Священный город Анурадхапура — хитрости бесплатного билета. Достопримечательности Анурадхапуры — старый город Как доехать в Анурадхапуру из Канди

И снова рады вас видеть на страницах . Сегодня, покинув север Шри-Ланки, а именно мы отправились в сторону священного города Анурадхапуры со множеством древних памятников культурного наследия, его еще называют Old Town , откуда в 1950 году все жители были переселены в новую часть города. И так как мы путешественники не слишком богатые, то поделимся с вами историей о том, как нам удалось посмотреть все достопримечательности бесплатно.

Автобус: до Анурадхапуры можно добраться на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе).

  • 1 вариант — после аэропорта в Коломбо добираемся до автобусной станции аэропорта (пешком, “тук-тук”). Прямого автобуса с этой станции до Анурадхапуры нет, но оттуда можно доехать до самого Коломбо и уже там пересесть на прямой автобус №5.
  • 2 вариант — доехать до автобусной станции в Негомбо, пересесть на автобус до Анурадхапуры или до Куренегалы (Kurunegala) где можно снова пересесть на другой автобус. Прямой автобус идет через Путталам (Puttalam). Можно также добираться с пересадкой через Канди, Матале, Курунегалу (Kurunegala).

Решив испробовать общественный транспорт, мы ехали на автобусе от Джафны за 100 рупий (26 руб.).

Добравшись до городка Килиночи (от Килиночи до Анурадхапуры 144 км), мы уже поехали автостопом, но можно использовать поезд (280 рупий на человека).

Как попасть бесплатно в священный город Анурадхапура.

Так как мы встали рано, у нас в запасе было еще много времени, чтобы автостопом добраться до нужной точки и еще достопримечательности посмотреть. В принципе все самое интересное города находится на одной большой территории, куда единый входной билет стоит 3200 рупий (800 руб.) или 25$. Мы ведь еще не знали, сколько проходы на достопримечательности стоят, хотя я и слышала, в некоторых случаях очень завышено. И дело совершенно не в том, что на Шри-Ланке самые уникальные достопримечательности всей Азии, просто политика государства здесь слишком жадная до денег.

Естественно платить такие сумасшедшие деньги за парочку ступ – это слишком «ступид», поэтому мы обошли территорию чуть-чуть сбоку и перелезли через низенький забор. Первой остановкой была 120 метровая ступа Джетаванарама (Jetavanarama), расположенная на руинах монастыря Джетавана.

Ну да, большая пребольшая ступа, коих мы насмотрелись еще в , отличаемая от остальных только тем, что считается самой большой на Шри-Ланке. И обязательно, это даже не оговаривается, хранит фрагмент какой-нибудь «детали» Будды. На сей раз – это часть его пояса.

В принципе, даже немного впечатляет размерами и лично для меня она показалась наиболее интересной достопримечательностью Анурадхапуры, чем все остальные археологические памятники старого города.

Чтобы дойти до второй ступы, нам предстояло преодолеть вторичный контроль билетов, о чем мы, конечно, не подозревали.

Охранник, завидев издалека два больших рюкзака, сразу вскочил и замахал на нас руками. Андрей даже не посмотрел в его сторону, проходя дальше, я последовала его примеру. Охранник, опешив от нашей наглости, бросил свое место и в три прыжка оказался перед нами, преграждая собой путь и крича «Тикет! Тикет!». Я, молча перевела взгляд на Андрея, тот с глупым видом оглядел охранника и в свою очередь тоже замахал на него руками, изображая из себя глухонемого. Лицо мужчины в форме медленно вытянулось и застыло на несколько секунд. Я чуть не испортила все желанием расхохотаться, когда увидела его растерянный вид. Все еще пребывая в шоке, он на автомате тыкнул пальцем в мою сторону, в надежде, что может я «нормальная». Однако, я повторила тот же «концерт», виновато улыбаясь при этом. Это окончательно «добило» охранника, махнув рукой, он пропустил наши улыбающиеся благодарные лица дальше.

Пикник у ступы Руванвелисая (Ruvanvalisaya).

Пройдя вперед несколько метров, мы позволили себе повеселиться от души. Дабы не напороться на еще одного служащего священного города Анурадхапуры, мы обошли большую белую ступу Руванвелисая (Ruvanvalisaya) сбоку.

