Что такое салинг на корабле. Мачта корабля: фото, название, размеры

Рангоутом называются круглые деревья или стальные полые трубы на судне , предназначенные для постановки и несения парусов и отличаются по размеру и функциональности - рея, гафель и гик. На мачты - вертикальные и наклонные - предназначены для несения латинских, гафельных, прямых и других парусов, которые используют силу давления ветра для движения судна . Парусные классифицируются по числу мачт, а также по наличию или отсутствию на них реев.

Мачты на предназначены для установки радиоантенн, радиолокационных антенн, судовых огней, сигналов, флагов и креплений для грузовых устройств. Мачтами называются длинные колонны цилиндрической формы из дерева или стали, которые установлены наклонно или вертикально относительно палубы судна. Мачты несут реи или другие рангоутные деревья с парусами. Суда в древности имели одну мачту с одним парусом. С развитием строительства судов число мачт увеличилось до семи, а паруса начали делить. Со временем моряки выработали правило вооружать судно тремя вертикальными парусами и одной наклонной мачтами.

Самая большая мачта, расположенная посредине называется грот-мачтой. На судах с двумя мачтами грот-мачтой считается та, которая находится ближе к корме. Мачта, стоящая к носу, называется фок-мачтой. Меньшая мачта, находящаяся в корме, называется бизань-мачтой.

Мачты для малых судов изготавливались из одного дерева. Для большинства остальных, их выполняли из трех частей, которые можно было разъединить при необходимости. Нижняя наиболее толстая часть называется нижней мачтой. Съемное рангоутное дерево, прикрепленное к ней, называется стеньгой, следующее - брам-стеньга. Полное название этих частей зависит от общего названия мачты. Так грот-мачта состоит из нижней грот-мачты, грот-стеньги и грот-брам-стеньги. У последней различают две части: нижнюю - собственную грот-брам-стеньгу и верхнюю - грот-бом-брам-стеньгу. Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньги. Последняя тоже состоит из двух частей: нижней - фор-брам-стеньги и верхней - фор-бом-брам-стеньги. Мачты больших с давних времен состоят из четырех частей. Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеньги и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю - собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю - крюйс-бом-брам-стеньгу. Мачты как старинных, так и современных парусных судов в основном изготавливают из легких смолистых деревьев (пихта, пинии, смолистая сосна и др.).

На устанавливаются стальные мачты называющие боевыми. На них монтируют платформы для артиллерии или ведения наблюдения. На современных кораблях, на мачтах располагаются антенные устройства, сигнальные огни и флаги. Среди боевых мачт различают и ажурные. На военных судах, кроме кормового флагштока, на носу судна имеется короткий флагшток, который несет бушпритный флаг (гюйс).

рангоут и такелаж трехмачтового корабля с полным парусным вооружением:

