Список нейтральных стран. Нейтральные государства в европе Нейтральные страны европы

Поговорим о некоторых особенностях политики, и главным образом — о нейтралитете ряда стран Европы. Таковых по сути четыре.

Традиционно нейтральная чуть ли не с первой трети XIX века Швеция, кстати, конституционно монархическая страна. Своим выбором и последующим процветанием королевство обязано выдающемуся политику, некогда маршалу наполеоновской Франции, Жану Батисту Жюлю Бернадотту.

Бернадотт, он же король Швеции — Карл Юхан Четырнадцатый, основатель ныне царствующей династии шведских государей, правил двадцать шесть лет, а фактически он почти тридцать четыре года определял основные направления развития Шведского государства, неизменные и по сей день! Результат налицо!

Финляндия, некогда шведское владение, потом — часть Российской империи, получившая суверенитет юридически из рук Ленина. Участие во Второй мировой войне сперва — на стороне гитлеровской Германии, потом — на стороне союзников, кажется, навсегда отвратило политиков этой страны от кровавых баталий.

Наиболее древний нейтралитет формально — швейцарский, провозглашённый в XVIII веке и нарушенный только раз, да и то извне.

Швейцария сейчас — это конгломерат из более чем двух десятков кантонов, земель, каждая из которых имеет права суверенного государства со своим правительством, законами и судом.

Это одна из самых древних европейских демократий, основанная более семисот лет назад, в августе 1291 года, когда представители трёх первых, лежащих в альпийских долинах, кантонов дали друг другу клятву. Они обещали хранить мир и помогать друг другу в борьбе против династии западно-германских государей Габсбургов. Первое августа — Национальный праздник Швейцарии.

В начале четырнадцатого века пешие швейцарские крестьяне с примитивным оружием, но очень манёвренные, наголову разгромили неуклюжее рыцарское воинство Священной Римской империи.

Именно с тех пор швейцарская пехота и считалась лучшей в Европе.

Историки свидетельствуют, что «в течение двух последующих веков швейцарские войска одерживали одну победу за другой над феодальными армиями герцогов, королей и кайзеров». Успех объединяет. Двести лет спустя со дня первой победы в Швейцарском союзе насчитывалось уже тринадцать кантонов.

Правда, затем почти два века религиозных распрей едва не раскололи крестьянскую конфедерацию, которая все же сохранила себя, и к началу наполеоновских войн состояла из двух десятков суверенных земель.

Чтобы поправить финансовое положение республиканской Франции, Наполеон санкционировал вторжение в Швейцарию. Последующие пятнадцать лет так называемая «Гельветическая республика» находилась под властью французов. Они навязали швейцарцам чуждые законы, например, устранявшие всякую самостоятельность регионов, по-швейцарски «кантонов».

Но когда Наполеон был разбит союзниками, Венский конгресс 1815 года в марте признал за Швейцарией вечный нейтралитет и определил незыблемость её границ.

Акт о том был подписан представителями фактически всех европейских стран в Париже 8 (по старому стилю) ноября того же года.

В первую очередь нейтралитет гарантировали победители — Россия, Англия, и Пруссия, а также Швеция, Испания, Португалия и, наконец, хитроумием Талейрана, Франция.

Документ гласил: «Державы признают торжественно через сей Акт, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости её от всякого чуждого влияния… Державы с удовольствием признают, что в затруднительных обстоятельствах Швейцария доказала, к каким важным усилиям и пожертвованиям она готова была для блага общего и успехов дела, которое защищали все державы Европы и…. что Швейцария вполне достойна выгод, утверждаемых за нею…»

Четвёртая европейская нейтральная страна — . В ходе двух мировых войн она утратила статус великой державы, но зато уже сама, спустя сто сорок лет после Швейцарии получила такой же гарантированный нейтралитет.

Её статус, установленный Государственным договором о восстановлении независимой и демократической в мае пятьдесят пятого, поддерживали два противостоящих блока — НАТО и Организация Варшавского Договора. Это — неизбежное следствие тогдашней поляризации мира.

Документы подписали «Союзные и Соединённые державы» — СССР, Великобритания, США и Франция. СССР принадлежал к одному лагерю, а остальные три великие державы — к другому.