Я бы сказала, что именно отсюда открывался наилучший вид на нее.

Очередной «шедевр» архитектуры Шри-Ланки известен также под именами Махатхупа, Сварнамали и Ратнамали Дагаба.

Здесь мы временно бросили рюкзаки, чтобы отдохнуть в тени деревьев, покачаться на длинных пружинистых ветвях, как обезьяны, поглазеть на птиц.

Кстати, обезьян здесь тоже хватало, терпеть их не могу с детства.

К нам не подходили и ладно.

Знакомство у священного дерева Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi).

После отдыха поход продолжился к священному дереву Джая Шри Маха Бодхи, выращенному из отростка того самого, под которым на Будду снизошло озарение. По пути попалось Ловамахапая (Lovamahapaya) – здание, образованное в древние времена 40 рядами, в каждом из которых находятся 40 каменных колонн, что в общей сложности составляет 1600 колонн. Остатки последних (а может и новодел) можно лицезреть прямо перед дворцом.

Вдруг передо мной вырос молодой иностранец, который на хорошем английском поприветствовал меня и спросил, откуда я. Что мне еще было ответить, как не правду. Паренек был из Германии, впервые выбрался за пределы своей страны и как-то выбор его пал на Шри-Ланку. Он поинтересовался, где мы остановились, заметив рядом со мной два рюкзака. Ему явно не хватало компании, возможно, он надеялся к нам присоединиться. Я сказала, что мы автостопщики и спим в палатке или у местных. Сначала его это заинтересовало, и он даже устроился на корточках напротив меня, но после нескольких моих рассказов он понял, что навряд ли нам по пути, также быстро распрощавшись, как и появился.

К тому времени Андрей закончил осмотр священного растения за забором, и на мои вопросы ответил кратко: «дерево как дерево, ничего особенного. Забором только огорожено от особо любопытных глаз и шкодливых рук».

Последняя достопримечательность Анурадхапуры – ступа Мирисавети (Mirisaveti).

Перед тем, как покинуть старую часть священного города Анурадхапура, Андрей еще решил завернуть к очередной ступе Мирисавети (Mirisaveti Stupa) , построенной на месте скипетра с реликвиями все того же Будды.

Больше в городе делать было нечего, и мы отправились на поиски автобуса до ближайшего , за 16 км до которого мы отдали по 35 рупий (9 руб.). Где мы поужинали и нашли приют в одной из церквей, случайно оставшейся открытой на всю ночь, но об этих подробностях вы узнаете чуть позже. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости блога и не забывайте делиться приятными впечатлениями от прочитанного с друзьями через социальные кнопочки ниже:).

Мест, где обязательно надо побывать на острове Шри-Ланка всё не уменьшаются. Быстро восстановив силы в водопадах заповедника Синхараджа, не затягивая отправляемся в новую дорогу.

В этот раз наш путь пойдет на Север, в так называемый Верхний культурный треугольник. Формат поездки, уже полюбившийся нам, экскурсионный марафон: новый день - новый город - новые достопримечательности. Принцип: всё своё несу с собой.

Этапы экскурсионного марафона:

  • Автобус Хиккадува-Коломбо-Анурадхапура. Пересадка на тук-тук до Михинтале - место зарождения буддизма на Шри-Ланке. Дерево Ботхи. Затерянный город;
  • 2 день. Анурадхапура. Королевский дворец Исурумуния. Экспресс метод проверки кармы. Взорванная ступа. Переезд в Дамбуллу;
  • . Сигирия. Посещение резиденции Властелина Мира. Пидурангала - золотая скала. Фото с двух вершин. Переезд в Полоннаруву;
  • . Полоннарува - средневековая столица Шри-Ланки. Проверка умения ездить на велосипедах? Переезд в Тринкомали;
  • . Форд Фредерик. Храм Конешварам. Пляжи Нилавели. Ночной экспресс Тринкомали-Коломбо. Возвращение в Хиккадуву.

Статьи о этой поездке объединены общим названием "Верхний культурный треугольник"и разделены на дни путешествия. События изложены в хронологическом порядке.

Хороший план. Присядем на дорожку!