фок-мачта -1; грот-мачта - 2; бизань-мачта - 3; нижняя фок-мачта - 4; фор-стеньга - 5; фор-брам-стеньга - 6; фор-бом-брам-стеньга - 7; фор-трюм-стеньга - 8; флагшток фор-трюм-стеньги - 9; нижняя грот-мачта - 10; грот-стеньга - 11; грот-брам-стеньга - 12; грот-бом-брам-стеньга - 13; грот-трюм-стеньга - 14; флагшток грот-трюм-стеньги - 15; нижняя бизань-мачта - 16; крюйс-стеньга - 17; крюйс-брам-стеньга - 18; крюйс-бом-брам-стеньга - 19; крюйс-трюм-стеньга - 20; флагшток крюйс-трюм-стеньги - 21; клотик - 22; бушприт - 23; утлегарь - 24; бом-утлегарь - 25; мартин-гик - 26; фока-рей - 27; нижний фор-марса-рей - 28; верхний фор-марса-рей - 29; нижний фор-брам-рей - 30; верхний фор-брам-рей - 31; фор-бом-брам-рей - 32; фор-трюм-рей - 33; грота-рей - 34; нижний грот-марса-рей - 35; верхний грот-марса-рей - 36; нижний грот-брам-рей - 37; верхний грот-брам-рей - 38; грот-бом-брам-рей - 39; грот-трюм-рей - 40; бегин-рей - 41; нижний крюйс-марса-рей - 42; верхний крюйс-марса-рей - 43; нижний крюйс-брам-рей - 44; верхний крюйс-брам-рей - 45; крюйс-бом-брам-рей - 46; крюйс-трюм-рей - 47; безань-гик - 48; безань-гафель - 49; верхний безань-гафель(флаг-гафель) - 50; рожки салингов - 51; фок-ванты - 52; фор-стень-ванты - 53; фор-брам-ванты - 54; грот-ванты - 55; грот-стень-ванты - 56; грот-брам-ванты - 57; бизань-ванты - 58; крюйс-стень-ванты - 59; крюйс-брам-ванты - 60; фор-стень-фордуны - 61; фор-брам-фордуны - 62; фор-бом-брам-фордуны - 63; фор-трюм-фордуны - 64; грот-стень-фордуны - 65; грот-брам-фордуны - 66; грот-бом-брам-фордуны - 67; грот-трюм-фордуны - 68; крюйс-стень-фордуны - 69; крюйс-брам-фордуны - 70; крюйс-бом-брам-фордуны - 71; крюйс-трюм-фордуны - 72; фока-штаги - 73; фор-стень-штаги - 74; кливер-леер - 75; фор-брам-штаг - 76; бом-кливер-леер - 77; фор-бом-брам-штаг - 78; фор-трюм-штаг - 79; грота-штаги - 80; грот-стень-штаг - 81; грот-брам-штаг - 82; грот-бом-брам-штаг - 83; грот-трюм-штаг - 84; бизань-штаг - 85; крюйс-стень-штаг - 86; крюйс-брам-штаг - 87; крюйс-бом-брам-штаг - 88; крюйс-трюм-штаг - 89; бом-мартин-штаги - 90; мартин-штаги - 91; мартин-бак-штаги - 92; ватер-штаги - 93; топенанты фока-, грота- и бегин-реев - 94; фор-марса-топенанты - 95; грот-марса-топенанты - 96; крюйс-марса-топенанты - 97; фор-брам-топенанты - 98; грот-брам-топенанты - 99; крюйс-брам-топенанты - 100; фор-бом-брам-топенанты - 101; грот-бом-брам-топенанты - 102; крюйс-бом-брам-топенанты - 103; фор-трюм-топенанты - 104; грот-трюм-топенанты - 105; крюйс-трюм-топенанты - 106; бизань-эренс-бакштаги - 107; перты - 108; фока-брасы - 109; грота-брасы - 110; бегин-брасы - 111; нижние фор-марса-брасы - 112; верхние фор-марса-брасы - 113; нижние и верхние фор-брам-брасы - 114; фор-бом-брам-брасы - 115; фор-трюм-брасы - 116; нижние грот-марсы-брасы - 117; верхние грот-марса-брасы - 118; нижние грот-брам-брасы - 119; верхние грот-брам-брасы - 120; грот-бом-брам-брасы - 121; грот-трюм-брасы - 122; нижние крюйс-марса-брасы - 123; верхние крюйс-марса-брасы - 124; нижние крюйс-брам-брасы - 125; верхние крюйс-брам-брасы - 126; крюйс-бом-брасы - 127; крюйс-трюм-брасы - 128; шкентели брасов - 129; марсы -130; салинги - 131; эзельгофты - 132;

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Которая относится к рангоуту. Её прямая функция - служить основанием для крепления стеньг, реев (составных частей рангоута), а также для поддержки парусов. Что можно еще рассказать о мачтах корабля? Много полезной и интересной информации вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление - это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

Состав и материалы выполнения сооружений

Чаще всего мачты корабля (фото некоторых их видов вы имеете возможность увидеть в статье) делаются из составных частей, которые продолжают друг друга. Её основание называется мачта, а составляющие её продолжение - стеньгами. Верхняя часть мачты имеет название «топ».

