиболее впечатлающий вид на укрепление открывается как раз со стороны , откуда в крепость ведёт извилистое шоссе №3199.

Есть и другая возможность попасть в Масаду — непосредственно с берегов Мёртвого моря, откуда наверх можно подняться либо пешком по Змеиной тропе, либо на канатной дороге, обслуживаемом местным кибуцем.

Около полутора тысяч лет крепость была заброшена, поэтому сейчас уже точно никто не скажет, когда на скалистом уступе появились первые укрепелния. Археологи утверждают, что, вероятнее всего, в середине II века до нашей эры. Поверим им.

Сегодня единственные постоянные жители крепости — чёрные скворцы с оранжевыми перьями на крыльях. Два года назад я рассказывал вам .

Звёздный час Масады наступил в конце I века до нашей эры, когда воцарившийся на иудейский престол царь Ирод решил устроить здесь свою зимнюю резиденцию. В крепости началось масштабное строительство. Масада была призвана защищать южные рубежи Иудейского царства от возможного нападения с юга. Так же крепость должна была стать надёжным укрытием для Ирода, в случае восстания или вторжения вражеских войск.

На северной оконечности скалы для Ирода был построен шикарный трёхъярусный дворец: в верхней части располагались царские покои, нижние этажи предназначались для приёмов высоких гостей. Перепад высот между верхним и нижним ярусами составил 35 метров.

Северный комплекс включал в себя помимо дворца множество служебных помещений — склады, административные здания, бани. Здесь же располагался дом коменданта крепости.

Кроме Северного трёхъярусного дворца существовал ещё один — Западный, считавшейся официальной царской резиденцией.

Большая часть Масады была восстановлена из руин. Чёрная линия отделяет древние сохранившиеся стены от восстановленных.

На территории укрепления находилось множество различных построек — казармы, дозорные башни, бассейны, бани и водосборники.

Около западной стены располагалась синагога. Так же в крепости находился бассейн для ритуальных омовений и дом учения, предназначенный для чтения Торы.

Вскоре после смерти Ирода Иудея вошла в состав Римской империи. В крепости был размещён римский гарнизон.

В 66 году нашей эры началось иудейское восстание. Масада была захвачена сикариями — одними из наиболее радикальных членов антиримской оппозиции. На подавление мятежа у римлян ушло 4 года, в 70 году нашей эры в Иерусалим победоносно вошли римские легионы. Уцелевшие повстанцы бежали в Масаду.

В 73 году к Масаде подошёл десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы. Вокруг крепости несколькими лагерями встали восемь тысяч римских воинов.

Контуры их лагерей до сих можно разглядеть на окружающей местности. Самый большой — шестой лагерь. Здесь располагался командный пункт Флавия Сильвы. Между лагерями была выстроена блокадная стена, окружившая Масаду со всех сторон и отрезавшая её защитников от внешнего мира.

С западной стороны крепости началось возведение осадного вала, по которому к крепостным стенам можно было бы подкатить тараны. Вал, несмотря на прошедшие две тысячи лет, тоже сохранился до наших дней — его хорошо видно .

Когда строительство вала было окончено, по нему подкатили 30-метровую осадную башню с откидными мостами. Участь крепости была решена. В ночь перед штурмом предводитель еврейских повстанцев Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми.

Текст этой речи дошёл до нас благодаря еврейскому историку Иосифу Флавию:

Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому кроме только Бога, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Теперь же настал час, призывающий нас исполнить на деле наше решение. Да не посрамим себя мы, которые не хотели переносить рабство еще прежде, когда оно не угрожало никакими опасностями, не предадим же себя теперь добровольно и рабству, и самым страшным мучениям, которые нас ожидают, если мы живыми попадем во власть римлян! Ибо мы первые восстали против них и воюем последними. Я смотрю на это, как на милость Божию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожиданно попавшимся в плен. Мы же знаем наверно — завтра мы в руках врагов; но мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми, которые нам дороги. Этому не могут препятствовать враги, хотя бы они очень хотели живыми нас изловить. С другой стороны, и мы не можем победить их в бою.

Пусть наши жены умрут не опозоренными, а наши дети - неизведавшими рабства; вслед затем мы и друг другу сослужим благородную службу: тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству.

Дальнейшие события так же описаны Иосифом Флавием:

Затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя... Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над которой могли бы надругаться римляне...

Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.

Дальнейшая судьба Масады незавидна. Ещё несколько десятилетий в ней располагался римский гарнизон, но в 111 году нашей эры крепость была заброшена.

Несколькими веками спустя на территории крепости периодически селились византийские отшельники, и даже какое-то время существовал христианский монастырь. Но с приходом в VII веке арабских племён крепость окончательно была предана забвению.