Анурадхапура - первая столица сингальского королевства

2 января 2016 года. (1$~140 рупий). Гостиница нам не понравилась, но как говорится, на безрыбье и рак рыба. Вчера поздним вечером выбирать не приходилось. К счастью, мы покидаем её. Зато рядом расположен замечательный рынок, где мы подкупили бананов на завтрак.

Цены, по сравнению с побережьем, значительно ниже.

В Анурадхапуре осталось очень много достопримечательностей, и мы продолжаем их осмотр во второй день. Хочется побывать в местах наших вчерашних ночных приключений при свете дня.

Впереди нас ждет затерянный город! Затерянным он называется потому, что люди на долгие годы забыли о его существовании. Возможно, все они погибли или были угнаны в рабство в результате очередного нашествия захватчиков из Индии. Обнаружили эту огромную группу древних строений случайно.

Памятников древности здесь так много, что просто не знаешь с чего начать знакомство. Мы выбрали направление в самую гущу артефактов и стали осматривать все, что будет рядом.

По пути к центру вчерашних событий мы посетили не плохо сохранившийся индуистский храм.

Посещение всех индуистских храмов бесплатно. Мы уже бывали в нескольких из них и ни где не требовалось покупать входной билет.

По дороге к нему стали свидетелями обучения начинающих водителей. В основном обучение проходит на тук-туках. Смотрится забавно!

Не доходя 1 км до дерева Бодхи расположился королевский дворец Исурумуния.

Он высечен в скале по указанию короля Деванампия Тисса (пр. 307-267 до н.э.). Перед дворцом построен большой бассейн, рядом Храм со статуей Будды и фресками на стенах, есть пещера с большой колонией летучих мышей.

Исурумуния знаменита также своими скальными барельефами:

изображениями купающихся слонов. Если посмотреть выше, то можно разглядеть ещё одно изображение сидящего человека, над правым плечом которого высечена голова лошади.

Перед входом в главную комнату храма, вырезанную в скале, есть специально углубление. Оно находится от посетителя на удалении около трёх метров, а внизу ров с водой. Всем пришедшим предлагается проверить состояние своей кармы: кинуть монету в это углубление.

Если попал значит всё у тебя хорошо, если монета упала в воду - значит есть над чем поработать, как в биатлоне - штрафной круг. Хотя, никто не запрещает сделать несколько последовательных бросков. Большинство так и поступает.

Не все мои спутники попали в цель с первого раза.

Посещение храма платное. Входной билет стоит 200 рупий (~1.5$).

С вершины скалы для медитаций были видны развалины внушительных размеров. Мы решили обязательно там побывать.

Во время наших пеших переходов подметили, что часть туристов, в большей степени практичных китайцев, передвигаются на арендованных велосипедах. Это экономит много времени и сил. Берите велосипеды, не пожалеете!

Дойдя до больших развалин, мы увидели не достроенную ступу. Рядом находился пост охраны.

Полицейские нам рассказали, что эта ступа была взорвана террористами 30 лет назад. Огромная монолитная ступа разрушена практически полностью. Очевидно взрыв был чудовищной силы.

Сейчас идут восстановительные работы, но она открыта к осмотру. Здесь мы увидели своими глазами, что в ступе нет внутренних помещений. Весь объём заложен кирпичом. На каждом кирпиче стоит фирменное клеймо.

Разрушение ступы в буддизме считается одним из самых больших грехов. Тот, кто сделал это деяние, оказывается в аду сразу после окончания этой жизни. Цепь реинкарнаций (переселение, перевоплощение души) прерывается.

Восточные религии считают, что после смерти одного тела жизнь продолжается в новом. Согласно индуистским представлениям, душа переселяется в другое тело. Так она жизнь за жизнью принимает различные тела, лучшие или худшие - в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.

Владимир Высоцкий в своей "Песне о переселении душ" популярно объяснил суть проблемы.

Для менее опасных преступлений и наказание более мягкое. Например: прекращение реинкарнаций с отсрочкой в 3 жизни, 5 жизней и т.д. Есть время для исправления и улучшения кармы.

Стрелки часов подсказывают, что пора двигаться дальше. Попрощавшись с затерянным городом, мы ловко, почти на ходу, выполняемых посадку в притормозивший автобус. За 12 рупий с человека доезжаем до старой автостанции. Наперед скажу, что в этот день мы немного поспешили. В затерянном городе можно было осмотреть еще одну достопримечательность.