Могут возразить, что акт о нейтралитете продиктован победителями побеждённому, и он мог включать требования, неприемлемые для уже существующего суверенного государства. Но по тексту договора пятьдесят пятого года видно: он рассчитан именно на дальнейшее существование вполне суверенной . Нормы демократического поведения перечислены в нём с полного согласия самих австрийских властей.

Нейтральные государства Европы , которые еще в обозримом прошлом таковыми являлись, все чаще стали совершать шаги, которые совершенно не вяжутся с их статусом. Речь идет о нейтралах холодной войны: Австрии, Финляндии , Швеции и Швейцарии . Следует заметить, что первые две страны не участвуют в военных конфликтах относительно недавно, со времен Второй мировой. Что же касается Швеции, то она не вступает в военные блоки более двухсот лет, а Швейцария – сохраняет нейтралитет с 17 века. Однако за последние 10 лет многие страны пересмотрели приоритеты своей внешней политики.

В чем проявлялся нейтралитет этих стран раньше?

1. Финляндия и Австрия во Вторую мировую были на стороне Германии, Австрия была ей полностью подконтрольна.

2. Главную роль в их воздержании от последующего участия в военных блоках сыграл СССР, который вывел Финляндию из войны, разгромив ее. А также захватил Австрию. Эти страны заплатили за свою свободу принятием нейтралитета.

3. Швеция в свое время пустила по своей территории немецкие войска, а Швейцария хранила в своих надежных банках награбленное немцами в европейских странах добро. При этом, эти страны считаются нейтральными.

4. В Австрии нейтралитет прописан законом, в Финляндии и Швеции – нет.

5. Эти три государства не используют такой термин, как нейтралитет, они всегда говорят о неприсоединении. То есть неучастие в военных союзах, и возможность участия в военных конфликтах.

6. Эта обтекаемая и неоднозначная формулировка перестала иметь значение в 1995 году, после того, как все три государства стали членами Европейского Союза. По законам Союза все страны обязаны помогать другим членам ЕС при возникновении любых военных конфликтов и операций.

7. Эти страны, входящие в ЕС, но желающие отличатся от других его членов, стали «особыми». Они входят в Альянс, но сохраняют нейтралитет.

8. Финляндия, Швеция и Австрия находятся в постоянном сотрудничестве с НАТО, проводят совместные учения и программы. Однако вступать в эту организацию страны не спешат, так как считаются с мнением населения, которое против в подавляющем большинстве.

9. Вот и получается, что страны вроде как равные всем остальным, но «с изюминкой».

Чем выделилась Швейцария?

Швейцария никогда не отрицала термина «нейтральный», в отличие от своих соседок, которые настаивают на другом статусе.

До недавнего времени эта страна избегала участия даже в международных организациях и союзах. Чего стоит только тот факт, что в ООН Швейцария вступила лишь в 2002 году, а о Европейском Союзе и НАТО здесь и слышать не хотят.

Благодаря своей действительно нейтральной политике эта страна всегда принимает на своей территории различные форумы, на которых поднимаются сложные дипломатические вопросы и споры (Давосский).

Как себя ведут неприсоединившиеся государства?

1. В 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования. Этот факт стал известен населению стран только после проведения выборов, так как до них власти опасались предсказуемой негативной реакции людей.

2. Желание примкнуть к НАТО впоследствии оправдали близостью границ РФ.

3. Эксперты полагают, что на самом деле власти этих стран были обеспокоены строительством «Северного потока», завершение которого приведет к перестановке сил в данном регионе.

4. После грузино-южноосетинского конфликта в Швеции и Финляндии стало больше сторонников вступления этих государств в НАТО.

5. Все неприсоединившиеся государства входят в программу «Партнерство во имя мира».

6. Совсем недавно Швеция решила подсобить коалиционным войскам и отправила в небо над Ливией 8 своих боевых судов. Около полутысячи шведских солдат находятся сейчас в Афганистане. При этом военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели.

Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой?

Швейцария по праву носит звание самой нейтральной страны мира сотни лет. Однако и ей эксперты пророчат скорую смену вектора внешней политики.

