Что такое капитолий в древнем риме. Капитолийская площадь в Риме и её архитектурные особенности

Название : Piazza del Campidoglio (it), Piazza del Campidoglio in Rome (en)

Другие названия : Капитолий в Риме / Капитолийская площадь / Площадь дель Кампиодолио

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : с 1538 г.

Стиль : Барокко

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти


Архитектура Капитолия

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари , «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.

Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада - вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644-1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания - с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.

В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.

При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935

Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм - Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы.

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D"Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа - Cordonata - построена самим Микеланджело, а та, что слева - Scalinata dell"Ara Coeli - не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле - в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула - кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия - исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell"Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli). Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме. А еще, на территории этого храма держали гусей - их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать - от него осталась лишь часть фундамента. Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело. Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой - той, что сделал Микеланджело. Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело. Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания - Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей. Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей. В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он. Хотя по идее не должен был этого делать - Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви. Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне - это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади - не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась. Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее. Аналогичная история у другого памятника - статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее - современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) - городского архива, построенного в I веке до н.э. Осталось от него немного - часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено. Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем - Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма - это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней - любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев. Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный. Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.


Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего - он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D"Aracoeli).

Сентябрь 27, 2018

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.


Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело


– один среди 7-и священных холмов, где был основан Древний Рим и откуда взяла исток его история. Тут приносились молитвы античным богам, утверждались законы, возводились замки патриции и трудились мастера Возрождения. Чтобы посмотреть Капитолийский холм и коснуться его 1000-й истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч путешественников с целого света.

…Историю свою Капитолийский холм в Риме начал именно с того мига, когда близнецы Ромул и Рем были найдены , которая сжалившись над малышами, вскормила их своим молоком.


История и древние храмы Капитолия

Может в память о своем спасении либо по другой причине, однако как раз данное место избрал Ромул для возведения нового города, дав ему имя Рим.

В начале 5-го столетия до нашей эры на данном месте был построен Капитолийский храм. Он был построен во славу древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Тут сходился сенат, осуществлялись жертвоприношения и создавались законы. Храм являлся для римлян не только центром религии, но олицетворением силы и власти, символом могущества Римской Республики, а позднее Империи.

Крах империи обусловил деградацию и опустошение Капитолийского храма. На античных развалинах строились прочие сооружения, а в определенные времена Капитолийский холм в Риме служил всего лишь местом для выпаса коз.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Капитолийский холм в Риме возвратил себе прежнее величие благодаря решению Папы Римского Павла III (1534 – 1549) – большого ценителя искусства и науки. При нем Микеланджело приступил к постройке Собора Святого Петра в , рисовал «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а в 1537 году, по распоряжению понтифика, взялся за реконструкцию зданий и переустройство Капитолийской Площади.

И пусть кончина мастера (1564 год) не предоставила возможности завершить замысел (восстановление окончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, сотворенный Микеланджело, – наиболее цельный и гармоничный среди всех площадей Рима.


В центре трапециевидной площади – конное изваяние императора Марка Аврелия, дивом уцелевшее с античного периода. А по трем ее сторонам расположились: Дворец Сенаторов (тут сейчас городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, построенный в 17 столетии. В обоих строениях находятся Капитолийские музеи, где можно посмотреть на легендарные полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные костюмы, статую Капитолийской волчицы и прочее.

С четвертой – открытой стороны – можно сойти к жилым кварталам по легендарной лестнице Кордоната. В нижней части, у основания, ее «сторожат» мраморные изваяния египетских львов, а вверху поставлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады находятся еще ряд статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и изваяния с античного фонтана «Трофеи Марио».


Капитолийский холм в Риме: Инсула и Мамертинская тюрьма

И учитывая, что от античных сооружений на Капитолии мало что дошло до настоящего времени, по своей исторической значимости эти две постройки могут дать фору десятку других. И одно среди них – древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду.

Развалины подобной инсулы (II нашей эры) есть перед подъемом на Капитолийский холм в Риме, с левой стороны от лестницы, приводящей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из гипотетических 5-и этажей отлично сохранились 4-е, однако и по ним можно предположить, какой вид имело строение в прошлом. Как уверяют источники, первые этажи как правило были заняты лавками ремесленников и мастерскими. Квартиры на 2-м этаже с туалетом и, крайне нечасто, водопроводом, могли дозволить себе лишь обеспеченные граждане. А на верхних этажах, лишенных удобств, селились бедняки. На любой этаж приводила своя лестница, каменная либо деревянная.