Садимся на автобус Анурадхапура-Дамбулла. Стоимость проезда одного человека 90 рупий (~0.6$), 1.5 часа в пути. Автобусы ходят очень часто, поэтому приходить к определённому времени не нужно. Город Дамбулла находится не далеко от завтрашней цели нашего путешествия.

Приехав в Дамбуллу и поев в одном из многочисленных кафе, пошли искать отель, указанный в букинге. О нём были противоречивые отзывы, но хорошая цена. Осмотрев комнаты узнали, что цена гораздо выше указанной на сайте. Хозяин сказал, что первый плюнет в глаза человеку, разместившему эту цену в интернете. Нам не всё понравилось в этой гостинице, а тут ещё и с ценой измена. Мы пошли дальше искать себе кров. Хозяин комнат остался не доволен и под конец так разошёлся, что стал кричать нам вслед что-то и топать ногами у своего крыльца.

И очень быстро нашли две замечательные комнаты за 3500 Rs (~25$). Гостеприимная хозяйка напоили нас вкусным свежевыжатым соком из неизвестного фрукта, а у хозяина гостиницы нашлась подробная карта

короткой дороги в Сигирию.

Здесь мы смогли хорошо отдохнуть

и набраться сил для следующего, третьего дня нашего туристического марафона.

История основания города теряется в веках. По одной из версий после того, как на остров пришел южноиндийский принц Виджая, среди семисот его соподвижников был человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой . По другой легенде город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона - Анурадха. Какую из теорий выбрать каждый может решить для себя сам, но одно останется неизменным. Анурадхапура – это святой город и древняя столица Шри-Ланки в течение 1500 лет. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам .

Период, когда Анурадхапура непосредственно стала столицей королевства , начался с короля Пандукабая, утвердившего город столицей в 380 г. до н. э. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города, наладил систему канализации, разбил парки, построил дворцы.

Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. Следует отметить, что в период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км. в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.

По своему расположению Анурадхапура была очень уязвимым городом для иностранных захватчиков. Она постоянно подвергалась нападениям и периодически находилась под влиянием королей индийских династий. Одним из таких индийских правителей был тамильский принц Элара, пришедший из Южной Индии в 205 году до н.э. Ему удалось удерживать власть на острове в течение 44 лет до тех пор, пока не подрос маленький принц по имени Дутугамуну, решивший изгнать индийских захватчиков из Шри-Ланки. Около 15 лет длилось его противостояние с принцем Эларой, однако, в 161 г. до н.э. победа осталась за Дутугамуну.

Пришедшая в конце 10 века индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 году город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву, так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 года, когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.

Анурадхапура является бесспорно одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты. Часто приезжают в древнюю столицу студенты и школьники, чтобы еще раз вспомнить свою великую историю и лучше понять настоящее.

Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы, созданного королем Деванампиятиссой, храм являлся частью самого древнего монастырского комплекса, основанного в III в. до н.э., включающего в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Часть скульптур осталась на своих местах, однако некоторые из них были перенесены в специально созданный рядом музей.

К одному из таких знаменитых барельефов относится изображение девушки на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется V в. Согласно местной здесь изображен сын короля Дутугамуну, Салия, и его возлюбленная Асокамала, девушка из низшей касты «неприкасаемых», ради которой Салия отказался от трона.

На берегу озера Тисса находится Мирисавети Дагоба, построенная из красного кирпича с отломанным острием сверху. Эта ступа была построена при короле Дутугамуну. По легенде, правитель пошел поплавать, воткнув в землю символ власти – царское ярмо с мощами Будды. По окончании купания царь при всей своей силе не смог вытащить ярмо из земли и, расценив это как знак, приказал заложить в этом месте дагобу. Работы велись около 3 лет, а высотой ступа достигала 60 метров, однако в 10 веке была перестроена.