Вступления в ООН «обошлось» Швейцарии отправкой в Косово двухсот своих миротворцев.

В 2009 Швейцария разгласила секретные сведения о счетах своих банков, сделанных гражданами Соединенных Штатов. На родине их подозревали в неуплате налогов. Вашингтон прессинговал швейцарцев очень долго.

Потом был скандал с арестом Полански, после которого многие европейцы и американцы стали обвинять Швейцарию в пресмыкательстве перед Штатами.

Настоящей звонкой пощечиной для Швейцарии стал скандал с Ливией в 2008 году, после задержания сына Каддафи в Женеве. В отместку Каддафи арестовал в своей стране швейцарских бизнесменов. В итоге сына Каддафи отпустили, а президент Швейцарии поехал в Триполи, чтобы извиниться перед ливийским диктатором лично. Швейцарцы были возмущены и стали подумывать о том, что их положение на международной арене хуже некуда, да и перспектива остаться без союзников не внушает оптимизма.

Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны?

Эксперты отмечают следующие факторы:

1. На территории Европы нет серьезных и крупных войн.

2. С недавних пор Европа перестала строго делиться на Восточную и Западную, а значит, пропала и необходимость балансировать.

3. Противники североафриканского региона и Азии не будут вникать в детали внешнеполитических особенностей страны, равно как и террористические организации, которые не выделяют никаких европейских государств и на статусы не обращают внимания.

4. В мире выстаивается биполярная система, и нейтралов это совсем не радует, особенно, если учесть что второй полюс – это Китай.

Нейтральные государства понимают, что пришло время делать цивилизованный выбор.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно

§ 5. Признание государств

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права - государство - может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Признание государств

Признание государства непосредственно связано с его меж­дународной правосубъектностью.

Признание как правовой институт включает главным обра­зом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересо­ванных государств и резолюциями международных организа­ций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила во­прос о признании государств и правительств в список тем, под­лежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.

В науке сложились определенные суждения о значении при­знания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную док­трину признания.

Исторически сложились две теории признания - деклара­тивная и конститутивная.

Декларативная теория исходила из того, что государство яв­ляется субъектом международного права с момента своего воз­никновения. Признание не наделяет государство международ­ной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-

Глава 3. Субъекты международного права

субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила междуна­родную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невоз­можности реализовать свои основные права и обязанности, ус­тановить стабильные межгосударственные отношения. Призна­ние, таким образом, «конституировало» государство как субъ­ект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших госу­дарств.

Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Тур­ция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с ев­ропейскими странами. Хорошо известна сложная история при­знания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.

Взгляды отечественных юристов-международников в совре­менный период базируются на представлении о том, что при­знание нового государства является актом большой политиче­ской важности. Оно дает возможность новому государству эф­фективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конфе­ренциях, договорах, международных организациях. Так, уста­навливая норму о том, что членом ООН может быть только го­сударство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его приня­тие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом между­народного права с момента своего возникновения.

Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-

§ 5. Признание государств

ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осу­ществляется в рамках принципов международного права. В ча­стности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отноше­ний, что невозможно без признания.

Практика государств выработала различные объемы призна­ния. В связи с этим существуют две формы признания: юриди­ческая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатически­ми представительствами, т. е. установление стабильных поли­тических отношений. Практика государств выработала опреде­ленные способы оформления полного юридического призна­ния. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Воз­можно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отно­шений.

От юридического, официального признания следует отли­чать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляет­ся в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вари­антом фактического признания считается признание ad hoc (ра­зовое, на данный случай).

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независи­мости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государ­ства».

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-

Глава 3. Субъекты международного права

тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о призна­нии нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства не­конституционным путем. Данная ситуация породила ряд юри­дических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эк­вадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливав­шая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.

В современных условиях признание правительств, пришед­ших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический полити­ческий режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Проблема признания может возникать применительно к на­ционально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.

Национально-освободительное движение основано на реа­лизации права народа (нации) на самоопределение. Народ, бо­рющийся за свою государственность, является субъектом меж­дународного права. В ходе этой борьбы он создает органы, вы­ступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъ­ектности. Это облегчает реализацию права на получение помо­щи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания неза­висимости).

