Поговорим о некоторых особенностях политики, и главным образом — о нейтралитете ряда стран Европы. Таковых по сути четыре.
Традиционно нейтральная чуть ли не с первой трети XIX века Швеция, кстати, конституционно монархическая страна. Своим выбором и последующим процветанием королевство обязано выдающемуся политику, некогда маршалу наполеоновской Франции, Жану Батисту Жюлю Бернадотту.
Бернадотт, он же король Швеции — Карл Юхан Четырнадцатый, основатель ныне царствующей династии шведских государей, правил двадцать шесть лет, а фактически он почти тридцать четыре года определял основные направления развития Шведского государства, неизменные и по сей день! Результат налицо!
Финляндия, некогда шведское владение, потом — часть Российской империи, получившая суверенитет юридически из рук Ленина. Участие во Второй мировой войне сперва — на стороне гитлеровской Германии, потом — на стороне союзников, кажется, навсегда отвратило политиков этой страны от кровавых баталий.
Наиболее древний нейтралитет формально — швейцарский, провозглашённый в XVIII веке и нарушенный только раз, да и то извне.
Швейцария сейчас — это конгломерат из более чем двух десятков кантонов, земель, каждая из которых имеет права суверенного государства со своим правительством, законами и судом.
Это одна из самых древних европейских демократий, основанная более семисот лет назад, в августе 1291 года, когда представители трёх первых, лежащих в альпийских долинах, кантонов дали друг другу клятву. Они обещали хранить мир и помогать друг другу в борьбе против династии западно-германских государей Габсбургов. Первое августа — Национальный праздник Швейцарии.
В начале четырнадцатого века пешие швейцарские крестьяне с примитивным оружием, но очень манёвренные, наголову разгромили неуклюжее рыцарское воинство Священной Римской империи.
Именно с тех пор швейцарская пехота и считалась лучшей в Европе.
Историки свидетельствуют, что «в течение двух последующих веков швейцарские войска одерживали одну победу за другой над феодальными армиями герцогов, королей и кайзеров». Успех объединяет. Двести лет спустя со дня первой победы в Швейцарском союзе насчитывалось уже тринадцать кантонов.
Правда, затем почти два века религиозных распрей едва не раскололи крестьянскую конфедерацию, которая все же сохранила себя, и к началу наполеоновских войн состояла из двух десятков суверенных земель.
Чтобы поправить финансовое положение республиканской Франции, Наполеон санкционировал вторжение в Швейцарию. Последующие пятнадцать лет так называемая «Гельветическая республика» находилась под властью французов. Они навязали швейцарцам чуждые законы, например, устранявшие всякую самостоятельность регионов, по-швейцарски «кантонов».
Но когда Наполеон был разбит союзниками, Венский конгресс 1815 года в марте признал за Швейцарией вечный нейтралитет и определил незыблемость её границ.
Акт о том был подписан представителями фактически всех европейских стран в Париже 8 (по старому стилю) ноября того же года.
В первую очередь нейтралитет гарантировали победители — Россия, Англия, и Пруссия, а также Швеция, Испания, Португалия и, наконец, хитроумием Талейрана, Франция.
Документ гласил: «Державы признают торжественно через сей Акт, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости её от всякого чуждого влияния… Державы с удовольствием признают, что в затруднительных обстоятельствах Швейцария доказала, к каким важным усилиям и пожертвованиям она готова была для блага общего и успехов дела, которое защищали все державы Европы и…. что Швейцария вполне достойна выгод, утверждаемых за нею…»
Четвёртая европейская нейтральная страна — . В ходе двух мировых войн она утратила статус великой державы, но зато уже сама, спустя сто сорок лет после Швейцарии получила такой же гарантированный нейтралитет.
Её статус, установленный Государственным договором о восстановлении независимой и демократической в мае пятьдесят пятого, поддерживали два противостоящих блока — НАТО и Организация Варшавского Договора. Это — неизбежное следствие тогдашней поляризации мира.
Документы подписали «Союзные и Соединённые державы» — СССР, Великобритания, США и Франция. СССР принадлежал к одному лагерю, а остальные три великие державы — к другому.
Могут возразить, что акт о нейтралитете продиктован победителями побеждённому, и он мог включать требования, неприемлемые для уже существующего суверенного государства. Но по тексту договора пятьдесят пятого года видно: он рассчитан именно на дальнейшее существование вполне суверенной . Нормы демократического поведения перечислены в нём с полного согласия самих австрийских властей.