Направо от самого старого водохранилища Басаваккулам, построенного во время правления короля Пандукабая в 4 в. до н.э., площадью около 120 гектаров взору открывается одна из самых древних и почитаемых ступ Шри Ланки - Руванвалисая, заложенная, по преданию, еще царем Дутагамуну во II веке до нашей эры в честь его победы над индийским принцем Эларой. Однако, к сожалению король не дожил до завершения строительства. Руванвелисая иначе называется Белая ступа или Махатупа, что в переводе с сингальского означает Великая ступа, хотя она всего лишь третья по величине из всех ступ древней Анурадхапуры и взмывает в высоту на 55 метров.

Построена ступа на фундаменте из золотого гравия и находится как бы на постаменте, на внешней стене которого вырезано 400 стоящих плечом к плечу слоников. Значение этих слонов объясняют двояко. С одной стороны, слоны поддерживают платформу, на которой стоит дагоба, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией. С другой стороны говорят, что слоны просто помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму.

Если вы проследуете вокруг Руванвелисая по часовой стрелке, то увидите современное святилище, где расположились пять статуй стоящего Будды. Четыре из них, сделаны из известняка, датируются 8 веком и символизируют четыре воплощения Будды на земле, а пятая современная статуя символизирует будущего Будду и коронована тиарой, а в руке держит цветок лотоса. Продолжив движение вокруг Руванвелисая, вы увидите статую, обращенную лицом к дагобе. По преданию это фигура самого короля Датугамуну, построенная его сыном Сиддатиссой, завершившим строительство ступы отца и поставившего его статую для того, чтобы он мог насладиться своим величественным творением. Неподалеку можно увидеть маленькую модель оригинальной ступы Руванвелисая.

Одна из святынь, почитаемой буддистами всего мира, дереву «Бо» или бодхи. Оно слывет самым древним растением на земле, а возраст его около 2250 лет. Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри-Ланке, а так же во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.

Справа от священного дерева Бодхи можно увидеть Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец», представляющий собой сооружение странное и удивительное, построенное королем Дутугамуну более 2000 лет назад. Дворец представляет собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживают 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа, а после очередного пожара в 4 веке лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов, Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в 12 веке.

На выходе из монастырского комплекса Махавихары, состоящего из дерева Бодхи, Бронзового Дворца и Руванвели Дагобды, справа располагается монастырь Джетаванарама, на центральной платформе которого возвышается гигантских размеров ступа, высотой около 120 метров. 4 июня 2009 года состоялось торжественное открытие Джетавана Дагобы для посещения и проведения буддийских церемоний. Работы по восстановлению Дагобы начались еще в 1981 году и продолжались около 28 лет. Дагоба оборудована специальной осветительной системой огней, позволяющей подсвечивать ступу во время религиозных праздников.

Согласно главной ланкийской хронике «Махавамса» король Махасена выстроил эту огромную Дагобу, в диаметре составляющей 112 метров, из красного кирпича в 3 веке до н.э. На строительство было потрачено около 90 миллионов кирпичей и четверть века. Ступа представляет собой идеальный круг. Известно, что в древности на месте, где построена ступа, располагались Сады Нанданы, где в течение семи дней Арахат Махинда, сын короля Ашоки, принесший буддизм на Шри-Ланку, читал проповедь. С тех пор и пошло название Джетавана (измененное от Джотивана), буквально означающее «место, где засияли лучи освобождения». В старинных записях 13 века говорится, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.

Первоначальная высота ступы была около 160 метров, что позволяло назвать ее третьим по высоте сооружением в мире после знаменитых пирамид в Гизе. Во время консервации и восстановительных работ было обнаружено, что фундамент ступы ушел более чем на 8,5 метров в грунтовую породу и сейчас высота Джетавана Дагобы составляет 71 метр. Тем не менее, она остается самой большой ступой в мире, построенной полностью из кирпича.

Западнее ступы находится дом образа Будды. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 метров в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Вернувшись на дорогу, ведущую мимо водохранилища Бассаваккулам, можно увидеть самую старейшую дагобу Анурадхапуры – Тупарама, что в буквальном переводе означает «ступа». Ступа Тупарама – это первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в 3 веке до н.э. королем Деванампиятиссой в знак того, что он принял буддизм. Высота ее всего около 19 метров, а внутри заключена частица правой ключицы Будды. В 6 и 13 веках ступу достраивали и даже покрыли деревянной крышей, от которой остались лишь многочисленные колонны ее поддерживавшие. Ступа, которую вы можете видеть сегодня, отреставрирована и облицована белым мрамором в 1862 году.