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления - дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную.Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума. Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым. Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 1\9 её длины, вторая - на 5\9, третья - на 17\20. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 1\10 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

Для чего мачты необходимы на судне

Сегодня на мачтах устанавливают:

  • Антенны.
  • Судовые огни.
  • Сигналы.
  • Связь.
  • Флаги.
  • Необходимые крепления (если

Но несмотря на это, самое важное предназначение мачт - обеспечивать поддержку для парусов корабля. Все остальное - сопутствующие элементы.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс - при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Военные корабли

Мачты для подобной категории судов выполняются из стали и носят название «боевые». К ней крепятся специальные платформы, которые используют для наблюдения или специальные крепления для размещения артиллерийского снаряжения.

Раньше мачты военных кораблей выполнялись из цельного дерева, но при попадании в неё снаряда корабль оставался без связи. Учитывая все недочёты того времени, сейчас на них устанавливают специальные трёхногие или решетчатые (ажурные) мачты. Они более устойчивы, не выходят из строя от прямого попадания.

В зависимости от количества мачт подразделяют на одно-, двух-, трёх-, четырёхмачтовые суда.

Типы парусных судов

От того, сколько мачт на корабле, зависит его наименование. Пятимачтовые, четырёхмачтовые, барки с 2, 4 и 5 мачтами, баркентина (1 прямая мачта, 2 косые), бриг с 2 мачтами, а также шхуна, каравелла бригантина и т. д.

Количество имеющихся мачт, их расположение и наклон - все это является отличительными признаками.

Парусные суда подразделяются на три вида в зависимости от того, сколько мачт установлено на них:

  • Одномачтовые парусные суда, к ним относятся ял, кэт, шлюп и т. д.
  • Двухмачтовые парусные суда - это бриг, шхуна, бригантина и т. д.
  • Трёхмачтовые парусные суда: фрегат, каравелла, барк и т. д.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название "неф". Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка - трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон - испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

Рангоут - совокупность сооружений из металлических труб, профилей и листов, установленных на верхней палубе корабля и прочно соединенных с его корпусом. К рангоуту корабля относятся: мачты с их вооружением (стеньгами, реями, гафелями), выстрелы, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы, шлюпбалки, трапбалки, тралбалки и др.

Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.

М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.

Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.

Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.

Рис. 1.26. Одинарная сигнальная мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь; 4 - антенный рей; 5 - стеньга; 6 - сигнальный рей; 7 - ванты; 8 - сигнальные фалы; 9 - стальная труба (или рангоутное дерево)


Треногая мачта состоит из трех стальных водонепроницаемых труб. Верхние концы прочно скреплены горизонтальной площадкой из стальных листов, которая называется марсовой. Ноги мачты проходят через отверстия в верхней палубе и своими нижними концами крепятся к настилу средней палубы (платформе корабля). На площадках, расположенных по всей длине мачты, размещаются: радио- и радиолокационные антенны, дальномеры, прожекторы, сигнальные и ходовые мостики и другие посты управления.

На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.


Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные листы обшивки; 5 - радиоантенна


Башенноподобные мачтовые конструкции - развитая надстройка с площадками, расположенными в несколько ярусов и представляющими собой закрытые помещения, используемые для различных боевых и командных постов.

Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.

Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.

Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.

Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.

Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.


Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев; 4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги


Б а н т ы - снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы - через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.

Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.

Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.

Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.

Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.

Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.

Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.

Легкий бриг, внушительный фрегат, изящный пиратский галеон… С каким энтузиазмом приступаем мы к постройке модели любимого парусного корабля! Проходит месяц, два, три, и что же? Готовый корпус пылится на антресолях в ожидании лучших времен, а нас не перестает мучить вопрос - как быть с такелажем? Увы, тонкости его проводки могут стать камнем преткновения даже для опытного моделиста. А потому первый порыв - максимально упростить такелажные снасти. Но парусник со слабым подобием такелажа мертв - все равно что дерево без корней. Ведь именно хитросплетение канатов и блоков превращает парусный корабль в живое существо, подчинившее себе силу ветра, чтобы вопреки воле волн упорно плыть к намеченной цели…

Итак, решено: ставим на модели полный такелаж - стоячий и бегучий.