– наиболее античная достопримечательность Капитолия, построенная по различным источникам либо в 6-м, либо в 4-м веках до нашей эры. В 2-й подземной постройке ожидали казни и государственные деятели и простые преступники.

Согласно притче, как раз тут прожили свои последние дни апостолы Петр и Павел, во славу которых в подземелье поставили небольшой алтарь с фресками святых. После ликвидации темницы (конец 4-го столетия) туда, преклониться перед святыми, стали отправляться многие паломники, а в 16-м столетии над прежним узилищем была возведена церковь Святого Иосифа Плотника.

Любой желающий может отправится туда и преклонить колена перед ликами святых, вход в подземелья прежней темницы, а сейчас музея, совершенно безвозмездный.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Мамертинскую тюрьму, покупаем билеты заранее через Интернет .


Адрес : Via Clivo Argentario 1. Доехать возможно на метро, сойти на станции Colosseo.
Часы работы : каждый день с 9.00 до 18.30. Краткий перерыв с 12.30 до 14.00.

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнего храма Юноны Монеты, что переводится с латыни как «советница». К слову, римские денежные знаки именовали по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Как раз оттуда берут свой исток знаменитые каждому слова: «монета» и «money».


Легенда про то, как гуси спасли Рим, тоже имеет связь с храмом Юноны. Данная птица, почитавшаяся в храме священной, среди ночи, учуяв «чужих», гоготом подняла на ноги охрану, а та, соответственно, оградила Рим от наступления галлов.

Капитолийский холм в Риме содержит на себе Базилику Девы Марии тоже обладающую собственной легендой, которая прослеживается в ее имени. Согласно притче, императору Октавиану Августу приснился пророческий сон – святая дева с сыном Бога на руках. Видение так поразило императора, что он надумал на вершине холма соорудить жертвенник, наименовав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Обнаруженные артефакты и надписи своим наличием по факту являются подтверждением данной легенды. А алтарь, сооруженный в честь Иисуса еще до его появления на свет, из всех христианских алтарей признается наиболее древним.

Сейчас в базилике сохраняются мощи Святой Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (10-е столетие), усыпальницы знаменитых римских семей с надгробиями, исполненными известными мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев

Адрес : Piazza del Campidoglio

На Капитолийский холм в Риме можно доехать на метро : от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут пешком. Двигаться надо по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль Римского Форума, который будет с левой стороны.

Автобусами : №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Сойти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Часы работы и выходные

Капитолийский холм в Риме и античные памятники на нем открыты для общественности 24 часа в сутки.

  • График работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, каждодневная служба ведется с 8.00 до 12.00. Вход бесплатный.
  • График работы Капитолийский холм в Риме – музеи: каждый день с 9.30 до 19.30, за час до закрытия музеев доступ посетителям запрещают.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи открыты: с 9.30 до 14.00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Ватикан минуя очередь.

  • – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • .
    Самый невысокий из семи легендарных римских холмов и небольшой по площади, он всегда имел особый статус.
    Во времена Ромула и Рема это был неприступный утес с двумя вершинами и долиной между ними, защищенный со всех сторон отвесными скалами. Подняться на можно было лишь со стороны Форума .
    На холме возвышался огромный храм Юпитера Капитолийского , посвященный божественной триаде - Юпитеру, Юноне и Минерве.
    Его строительство началось еще при Тарквинии Гордом в конце VI века до н.э., но закончилось лишь в первые годы республики в 509 году до н.э. Храм стоял на высоком фундаменте и имел форму четырехугольника.
    В 83 г. до н.э. храм Юпитера был подожжен и сгорел дотла со всеми богатствами. Цезарь восстановил храм. Но пожары преследовали религиозную постройку, он горел и восстанавливался несколько раз.
    Особым великолепием храм отличался при Домициане, даже черепица на кровле была выполнена из позолоченной бронзы.
    Во времена христианских императоров храм начал разрушаться, его постоянно грабили и, в конце концов, от великолепной постройки не осталось и следа.
    Рядом располагался храм Юноны Монеты. Прозвище Монета (от глагола «moneo» - предостерегать) появилось после предостережения богини Юноны римлянам во время войны с Таранто (272 век до н.э.).Священные гуси Юноны предупредили римлян о готовящемся нападении галлов.
    Рядом с храмом находился монетный двор. Кстати, металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты, стали называться монетами сначала в Риме, а позднее - и в других странах.

    Сейчас подняться на холм можно по трем лестницам: левая (122 ступени) круто поднимается к церкви Санта-Мария ин Арачели ; центральная, широкая и пологая, с бордюром является работой Микеланджело; справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.