Признание органов сопротивления получило широкое рас­пространение со стороны государств антигитлеровской коали­ции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопро­тивления, которые создавались на территории государств, вре­менно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни орга­ны власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмигра­ции (французский Комитет национального освобождения, че­хословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на ок­купированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

Правопреемство государств

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. По­мимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой ин­ститут, нормы которого длительное время имели обычно-пра­вовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении догово­ров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов. Эти конвенции оп­ределяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствую­щие территориальные изменения сами по себе не рассматрива­ются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государ­ства-субъекта к другому государству - субъекту международно-

Глава 3. Субъекты международного права

го права. Положительной чертой названных конвенций являет­ся указание в их текстах на то, что правопреемство осуществля­ется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые вопло­щены в Уставе ООН.

В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отноше­ния какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с между­народными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенно­го субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю на­ходящуюся под его суверенитетом или правомерно перешед­шую под его суверенитет территорию. Публичная власть госу­дарства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласу­ется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляю­щие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку ука­занные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство го­сударств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к друго­му происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового госу­дарства на месте колониального владения государства-метропо­лии; разделения одного государства на несколько новых госу­дарств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.

Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения но­вых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

§ 6. Правопреемство государств

Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего ре­шать путем соглашения заинтересованных государств, приня­тия соответствующего акта международной организацией, вы­несения решения международным судебным органом. Так, по­сле распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судь­бу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН за­нималась вопросом о международной личности Израиля и Ин­дии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федера­ции возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

Существует несколько объектов правопреемства, в круг ко­торых в первую очередь включаются права и обязанности, вы­текающие из международных договоров государства-предшест­венника, государственная собственность, государственные ар­хивы, долги.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику. По этому поводу в науке ме­ждународного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождествен­ности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в на­следство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продол­жало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяю­щим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущ­ности доктрина континуитета, обосновывая идентичность пра­восубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Глава 3. Субъекты международного права

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи «с чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике право­преемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значе­ние имеет суверенная воля государства-преемника, определяю­щего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам междуна­родного права, наносить ущерб остальным государствам и на­родам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.

Правопреемство в отношении международных договоров. В пе­риод Великой французской революции XVIII в. после сверже­ния монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существо­вавшие между бывшим французским правительством и госу­дарствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.

В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда догово­ров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принци­пу самоопределения наций». Но многие договоры царской Рос­сии сохранили свое действие, например соглашения по вопро­сам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почто­вая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров 1978 г. установила общее правило, согласно ко­торому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-

§ 6. Правопреемство государств

лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве уста­новить свой статус в качестве участника любого многосторон­него договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объек­том правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уве­домления о правопреемстве может принять участие в многосто­роннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреем­ства, если в момент его правопреемства государство-предшест­венник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отно­шении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний дого­вор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, при­нять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписа­ло само, и тем самым оно может стать договаривающимся госу­дарством или участником этого договора». Подписание госу­дарством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным об­разом, рассматривается как выражение его намерения распро­странить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответ­ственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового незави­симого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в перего­ворах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся госу­дарств, «новое независимое государство может стать договари­вающимся государством или участником этого договора только

Глава 3. Субъекты международного права

при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоя­тельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязатель­ство, которое имеет для него силу в соответствии с междуна­родным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их наро­дов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из москов­ского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 авгу­ста 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей от­ветственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присое­динился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые го­сударства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отноше­нии которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров устанавливает также условия преемства обяза­тельств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе меж­ду новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразивши­ми такую договоренность» (ст. 24).

Примером закрепления правопреемства на основе «явствен­ной договоренности» новых государств в отношении опреде­ленных международных договоров прекратившего свое сущест­вование субъекта - СССР - может служить содержание Про­токола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомо­бильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся

§ 6. Правопреемство государств

Стороны согласились сохранить действующий порядок осуще­ствления международных перевозок, установленный ранее за­ключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других согла­шений в области автомобильного транспорта, участником кото­рых являлся СССР».