Как следует из названия, к стоячему такелажу относятся снасти, которые при работе всегда остаются неподвижными (ванты, штаги, фордуны и пр.). Все они служат для поддержки и укрепления рангоута судна. Первую скрипку в слаженном "оркестре" стоячего такелажа играют ванты - тросы, удерживающие мачты с боков. Количество вант на модели зависит от величины судна, времени его постройки и может быть очень значительным. К примеру, знаменитый трехмачтовик "Sovereign of the Seas" (XVII в.) нес ни много ни мало 30 пар вант!


Установка вант

Чтобы ванты на модели фиксировали мачту так же надежно, как на реальном паруснике, их ставят попеременно: первую пару на правый борт, вторую - на левый и т.д. Операция сама по себе несложная. Сперва тросом огибаем топ мачты, затем накладываем бензель, так чтобы образовалась небольшая петля (огон). Вот и получилось две вантины - наша первая пара. И так далее, до умопомрачения… : Для правильной растяжки мачты число вант по обоим бортам должно быть одинаковым. А что делать, если корабль имеет нечетное количество пар вант? В этом случае для последней пары делаем огон большей величины, чтобы затем развести концы по разным бортам.

Обтяжка вант талрепами

Обтяжку вант можно начинать только при заведенном штаге, иначе ванты могут "увести" мачту в корму. Устранить этот дефект впоследствии будет практически невозможно. Каждая вантина обтягивается талрепом - тросом, который особым образом проходит через отверстия пары юферсов, верхнего и нижнего. Нижний юферс заключен в металлическое кольцо с петлей и сцеплен с гаком вант-путенса, установленного на борту судна. Но прежде чем заняться вант-путенсами и талрепами, необходимо закрепить верхний юферс каждой пары на вантине.


Закрепление верхних юферсов

Аккуратно оборачиваем вантину вокруг юферса, прижав к ней ходовой конец с помощью маленького зажима. Затем накладываем на тросы три бензеля (первый - вплотную к юферсу). Для крепости бензелей - их устанавливают на одинаковом расстоянии друг от друга - будем использовать черную вощеную нить. Ходовые концы лучше пока не обрезать: иначе их нельзя будет уменьшить, если натяжение вант окажется слишком сильным. В итоге наших усилий все верхние юферсы должны разместиться на одной прямой, параллельно русленям. И еще один важный нюанс: каждая вантина может огибать свой юферс только по часовой стрелке!


Вант-путенсы

Вант-путенсы - наиболее критичный к нагрузкам элемент конструкции вант. Именно поэтому их всегда изготавливали из пруткового железа. На старинных кораблях вант-путенсы имели форму цепей. Позже для их усиления использовались железные полосы, а чтобы надежно зафиксировать вант-путенс на борту, через внешнюю и внутреннюю обшивку пропускали мощный болт. Не менее серьезная роль отводится вант-путенсам на модели: чем точнее и аккуратнее их исполнение, тем лучше получится обтяжка вант талрепами.

Изготовление талрепов

Перед протягиванием каждого талрепа нужно обязательно зафиксировать расстояние между верхним и нижним юферсом - оно будет возрастать от носа к корме. На нижних вантах для этой цели используют проволочные скобы, которые вставляются в отверстия юферсов. После этого установка талрепа становится минутным делом: через три верхних отверстия трос протягивается изнутри наружу, через три нижних - снаружи внутрь. Над верхним юферсом талреп оканчивается парой шлагов, фиксируемых клеем. Чтобы при обтяжке вант мачта не завалилась на бок, следующий талреп протягиваем с другого борта…

Вязание выбленок

Выбленки имеются на всех вантах, кроме брам-вант. В силу их многочисленности установка выбленок - кропотливая работа. Здесь не обойтись без расчерченного бумажного шаблона, который следует прикрепить позади вант. После этого, с небольшим провисанием, вяжем выбленки слева направо специальным выбленочным узлом. Штыки на концах выбленок фиксируем слабо разбавленным клеем.