В северной части Анурадхапуры расположен монастырь Абъягири, который занимает площадь около 235 гектаров. Монастырь был построен в I в. до н.э. королем Валагамбаху для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара, создавших новое течение буддизма Махаяна, которое являлось более либеральным, в отличие от традиционного строгого учения Тхеравада. В центре монастыря находится ступа Абъягири, построенная царем Гаджабаху. В 12 веке король Паракрамабаху достроил дагобу до высоты в 115 метров, что сделало ее второй по высоте дагобой древней столицы, однако сегодня высота ступы не превышает и 75 метров. По преданию ступа построена над отпечатком стопы Будды.

Статуя Самадхи Будды в позе медитации. Статуя вырезана из известняка в 4 веке и по преданию глаза статуи были сделаны из натуральных камней. Те, кто хочет подойти поближе, должны снять обувь и головной убор.

Уникальное сооружение монастыря Абъягири - бассейны Близнецы, построенные в 8 веке монахами. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один из них длинной 28 метров, а другой 40. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды, которая прежде чем попасть в бассейн проходит через ряд небольших углублений справа от сооружения, где грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в меньший по размеру бассейн через отверстие, увенчанное полуразрушенной львиной головой. Каменное изваяние змеи рядом символизирует удачу. Два бассейна связаны между собой небольшим по диаметру трубопроводом.

Путешественнику

Входная плата: 25/12,5 $ или 4500/2250 взрослый/детский.

Билет действует только в течение дня! Но многие Анурадхапуры можно посещать бесплатно поэтому если вы планируете осматривать ее более одного дня то имеет смысл в один день посетить платные места - Абъягири, Цитадель, Джетаванарама, музеи и главный Архитектурный музей, а в остальные дни осматривать оставшуюся часть. Билетная касса находятся возле Архитектурного музея. Тук тукеры могут предложить повозить вас по комплексу без покупки билетов заплатив им лично, но сумму меньше чем стоимость билетов.

Достопримечательности Анурадхапура можно осматривать и вечером когда включается подсветка и ланкийцы приходят к религиозным объектам для проведения церемоний. После 18 часов кассы закрыты и по всем достопримечательностям можно гулять бесплатно.

В Анурадхапуре запрещено использовать квадрокоптеры.

Круглосуточно

4500/2250 рупий взрослый/детский

Время на осмотр - 4 часа

(Anuradhapura) — это древний город на острове Цейлон, который был первой столицей Шри-Ланки. Сингалы построили город Анурадхапура аж в V веке до нашей эры! С тех пор прошло много времени, но остатки этого интересного города сингалов можно увидеть на севере Шри-Ланки, приехав туда из Коломбо на автобусе. Мы захотели непременно посетить его древние руины, пропитанные духом древней истории!

По сравнению с югом страны, в центре и на севере Шри-Ланки сохранились главные культурные достопримечательности — так называемый «Золотой треугольник». Анурадхапура является его частью. Тут находятся знаменитые ступы или дагобы, которые распространились как архитектурная норма по всей Юго-Восточной Азии, и самое высокое здание из кирпича в мире! И мы начали свое знакомство со Шри-Ланкой именно здесь, в Анурадхапуре. Практической информации и опыта накопилось много, и сейчас обо всем подробно расскажем.

— это первая столица сингальского государства и была основана в V веке до нашей эры индийским принцем Анурадхой. Находится в черте современного одноименного города на Шри-Ланке. Название его дословно переводится «город Анурадхи».