Нейтральные государства Европы , которые еще в обозримом прошлом таковыми являлись, все чаще стали совершать шаги, которые совершенно не вяжутся с их статусом. Речь идет о нейтралах холодной войны: Австрии, Финляндии , Швеции и Швейцарии . Следует заметить, что первые две страны не участвуют в военных конфликтах относительно недавно, со времен Второй мировой. Что же касается Швеции, то она не вступает в военные блоки более двухсот лет, а Швейцария – сохраняет нейтралитет с 17 века. Однако за последние 10 лет многие страны пересмотрели приоритеты своей внешней политики.
В чем проявлялся нейтралитет этих стран раньше?
1. Финляндия и Австрия во Вторую мировую были на стороне Германии, Австрия была ей полностью подконтрольна.
2. Главную роль в их воздержании от последующего участия в военных блоках сыграл СССР, который вывел Финляндию из войны, разгромив ее. А также захватил Австрию. Эти страны заплатили за свою свободу принятием нейтралитета.
3. Швеция в свое время пустила по своей территории немецкие войска, а Швейцария хранила в своих надежных банках награбленное немцами в европейских странах добро. При этом, эти страны считаются нейтральными.
4. В Австрии нейтралитет прописан законом, в Финляндии и Швеции – нет.
5. Эти три государства не используют такой термин, как нейтралитет, они всегда говорят о неприсоединении. То есть неучастие в военных союзах, и возможность участия в военных конфликтах.
6. Эта обтекаемая и неоднозначная формулировка перестала иметь значение в 1995 году, после того, как все три государства стали членами Европейского Союза. По законам Союза все страны обязаны помогать другим членам ЕС при возникновении любых военных конфликтов и операций.
7. Эти страны, входящие в ЕС, но желающие отличатся от других его членов, стали «особыми». Они входят в Альянс, но сохраняют нейтралитет.
8. Финляндия, Швеция и Австрия находятся в постоянном сотрудничестве с НАТО, проводят совместные учения и программы. Однако вступать в эту организацию страны не спешат, так как считаются с мнением населения, которое против в подавляющем большинстве.
9. Вот и получается, что страны вроде как равные всем остальным, но «с изюминкой».
Чем выделилась Швейцария?
Швейцария никогда не отрицала термина «нейтральный», в отличие от своих соседок, которые настаивают на другом статусе.
До недавнего времени эта страна избегала участия даже в международных организациях и союзах. Чего стоит только тот факт, что в ООН Швейцария вступила лишь в 2002 году, а о Европейском Союзе и НАТО здесь и слышать не хотят.
Благодаря своей действительно нейтральной политике эта страна всегда принимает на своей территории различные форумы, на которых поднимаются сложные дипломатические вопросы и споры (Давосский).
Как себя ведут неприсоединившиеся государства?
1. В 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования. Этот факт стал известен населению стран только после проведения выборов, так как до них власти опасались предсказуемой негативной реакции людей.
2. Желание примкнуть к НАТО впоследствии оправдали близостью границ РФ.
3. Эксперты полагают, что на самом деле власти этих стран были обеспокоены строительством «Северного потока», завершение которого приведет к перестановке сил в данном регионе.
4. После грузино-южноосетинского конфликта в Швеции и Финляндии стало больше сторонников вступления этих государств в НАТО.
5. Все неприсоединившиеся государства входят в программу «Партнерство во имя мира».
6. Совсем недавно Швеция решила подсобить коалиционным войскам и отправила в небо над Ливией 8 своих боевых судов. Около полутысячи шведских солдат находятся сейчас в Афганистане. При этом военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели.
Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой?
Швейцария по праву носит звание самой нейтральной страны мира сотни лет. Однако и ей эксперты пророчат скорую смену вектора внешней политики.
Вступления в ООН «обошлось» Швейцарии отправкой в Косово двухсот своих миротворцев.
В 2009 Швейцария разгласила секретные сведения о счетах своих банков, сделанных гражданами Соединенных Штатов. На родине их подозревали в неуплате налогов. Вашингтон прессинговал швейцарцев очень долго.
Потом был скандал с арестом Полански, после которого многие европейцы и американцы стали обвинять Швейцарию в пресмыкательстве перед Штатами.
Настоящей звонкой пощечиной для Швейцарии стал скандал с Ливией в 2008 году, после задержания сына Каддафи в Женеве. В отместку Каддафи арестовал в своей стране швейцарских бизнесменов. В итоге сына Каддафи отпустили, а президент Швейцарии поехал в Триполи, чтобы извиниться перед ливийским диктатором лично. Швейцарцы были возмущены и стали подумывать о том, что их положение на международной арене хуже некуда, да и перспектива остаться без союзников не внушает оптимизма.
Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны?