Итак, ванты готовы! Но только если они не имеют специальной оплетки. Чтобы облегчить проводку бегучего такелажа, ванты правого и левого бортов под фок- и грот-мачтами на крупных кораблях связывались между собой. Для этой цели служили шхер-тросы или швиц-сарвени. При "боевой" оплетке к тросам крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангоута и такелажа не падали на людей, находившихся на палубе.


Стень- ванты

При изготовлении стень-вант нам придется несколько отойти от общего сценария. В их конструкции появляются дополнительные тросы - путенс-ванты. Гаки путенс-вант должны заходить в отверстия плоских вант-путенсов стень-вант. Другой же стороной путенс-ванты крепятся к нижним вантам. Их накладывают шлагом на оклетневанный верхний ворст, положенный поперек нижних вант, а затем надежно фиксируют двумя бензелями.

Алфавитный словарь морских терминов.*

Введение!

* В алфавитном словаре упомянуты все термины, которые относятся к данному кораблю. Иллюстрации почти всех терминов Вы найдете в 4-х страницах чертежей. Значения цифр (от 1 до 152 на чертежах - описаны в списке ниже словаря). Все остальные иллюстрации добавлены в алфавитный словарь.

Алфавитный словарь морских терминов

А

Ахтерлюк - отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля.

Ахтерштевень - (голл. achtersteven, achter - задний, steven - штевень, стояк) - брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевеню подвешивается руль. Ахтерштевень состоит из нескольких деталей: фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев - кормового дейдвуда.

Анапуть - несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Б

Бак - (голл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. (самый верхний рис.)

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бейфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. Приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают трос для тяги.

Блинда-рей - рангоутная перекладина на бушприте. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Иногда сейчас вместо блинда-рея ставят два отростка - блинда-гафеля.

Битенг - 1. Деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря. 2. С кофель-нагельными планками - для крепления бегучего такелажа.

Бриг - двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Брасы - снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Бом- принадлежность к предпоследнему уровню рангоутного дерева.

Бом-утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.

Бом-кливер - первый сверху косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).

Борт - бок судна.

Брам- принадлежность к самому верхнему уровню рангоутного дерева.

Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.

Булинь - снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.

Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости (около 35 градусов). К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров. На больших судах бушприт делался составным: продолжение бушприта составляет утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.

Бухта - трос, свернутый кругами.

Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Бизань - косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

В

Ванты - (голл. - want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Вант-путенсы - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватер-вулинг - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Вулинг - бандаж, стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов. Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.

Вымпел - (голл. - wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.

Выбленки - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрелы предназначены для вынесения паруса за борт, крепления шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса.

Водоизмещение - вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.

Г

Галсы - простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.

Гардель - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.

Гафель - (голл. - gaffel) (гик) - рангоутное дерево, которое на своём нижнем конце - пятке - имеет развилку - усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно неё. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики - для крепления нижней.

Гальюн - носовой свес, являвшийся продолжением грепа. Служил в основном декоративным целям и опорой бушприта.

Галерея - кормовой декор, окна или открытые балконы, как часть жилой площади кают капитана и офицеров. Как правило, богато украшены с надписью названия корабля.

Грота-, Грот- принадлежность к грот мачте. (т.е. относится ко второй мачте спереди).

Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-бом-брамсель - четвертый снизу парус на грот-мачте.

Грот-брамсель - третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.

Грот-марсель - второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Грот-люк - средний люк на палубе судна.

Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гюйс - В России: красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке бушприта (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки.

Гюйс-шток - стойка, на которой поднимается гюйс.

Д

Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.

Драйреп - 1. (марса-фал) - снасть для подъема марса-рея. 2. цепь или проволочный трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например, марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема марса-реи.


З

Завал-тали - снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.


К

Карронада - короткая, легкая, большого калибра чугунная пушка.

Катер - шлюпка с 2-мя мачтами и 10-ю веслами.

Кнехт - 1. на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. 2. двойная металлическая тумба для крепления швартовых. Бывает с перекладиной, помогающей удерживать намотанный трос, называемой кнехтовой краспицей.

Кофель-нагель - стержни из твёрдого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий - бом-кливером. Кливера появились в XVIII в

Корма - задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки. (самый верхний рис.)