    В XVI веке Капитолийский холм был перестроен по проекту Микеланджело.
    В том числе он спроектировал лестницу из белого мрамора, которая связывала площадь Арачели с холмом, на котором находятся дворцы Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово, выходит фасад Дворца сенаторов и разбита Капитолийская площадь.
    Микеланджело был мастером своего дела и прекрасно владел пространством. Небольшую по размеру площадь ему удалось, благодаря оптическому обману, расширить, выполнив лестницу с ощущением бесконечного подъема и применив обратную перспективу. В 1940 году площадь вымостили уникальным звездообразным орнаментом, что еще больше увеличило пространство.
    В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены у основания лестницы скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считаются покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними.
    Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио: статуи Константина и Констанция II, два верстовых столба с Аппиевой дороги.
    Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, которую поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит.
    Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) (настоящие имя Никола ди Лоренцо Габрини, Gabrini) (1313-1354) был итальянским политическим деятелем, он возглавил восстание торгово-ремесленных слоёв - пополанов в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики в мае 1347 (существовала по декабрь 1347) и августе.


    Статуя Кола ди Риенца

    В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия .
    Она была создана в 176 г. неизвестным скульптором, статуя сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина.
    В VIII веке ее установили в Латерано , а в 1538 г. перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.
    С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее, расположенным на площади.


    Статуя Марка Аврелия

    Piazza del Campidogli, 1 www.museicapitolini.org
    Закрыты 1 янв., 25 дек., 1 янв., 1 мая. 9.00-20.00

    Фасад дворца Сенаторов украшает двойная элегантная лестница, в нише расположена статуя Минервы, перед статуей установлен фонтан. С двух сторон от Минервы находятся гигантские фигуры, символизирующие Нил и Тибр, которые были перенесены сюда из терм Константина на Квиринале .
    Дворец венчает колокольня высотой 35 метров, построенная в 1580 г.
    С обратной стороны дворец Сенаторов имеет общую стену с Табулярией.

    Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (S. Maria in Aracoeli) , выполненная из красного кирпича, является одной из первых христианских церквей, построенных на руинах языческого храма Юноны Монеты.


    Согласно преданию, в базилики находится самый древний христианский алтарь в мире, который существовал еще до рождения Христа. Как это возможно?
    Легенда рассказывает о видении императору Августу Святой девы с младенцем на руках. Август упал на колени в благоговении, он был очень поражен явившимся образом и устроил алтарь в своей комнате, назвав его "Ara Coeli" , т.е. Алтарь небес.
    Подтверждение этой легенды можно найти в базилике - на третьей колонне слева есть надпись "A cubiculo Augustorum" (Опочивальня Августа) .
    В VIII в. на этом месте построили монастырь, который в 944 г. стал бенедиктинским монастырем Санта-Мария ин Капитолио. В XII в. Лоренцо Япоко Космати установил в церкви амвон - сооружение для чтения Священного Писания. В 1249 г. церковь стала принадлежать францисканцам и к концу XIII в. была возведена новая базилика. А в 1348 г. построили лестницу, ведущую к церкви.
    Внутри базилика состоит из трех нефов, разделенных колоннами из белого мрамора. В главном алтаре находится образ Мадонны с младенцем (X в.)
    В церкви хранится деревянная скульптура Святого Младенца (XV в.)

    Древняя улица Серебряный склон (CLIVUS ARGENTARIUS) приводит от Капитолия на форума Цезаря . Свое название она получил от серебряный мастерских, которые располагались вдоль улицы в средние века.

    На Капитолийском холме находится самая древняя тюрьма Рима - Мамертинская (или Тулианская - Tullianum) . Тюрьма Tullianum была построена во времена 4-ого римского царя Анка Марция в VII вв. до н.э. Но свое имя, скорее всего, получила от 6-ого царя Сервия Туллия (по другой версии от 3-его царя Тулла Гостилия).
    В VIII в. тюрьма стала называться Мамертинской.
    В тюрьме было два уровня: надземный и подземный грот.
    В XVI в. над тюрьмой была возведена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями .
    Узниками Мамертинской тюрьмы являлись многие известные личности. По преданию, в этой тюрьме томился в заключении святой Петр, отсюда пошло еще одно название - Сан-Пьетро-ин-Карчере .
    Сейчас здесь находится музей. (открыт 9.00-19.00, сеанс каждые 20 мин., длительность визита 40 мин., билет 10 евро)

    Похожие статьи