Массада Израиль – одинокая горная крепость в самом сердце Святой Земли, где 2 тысячи лет назад произошла удивительная и леденящая душу история. Здесь небольшая горстка еврейский повстанцев бросила вызов самой сильной армии того времени, армии Рима.

ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ МАССАДА

И так, все по порядку, шел 66 год н.э., захваченная римлянами Иудея, район охвачен восстанием, деспотичные римские власти предпринимают попытку предотвратить восстание евреев, и делают это с невероятной жестокостью. Небольшой горстке набожных евреев, именуемых зилотами, удалось укрыться в Иудейской пустыне.

Они нашли убежище в построенной в 1-м веке до н.э. царем Иродом нагорной крепости. Для Ирода крепость служила надежным пристанищем в случае восстания или вторжения вражеских войск. Это был невиданный образец инженерного искусства. Сама география Массады делала ее неприступной. Гора Массада возвышается на 450 метров над уровнем Мертвого моря, а ее вершина представляет плоскую ромбовидную площадку размером 650 м на 300 м. Крепость была отлично обеспечена провиантом и имела хорошие оборонительные сооружения, поэтому зилоты могли продержаться здесь очень долго.

Тем более что подняться наверх, можно было только по узкой змеиной тропе, по которой, по их мнению, римская армия уж точно не пройдет.

После падения Иерусалима в 70 году последние его защитники бежали в Массаду, среди них был и Элазар бен Яир, который затем и возглавил повстанцев. По мере роста населения Массады она привлекает внимание нового генерала Рима — хитрого Флавия Сильвы. Для него это был отличный шанс зарекомендовать себя.

На протяжении 73 года 8 тысяч римских воинов стояли вокруг крепости. Вскоре стало понятно, что у подножия Массады римляне строят не только лагеря. Из дерева и земли они строили огромную насыпь, ведущую прямо к стенам Массады. И когда высота насыпи достигла 70 метров, римляне подняли по ней огромную 30 метровую осадную башню с откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене. Сооруженную повстанцами внутреннюю стену им удалось без труда поджечь.

И тогда Элазар бен Яир, признав, что все потеряно, произнес перед повстанцами пламенную речь, призвав их умереть свободными людьми – предпочитая смерть позорному и мучительному рабству.

Они могли бы сдаться, но предпочли остаться непокоренными до конца, выбрав свободу любой ценой. Каждый из мужчин убил своих жен и детей, а затем они избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. Затем эти десять бросив жребий выбрали того, кто должен был убить девять своих товарищей, а потом и себя самого. Так они погибли все 960 человек в твердой уверенности, что не оставили ни одной живой души, над которой могли бы надругаться римляне.

Назавтра, поднявшиеся на Массаду римляне нашли лишь груды убитых тел, но не возрадовались при виде погибших врагов, а лишь застыли в немом молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.

Молва о поступке защитников Массады распространилась далеко за пределами крепости и со временем это событие стало одним из культовых моментов в еврейской истории. Массада стала символом еврейского героизма.

В истории защитников крепости Массада человеческий ум находит нечто притягивающее и пугающее одновременно. Эта легенда породила противоречивое отношение к ней. Одни считают, что и спустя 2 тысячи лет эта история, о предпочтении смерти плену, продолжает очаровывать. Другие считают, что шокирующий поступок Элазара и зилотов не что иное, как проявление религиозного экстремизма.

Но как бы там ни было, с уверенность можно утверждать, что история крепости Массада никого не может отставить равнодушным. Неудивительно, что Массада – это одно из самых посещаемых мест на территории государства Израиль.

Самый лучший способ для осмотра достопримечательностей в Израиле – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать

Часы работы парка Массада и фуникулера:

С апреля по сентябрь: 8.00 – 17.00 c октября по март: 8.00 – 16.00
В субботу и праздничные дни парк работает как обычно. В пятницу и в канун праздников закрывается для посещения на час раньше, перед Судным днем – в 12.00. В судный день парк закрыт.

Масада — старинное укрепление на вершине скалы не нуждалось в уж очень высоких стенах: со всех сторон она окружена отвесными склонами, а при взгляде вниз с этих скал просто дух захватывает. Вознесенная на вершину крепость осталась символом духа древнего народа, так и не покорившегося иноземным захватчикам. Действительно, взять крепость было практически невозможно, но римляне раскалывали и не такие твердыни, и для взятия Масады они построили столь мощный осадный вал, что он сохранился до наших дней.

ТРИ ГОДА ВЕЛИКОЙ ОСАДЫ

Тысячу с лишним дней Масаду обороняли восставшие против римлян сикарии. Здесь же погибли последние из них, предпочтя смерть позорному римскому рабству.