В случае объединения двух или нескольких государств в од­но государство любой договор, находившийся в силе в отноше­нии любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник ли­бо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что приме­нение этого договора в отношении государства-преемника бы­ло бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяют­ся и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшествен­ник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государст­ва-предшественника, продолжает находиться в силе в отноше­нии каждого образованного таким образом государства-преем­ника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, ко­торая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).

Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов государственная соб­ственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства госу­дарств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обуслов­лено заинтересованными сторонами или не решено соответст­вующими международными органами. Государство-предшест­венник принимает все меры по предотвращению ущерба или

Глава 3. Субъекты международного права

уничтожения государственной собственности, которая перехо­дит к государству-преемнику. Когда государство-преемник яв­ляется новым независимым государством, недвижимая государ­ственная собственность государства-предшественника, находя­щаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшествен­ников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделен­ных частях территории образуются два или несколько госу­дарств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на тер­ритории которого она находится; Ь) недвижимая государствен­ная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях; с) движимая государственная соб­ственность государства-предшественника, связанная с его дея­тельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях» (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от госу­дарства-предшественника к государству-преемнику регулирует­ся соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопре­емства, переходит к государству-преемнику. Движимая собст­венность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Правопреемство в отношении государственных архивов. Госу­дарственные архивы являются частью государственного имуще­ства. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-

§ 6. Правопреемство государств

сударственных архивов во многом близки правилам, установ­ленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государст­ву. Та часть государственных архивов государства-предшествен­ника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой террито­рии, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существо­вание и на бывшей его территории образуются два или не­сколько государств-преемников, если последние не договори­лись иначе, часть государственных архивов государства-пред­шественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Вчера директор ФСБ РФ Бортников приказал создать пограничную зону на границе с Беларусью. Так у нас впервые за историю суверенитета появилось какое-то подобие размежевания с Россией. Сегодня интернет наполнился слухами о том, что Беларусь подумывает о выходе из ОДКБ и Таможенного Союза.

Если так действительно когда-либо произойдет, это обозначит новый вектор во внешней политике Беларуси. Мы не на словах, а на деле движемся к созданию нейтрального государства. Но что это вообще такое — нейтральное государство?

ШВЕЙЦАРИЯ

Процесс законодательного оформления швейцарского нейтралитета начался ещё в 1815-ом году на Венском Конгрессе, который перекраивал мир после Наполеоновских войн. Но и до этого Швейцария сотни лет не брала участие в вооруженных конфликтах и захватнических войнах.

Эта горная страна умудрилась в XX-ом веке пережить 2 мировых войны и стать центром посредничества по многим вопросам. Несмотря на внеблоковый статус, на территории страны расположены штаб-квартиры множества международных организаций:

  • Европейское Отделение ООН
  • Всемирная организация здравоохранения
  • Международная организация труда
  • Международный Комитет Красного Креста
  • Всемирный совет церквей
  • Всемирная торговая организация
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности
  • Международный олимпийский комитет

Швейцария считается самой надежной страной для вложений и инвестиций, именно поэтому ее выбирают самые важные и влиятельные международные организации. Настоящая стабильность привлекает тех, кому нужны прозрачные правила игры и соответствующий бизнес-климат. Ну и да, швейцарцы одна из самых милитаризованных наций мира, поэтому с войной к ним лезть побоялся даже Гитлер.

АВСТРИЯ

Австрийский нейтралитет официально закреплён с 1955-го года законом на конституционном уровне. Закон провозглашает вечный нейтралитет и отказ от военных союзов, запрет на размещение любых военных баз на своей территории. Зато Вена остаётся важным мировым и дипломатическим центром мира. В австрийской столице размещаются штаб-квартиры ОПЕК, ОБСЕ, МАГАТЭ.

Австрийский нейтралитет довольно подвижен и гибок. Австрия не осталась в стороне во время балканских войн, открыв свое воздушное пространство для самолётов НАТО. Таким образом страна лавирует, в критические моменты охраняя свои интересы в регионе. Однако население в целом не горит желанием вступать в какие-либо военно-политические блоки. Да и зачем, когда жизнь и так прекрасна, если судить по показателям ВВП на душу населения!