Эксперты отмечают следующие факторы:
1. На территории Европы нет серьезных и крупных войн.
2. С недавних пор Европа перестала строго делиться на Восточную и Западную, а значит, пропала и необходимость балансировать.
3. Противники североафриканского региона и Азии не будут вникать в детали внешнеполитических особенностей страны, равно как и террористические организации, которые не выделяют никаких европейских государств и на статусы не обращают внимания.
4. В мире выстаивается биполярная система, и нейтралов это совсем не радует, особенно, если учесть что второй полюс – это Китай.
Нейтральные государства понимают, что пришло время делать цивилизованный выбор.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь
свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем
постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.
В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно
§ 5. Признание государств
которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.
Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.
Признание государств
Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью.
Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.
В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания.
Исторически сложились две теории признания - декларативная и конститутивная.
Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-
Глава 3. Субъекты международного права
субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.
Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.
Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Турция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с европейскими странами. Хорошо известна сложная история признания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.
Взгляды отечественных юристов-международников в современный период базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.
Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-
§ 5. Признание государств
ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.
Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства».
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-
Глава 3. Субъекты международного права
тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства неконституционным путем. Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливавшая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.
В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.
Проблема признания может возникать применительно к национально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.
Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Это облегчает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания независимости).
Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.
Правопреемство государств
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международно-
Глава 3. Субъекты международного права
го права. Положительной чертой названных конвенций является указание в их текстах на то, что правопреемство осуществляется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые воплощены в Уставе ООН.
В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенного субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю находящуюся под его суверенитетом или правомерно перешедшую под его суверенитет территорию. Публичная власть государства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласуется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляющие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.
Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.
§ 6. Правопреемство государств
Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Существует несколько объектов правопреемства, в круг которых в первую очередь включаются права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника, государственная собственность, государственные архивы, долги.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
Глава 3. Субъекты международного права
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.
Правопреемство в отношении международных договоров. В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существовавшие между бывшим французским правительством и государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.
В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принципу самоопределения наций». Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например соглашения по вопросам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почтовая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-
§ 6. Правопреемство государств
лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).
Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только
Глава 3. Субъекты международного права
при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.
Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24).
Примером закрепления правопреемства на основе «явственной договоренности» новых государств в отношении определенных международных договоров прекратившего свое существование субъекта - СССР - может служить содержание Протокола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомобильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся
§ 6. Правопреемство государств
Стороны согласились сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области автомобильного транспорта, участником которых являлся СССР».
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).
Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или
Глава 3. Субъекты международного права
уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; Ь) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях» (ст. 18).
Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).
Правопреемство в отношении государственных архивов. Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-
§ 6. Правопреемство государств
сударственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).
Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Вчера директор ФСБ РФ Бортников приказал создать пограничную зону на границе с Беларусью. Так у нас впервые за историю суверенитета появилось какое-то подобие размежевания с Россией. Сегодня интернет наполнился слухами о том, что Беларусь подумывает о выходе из ОДКБ и Таможенного Союза.
Если так действительно когда-либо произойдет, это обозначит новый вектор во внешней политике Беларуси. Мы не на словах, а на деле движемся к созданию нейтрального государства. Но что это вообще такое — нейтральное государство?
ШВЕЙЦАРИЯ
Процесс законодательного оформления швейцарского нейтралитета начался ещё в 1815-ом году на Венском Конгрессе, который перекраивал мир после Наполеоновских войн. Но и до этого Швейцария сотни лет не брала участие в вооруженных конфликтах и захватнических войнах.
Эта горная страна умудрилась в XX-ом веке пережить 2 мировых войны и стать центром посредничества по многим вопросам. Несмотря на внеблоковый статус, на территории страны расположены штаб-квартиры множества международных организаций:
- Европейское Отделение ООН
- Всемирная организация здравоохранения
- Международная организация труда
- Международный Комитет Красного Креста
- Всемирный совет церквей
- Всемирная торговая организация
- Всемирная организация интеллектуальной собственности
- Международный олимпийский комитет
Швейцария считается самой надежной страной для вложений и инвестиций, именно поэтому ее выбирают самые важные и влиятельные международные организации. Настоящая стабильность привлекает тех, кому нужны прозрачные правила игры и соответствующий бизнес-климат. Ну и да, швейцарцы одна из самых милитаризованных наций мира, поэтому с войной к ним лезть побоялся даже Гитлер.
АВСТРИЯ
Австрийский нейтралитет официально закреплён с 1955-го года законом на конституционном уровне. Закон провозглашает вечный нейтралитет и отказ от военных союзов, запрет на размещение любых военных баз на своей территории. Зато Вена остаётся важным мировым и дипломатическим центром мира. В австрийской столице размещаются штаб-квартиры ОПЕК, ОБСЕ, МАГАТЭ.