Контр-бизань - гафельный парус, позади прямого на бизань-мачте. Если на задней мачте есть нижний прямой парус, он-то и называется бизань. Если прямого паруса там нет, имя бизань носит гафельный парус.

Киль - (англ. - keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты. (второй рис. сверху)

Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Княвдигед - у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой. (второй рис. сверху)

Кран-балка - балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.

Л

Лафет - деревянная тумба для удерживания орудия (пушки), управления и передвижения ее по палубе.

Лось-штаг - один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.

Лопарь - ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.

Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Люки - отверстия в палубах: для опускания в трюм грузов - грузовые люки; для пропускания света - световые люки.

Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

М

Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Мартин-гик - рангоутное дерево, укреплённое вертикально под эзельгофтом бушприта своим ноком вниз. Его верхний конец был раздвоен. Служит для разноса ватер-штагов.

Марс - (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Н

Нирал - единственный гитов кливеров и стакселей.

Нок - конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.). Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.

Нагель - 1. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 2. Ось шкива блока.

О

Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа или стропов блоков.

П

Палуба - горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлоп-дек - палуба жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба. (самый верхний рис.)

Парус - прикрепляемая к некоему объекту (рангоутному дереву) ткань, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение.

Смотри по названию каждого паруса.

Помпа - судовые насосы, служащие для разных целей: трюмные помпы, пожарные, санитарные, питательные (для котлов) и т.д.

Пушка - бортовое орудие, основным зарядом, которой, является ядро.

Перты - закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пятнерс - круглое или эллиптическое отверстие в палубе, через которое проходила мачта, так же конструкция удерживающая конец бушприта.

Путенс-ванты - 1. железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. (Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант.) 2. специальные оттяжки - похожие на короткие, идущие вниз, ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть путенс-вантами.

Р

Рангоут - (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. Собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.

Ракс-бугель - состоят из 1-3 рядов деревянных шариков надетых на тросы, которые удерживают горизонтальный рангоут на вертикальном.

Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Роульс - каток, отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.

Ростры - место на палубе, где уложен запасный рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки.

Румпель - (от гол. - roerpen, roer - весло, руль) - рычаг, укреплённый в верхней части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Руслени - мощные балки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые прикрепляются вант-путенсами к бортам.

Рым - прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.



С

Салинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев - лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг.

Стень- принадлежность к стеньге (т.е. ко второму снизу вертикальному рангоутному дереву)

Стеньга - (голл. - steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.

Т

Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.

Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Талреп - род талей или натяжной вант для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза.

Топенант - снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Томбуй - смотри буйреп.

У

Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей. Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.

Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.

Ф

Фал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.

Флаг - прямоугольное полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани - флагдука - разных цветов и служащее отличительным знаком. Флаги делятся на сигнальные и национальные, означающие какому государству принадлежит данное судно, причем национальные флаги разделяются на военные, торговые и лично присвоенные.

Флагшток - верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема флага.

Фока-, Фор- принадлежность к фок-мачте (т.е. к первой мачте спереди судна) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса фок-мачты.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади и с боков стеньги, брам-стеньги и т.д. При наличии двух пар снастей, поддерживающих одно и то же рангоутное дерево, снасти, крепящиеся ближе к носу, называются бакштагами, а задние - фордунами.

Фор-стень-стаксель, Фор-бом-брамсель, Фор-брамсель, Фор-марсель - смотр. аналогию с Грот-.

Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). (второй рис. сверху)


Ш

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.

Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса). (второй рис. сверху)

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.

Штурвал - колесо с ручками, служащее для управления рулем.

Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и рулем, и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилия от штурвала к румпелю, и через него к рулю.

Э

Эзельгофт - деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.


Ю

Юферсы - род круглого толстого блока с гладкими дырами, называемыми окнами, вместо шкивов. Через юферсы основываются тросовые талрепы.

Я

Якорь - кованный металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.

Ял -

лодка по своим размерам меньше, чем полубарказы и имеющая более острые обводы. Применяются для различных целей, в основном при швартовках.

Похожие статьи