ФИНЛЯНДИЯ

Формально политика Финляндии звучит как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона». Страна не является членом НАТО (имеет статуса наблюдателя) и не посылает войска в международные горячие точки. Тем не менее Суоми активна в международных делах, поддерживает все основные миротворческие инициативы ООН.

Парламент Финляндии

Несмотря на свою нейтральную позицию, Финляндия внимательно следит за мировой политикой. После крымских событий у населения возросли симпатии к членству в НАТО. Армия Финляндии проводит совместные учения с Альянсом в различных областях и сферах. Фины слишком хорошо помнят Зимнюю войну 1939-1940 годов.

ИРЛАНДИЯ

Ирландия, имея непростую историю отношений с Англией, не является членом НАТО и стремится проводить свою самостоятельную внешнюю политику. Также Ирландия является настоящей Европейской силиконовой долиной, активно привлекая международных гигантов в данной сфере. Microsoft, Amazon, Google, Oracle, Dell, Apple, SanDisk, Kingston, Facebook, Intel, HP, Eircom, EMC, IBM, Red Hat, Ericsson, Bentley Software, Siemens, Twitter, Linkedin,Yahoo!, Cisco, Dropbox, Electronic Arts, Alcatel, AOL — вот краткий список основных компаний, центры которых располагаются на острове. Если львиная доля влияния Швейцарии это банковские активы, то Ирландия же собирает в своём мега-хабе всех крутых игроков интеллектуального труда.

В итоге в Ирландии третий год подряд рекордно растёт ВВП. Пока общий рост по ЕС составляет 1,5%, то у ирландцев в 2015-ом году — 26%. Вот так выглядит настоящая стабильность и нейтралитет.

МАЛЬТА

Мальтийские кадеты

Мальта получила независимость от Великобритании в 1964-ом году. И первым делом она сразу же стала избавляться от чужих военных баз и закрыла офис НАТО. Какое-то время остров даже отказывался принимать военные корабли США для совместных учений. Мальтийцы грамотно взвешивают все «за» и «против» различных союзов. Когда им понадобилось больше экономических связей и туристов, они в 2004-ом вступили в ЕС.

Валлета — столица Мальты

Несмотря на небольшое количество населения (чуть более 400 тысяч), островитяне содержат около 2 тысяч военных для защиты своей страны. Экономически мальтийцы также чувствуют себя спокойно. Мальта входит в топ-30 стран по ВВП на душу населения, а также имеет высокий потенциал по индексу человеческого развития.

Таким образом, мы видим конкретный пример, как в Европе спокойно существуют страны, которым не нужны Союзные Государства или ОДКБ. И интересно, что они все являются высокоразвитыми и экономически стабильными государствами. Именно с такой стабильности и надо брать пример.

Вконтакте

Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну .

В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.

Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:

1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

2) Заключение заинтересованными государствами соот­вет­ствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.



В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.



Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней политики.

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета.

Нейтралитет государства в войне - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в происходящей войне и не оказывать помощи и содействия воюющим сторонам.

Права и обязанности нейтрального государства закреплены двумя Гаагскими конвенциями 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (пятая конвенция) и о нейтралитете в морской войне (тринадцатая конвенция).

Территория нейтрального государства не может использоваться для провода войск и транспорта воюющими странами; с этой территории нельзя осуществлять военные действия; нельзя размещать радиопередающие устройства воюющих стран. Нейтральное государство обязано не предоставлять свою территорию для формирования военных подразделений и создания военных баз воюющих сторон, не передавать им боеприпасы, военную технику и любые виды вооружений; задерживать и интернировать корабли и военные летательные аппараты воюющих, если они не покинули их порт по истечению льготного времени; препятствовать и не разрешать воюющим задерживать в своем территориальном море суда третьих государств; препятствовать тому, чтобы по выздоровлении раненые могли снова участвовать в военных действиях и др. Нейтральное государство вправе отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить указанный статус; предоставлять свою территорию для перевозки и содержания жертв войны; оказывать посредничество в переговорах воюющих; предоставлять убежище войскам, кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием и др.

Похожие статьи