Крепость Масада занимает плоскую вершину отдельно стоящего небольшого плато, по форме напоми-нающую ромб. Отсюда открывается чудесный вид на восточную часть Иу-дейской пустыни и сверкающую под солнцем гладь Мертвого моря.

Точных сведений об истории по- явления крепости Масада нет. Еврей-ский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 г.) писал, что своим появлением укрепление обяза-но Ионатану Хасмонею, возглавивше- му в 161 г. до н. э. Маккавейское вос-стание. Однако есть предположение, что Флавий имел в виду Александра Янная (125 — 76 до н. э.), иудейского царя из династии Хасмонеев.

В 31 — 37 годах до н. э. иудейский царь Ирод I Великий (около 73 / 74 — 4 / 1 гг. до н. э.) захватил крепость в ходе борьбы за трон. Он снискал славу ве-ликого строителя, и Масада во време- на его правления подверглась серьез-ной перестройке. Фортификационные сооружения были укреплены. Кроме того, по его велению здесь были воз- ведены два роскошных дворца, вели-колепные термы и акведуки. Послед-ние были крайне необходимы, так как воду на вершине собирали в резер-вуары во время непродолжительного выпадения осадков. У Ирода было много врагов, а Масада представля-лась ему лучшим убежищем, так как казалась абсолютно неприступной. Вот почему Ирод построил здесь сокровищницу, где хранились немалые запасы царского золота.

Во время Иудейской войны 66 — 73 гг. Масада стала последним опло-том восставших против тирании Рима.

Когда в Иудею пришли римляне, они нашли Масаду и оставили в ней неболь-шой гарнизон, потому что для обороны крепости достаточно было всего лишь перекрыть пару троп, что вели на вер- шину. В 66 году, в самом начале восстания против Рима, группа сикариев (наи-более радикальная иудейская груп-пировка борцов с римлянами) сумела захватить Масаду, выбив из нее слабый римский гарнизон.

Ситуация в войне с римлянами складывалась не в пользу иудеев, и последние сикарии нашли убежище в Масаде после разрушения второ-го храма в 70 году. Помещения крепости были столь обширны, что здесь обо-сновалась тысяча сикариев, оборудо-вавших синагогу и школу.

Наступил 72 год, а Масада все также оставалась единственным островком свободы в Иудее, что вынудило римлян прислать сюда 10-й легион под командованием прокуратора Флавия Сильвы. Римляне построили вокруг Масады око-ло десятка лагерей, связав их единым валом, что исключало прорыв блокады.

Однако надежда на то, что осаж-денные погибнут от голода и жаж-ды, не оправдалась: еды у сикариев оказалось в избытке, а воду они получали благодаря хитроумной системе водоснабжения.

Несколько месяцев простояли 5 тысяч римлян и 10 тысяч их союзников под стенами Масады, пока не реши-ли пойти по самому трудному пути: построить насыпь на западном скло-не. Только так можно было подвести к стенам осадные орудия, не способ-ные забросить камни и огонь от под-ножия плато на вершину.

Насыпь складывали под прикрыти-ем стрел и камней. Спустя семь меся-цев осады римляне подвели по насыпи осадную башню и с нее сумели поджечь внутренние постройки в крепости.

Видя всю безвыходность своего по-ложения, все сикарии, включая женщин и детей, предпочли покончить с собой, но не сдаться.

КРЕПОСТЬ, ПОЛНАЯ ЗАГАДОК

Не все тайны крепости Масада уже разгаданы. Так, некоторые археологи склонны считать, что никакого массового самоубийства иудеев в крепости никогда не было, а сама эта история является всего лишь народным преданием.

В наши дни крепость Масада — главный объект национального парка Масада, внесенного в Список Всемир-ного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Об истории Масады точных сведе-ний не сохранилось. Почти все, чем располагают исследователи, — это на-бор найденных в Масаде артефактов.

Полторы тысячи лет о Масаде не вспоминали: стратегической роли она уже не имела, а жить на вершине плато могли только самые фанатич-ные отшельники.

О Масаде вновь заговорили в пер-вой половине XIX века, когда до нее до-бралась англо-американская экспедиция. Основные раскопки были проведены в 1963 — 1965 годах. Самая цен-ная находка — 10 глиняных табличек- остраконов с именами, по мнению археологов, использовавшиеся как жребий при совершении самоубий-ства защитниками Масады: последний оставшийся в живых должен был перед смертью поджечь крепость.

Были также обнаружены и раско-паны многочисленные сооружения в крепости, окруженной полутораки-лометровой толстой стеной с башня- ми. Среди этих сооружений, от кото-рых остались лишь руины, — дворцы, оружейные склады, синагога и бани.