Австрийский нейтралитет довольно подвижен и гибок. Австрия не осталась в стороне во время балканских войн, открыв свое воздушное пространство для самолётов НАТО. Таким образом страна лавирует, в критические моменты охраняя свои интересы в регионе. Однако население в целом не горит желанием вступать в какие-либо военно-политические блоки. Да и зачем, когда жизнь и так прекрасна, если судить по показателям ВВП на душу населения!
ФИНЛЯНДИЯ
Формально политика Финляндии звучит как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона». Страна не является членом НАТО (имеет статуса наблюдателя) и не посылает войска в международные горячие точки. Тем не менее Суоми активна в международных делах, поддерживает все основные миротворческие инициативы ООН.
Парламент Финляндии
Несмотря на свою нейтральную позицию, Финляндия внимательно следит за мировой политикой. После крымских событий у населения возросли симпатии к членству в НАТО. Армия Финляндии проводит совместные учения с Альянсом в различных областях и сферах. Фины слишком хорошо помнят Зимнюю войну 1939-1940 годов.
ИРЛАНДИЯ
Ирландия, имея непростую историю отношений с Англией, не является членом НАТО и стремится проводить свою самостоятельную внешнюю политику. Также Ирландия является настоящей Европейской силиконовой долиной, активно привлекая международных гигантов в данной сфере. Microsoft, Amazon, Google, Oracle, Dell, Apple, SanDisk, Kingston, Facebook, Intel, HP, Eircom, EMC, IBM, Red Hat, Ericsson, Bentley Software, Siemens, Twitter, Linkedin,Yahoo!, Cisco, Dropbox, Electronic Arts, Alcatel, AOL — вот краткий список основных компаний, центры которых располагаются на острове. Если львиная доля влияния Швейцарии это банковские активы, то Ирландия же собирает в своём мега-хабе всех крутых игроков интеллектуального труда.
В итоге в Ирландии третий год подряд рекордно растёт ВВП. Пока общий рост по ЕС составляет 1,5%, то у ирландцев в 2015-ом году — 26%. Вот так выглядит настоящая стабильность и нейтралитет.
МАЛЬТА
Мальтийские кадеты
Мальта получила независимость от Великобритании в 1964-ом году. И первым делом она сразу же стала избавляться от чужих военных баз и закрыла офис НАТО. Какое-то время остров даже отказывался принимать военные корабли США для совместных учений. Мальтийцы грамотно взвешивают все «за» и «против» различных союзов. Когда им понадобилось больше экономических связей и туристов, они в 2004-ом вступили в ЕС.
Валлета — столица Мальты
Несмотря на небольшое количество населения (чуть более 400 тысяч), островитяне содержат около 2 тысяч военных для защиты своей страны. Экономически мальтийцы также чувствуют себя спокойно. Мальта входит в топ-30 стран по ВВП на душу населения, а также имеет высокий потенциал по индексу человеческого развития.
Таким образом, мы видим конкретный пример, как в Европе спокойно существуют страны, которым не нужны Союзные Государства или ОДКБ. И интересно, что они все являются высокоразвитыми и экономически стабильными государствами. Именно с такой стабильности и надо брать пример.
Вконтакте
Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну .
В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.
Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:
1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.
2) Заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики.
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета.
Нейтралитет государства в войне - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в происходящей войне и не оказывать помощи и содействия воюющим сторонам.
Права и обязанности нейтрального государства закреплены двумя Гаагскими конвенциями 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (пятая конвенция) и о нейтралитете в морской войне (тринадцатая конвенция).
Территория нейтрального государства не может использоваться для провода войск и транспорта воюющими странами; с этой территории нельзя осуществлять военные действия; нельзя размещать радиопередающие устройства воюющих стран. Нейтральное государство обязано не предоставлять свою территорию для формирования военных подразделений и создания военных баз воюющих сторон, не передавать им боеприпасы, военную технику и любые виды вооружений; задерживать и интернировать корабли и военные летательные аппараты воюющих, если они не покинули их порт по истечению льготного времени; препятствовать и не разрешать воюющим задерживать в своем территориальном море суда третьих государств; препятствовать тому, чтобы по выздоровлении раненые могли снова участвовать в военных действиях и др. Нейтральное государство вправе отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить указанный статус; предоставлять свою территорию для перевозки и содержания жертв войны; оказывать посредничество в переговорах воюющих; предоставлять убежище войскам, кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием и др.
Похожие статьи