Когда же были обнаружены вы-резанные в скале резервуары для сбора и хранения дождевой воды, стало понятно, как защитникам кре-пости удавалось собирать и хранить долгое время чистую холодную воду. Иудеи построили открытые оштука-туренные каналы для отвода дожде- вой воды из двух каньонов к западу от Масады в двенадцать водосборных цистерн, высеченных на северо-западном склоне горы двумя параллельными ря-дами (общая емкость — около 40 тысяч м 2). Отсюда вода уже вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.

Поразительный факт: в прекрас-ном состоянии сохранилась насыпь, сделанная римлянами. Более того, по ней можно судить о древнерим-ских осадных технологиях: римляне насыпали поочередно слои камней и утрамбованной земли, перемежая их толстыми ветвями деревьев, слу- живших своеобразной арматурой и придававших всему сооружению прочность.

Среди руин крепости были найде-ны останки 25 мужчин, женщин и де-тей. В 1969 году, спустя два года после победы в Шестидневной войне, они были захоронены с воин-скими почестями.

Несмотря на все эти находки, пря-мого археологического доказатель-ства трагедии, произошедшей в Маса- де, пока еще не обнаружено.

На территории Масады сохранились руины византийского монастыря, из-вестные в археологии как лавра Марда. Известно, что здесь некогда находилась церковь, построенная святым ие-ромонахом Евфимием Великим (около 377 — 473 гг.), когда на смену Древнему Риму сюда пришла Византия. Просто-яв около века, она была разрушена, а на ее месте, во второй половине VI века, была построена другая церковь, от ко-торой остались одни развалины. Лавра ненадолго пережила церковь и также была разрушена около Vll веке.

Израильский город Арад находится ближе всего к Масаде, а дороги, что ве-дут от города к Мертвому морю, пред-ставляют собой извилистый горный серпантин — один из самых опасных в стране. Город еще очень молод: его основали в 1962 году уроженцы Израи-ля и выходцы из , а сегодня более половины жителей города — вы-ходцы из стран бывшего СССР, работа-ющие в гостиницах курортов Мертвого моря.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

  • Крепость Масада (крепостная стена, башни, дворцы, синагога, оружейные склады, бани, водопровод);
  • Римская насыпь;
  • Византийский монастырь.

Культурные:

  • Национальный парк Масада;
  • Музей истории Масады;
  • Центр посетителей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Существует версия, что слово «масада» происходит от арамейского слова «мецад», что означает «укрепленное место».

По решению начальника Генштаба Армии обороны Израиля Моше Даяна (1915 — 1981 гг.) в Израиле некоторое время солдаты ЦАХАЛ приносили присягу в стенах древней крепости Масада, произнося сим-волические слова клятвы «Масада не падет вновь!» — зто строка из поэмы израильского поэта Ицхака Ламдана. В настоящее время эта церемония перенесена в Латрун, в 30 км к востоку от Тель-Авива.

В 1981 г. советский эмигрант-режиссер Борис Сагал снял четырехсерийный телесе-риал «Масада». Съемки проходили на месте событий — у подножия Масады. У западной стены плато стоят несколько осадных ору-дий древних римлян — реплики (реконструк-ции), выполненные мастерами Голливуда для съемок фильма о Масаде и оставленные тут же в качестве дара гражданам Израиля.

Археологи, утверждающие, что Иосиф Флавий дал неверное и, возможно, выду-манное описание Масады, в качестве под-тверждения приводят тот факт, что древний историк назвал один дворец в Масаде, хотя на самом деле их было два. Кроме того, на момент взятия Масады Иосиф Флавий уже давно находился в Риме.

По словам Иосифа Флавия, от смерти в Масаде спаслись только одна старуха и некая сообразительная женщина с пятью детьми, спрятавшаяся, когда отправилась набрать воду из подземного резервуара. Именно она и поведала римлянам о том, что произошло в Масаде.

Одно из семян фиников, найденных при раскопках в Масаде, проросло в 2005 г., к 2008 г. пальма уже была высотой 1,2 м, а сейчас выше 2,5 м.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: возле юго-западного побережья Мертвого моря.
Административная принадлежность: Южный округ, Израиль.
Официальный статус: объект национального парка
Масада в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые постройки: 30-е гг. до н. э.
Ближайший город: Арад (Израиль) — 23 400 чел. (2009 г.).
Язык: иврит.
Религия: иудаизм.
Денежная единица: новый шекель.

Климат: сухой климат пустынь и полупустынь.
Средняя температура января: +11С.
Средняя температура июля: +26,5С.
Среднегодовое количество осадков: 100 мм.
Относительная влажность воздуха: 50%.

Длина плато: около 550 м.
Ширина плато: 270 м.
Длина крепостной стены: 1400 м.
Толщина крепостной стены: около 4 м.
Количество башен: 37.
Высота над уровнем Мертвого моря: 450 м.
Удаленность: 20 км к востоку от города Арад.

Похожие статьи