Основная информация

Название Анурадхапура, (англ. Anuradhapura)
Где находится В северной центральной части острова Шри-Ланка, на берегу реки Аруви, на высоте 81 м над уровнем моря
Что собой представляет Город Анурадхапура является священным для буддистов и состоит из Старого города (историческая часть + археологическая зона) и Нового города за рекой (жилые кварталы и туристическая зона). Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1982 года
GPS координаты 8° 21′ 0″ N, 80° 23′ 7″ E
8.35, 80.385278
Расстояние до Коломбо 206 км
Как добраться Из Коломбо - на автобусе, поезде или такси;
Из Матары - на поезде;
На автобусе из Тринкомале, Вавунии, Полоннарувы, Дамбуллы, Канди и Курунегалы
Дата основания V век до нашей эры
Площадь 36 кв. км
Население 65 тысяч человек
Климат Субэкваториальный, есть два сезона дождей (апрель-май и октябрь-январь). Самый сухой месяц - июнь
Что посмотреть Основные достопримечательности: древние дагобы, руины дворцов сингальских царей, скальный монастырь Исурумния, священное дерево Бодхи

Вид с вершины монастыря в Анурадхапуре

Древний город

Город Анурадхапура — это небольшой современный город на севере Шри-Ланки, который находится рядом с впечатляющими древними руинами первой столицы сингалов. Мы приехали сюда после полудня. Наш автобус остановился на автовокзале, а все пассажиры вышли. Затем мы получили наш багаж и отправились знакомиться с новым городом. В тот момент мы толком и не знали ничего об Анурадхапуре кроме того, что там есть древний город и выдающиеся достопримечательности Шри-Ланки.

Читая информацию об Анурадхапуре в интернете, мы очень заинтересовались его историей. Оказалось, что город был построен в области, которая называется Раджарата — то есть «Земля царей». Другое и более современное название этого региона — Культурный треугольник. Что ж, значит тут точно есть что посмотреть самостоятельным путешественникам и туристам!

Город Анурадхапура также называют самым важным из древних городов, так как он был центром в течении долгого периода времени — практически тысячу лет удерживал столичный статус сингалезских царей и южно-индийских императоров династии Чола. Имелись прочные торговые связи с Китаем. А еще он был важным центром буддизма не только для соседей, но и слава о его могуществе достигла даже Средиземноморья. Послы из Анурадхапуры встречались в Риме с императором Клавдием.

Смотровая площадка на огромном мегалите

Что посмотреть

Расположены на большой территории и пользуются большим интересом среди многочисленных туристов. Руины дворцов и древние дагобы, а также священное дерево Бодхи — все это определенно стоит посмотреть.

Именно сюда, в одноименный современный город Анурадхапура, возникший лишь в начале XX века, приезжают туристы, которые хотят узнать о давнем прошлом Шри-Ланки и посетить объект наследия ЮНЕСКО. Кто-то едет с организованным туром или выбирется на пару дней с пляжей на экскурсию, а мы здесь путешествовали самостоятельно.

Карта Археологического парка Анурадхапура

Анурадхапура состоит из так называемого «старого города» (Old City), в котором находится археологическая зона и основные достопримечательности древней столицы, и «нового города» с туристической зоной, кафе, магазинами отелям и гестхаусами, отделенного от старого города рекой.

Вот обзорное видео про Анурадхапуру:

С самого начала становится ясно, что город Анурадхапура не просто так стоит на реке, которая связывала его с северным побережьем (у острова Маннар). Раньше это было очень важно для коммуникации с союзниками в лице династии Чола, которая распространила свое влияние не только на ближайших соседей, но и на другие государства и империи Юго-Восточной Азии.

Например на кхмеров, которые под влиянием Чола построили , и на Дваравати, древнее государство на территории Таиланда. Вспомните самую большую ступу Таиланда — Чеди Пра Накхом Патом! И таким образом именно из Шри-Ланки и Анурадхапуры буддизм распространился по всему миру.

Совет . Во время экскурсии по городу Анурадхапура не стоит забывать о солнце и беречь голову и кожу, если вы легко подвержены загару. Во время жарких дней лучше больше пить воды.

Археологическая зона

Выйдя с автовокзала, мы сразу попали в так называемую археологическую зону, которую посещают все туристы. Главный туристический офис Анурадхапуры находится на улице Sri Maha Bodhi, в 200 метров от старой северной железнодорожной станции и автостанции. Здесь мы взяли карту и узнали всю интересующую нас информацию. Рекомендуем обязательно зайти в это полезное место.

  • Время работы туристического офиса : 9.00 — 16.45 в будни и 9.00 — 13.00 в выходные.
  • Время работы билетной кассы: 7.00 — 19.00 ежедневно. А руины открыты круглосуточно.
  • Билет стоит $25, действует в течение суток с момента покупки. Вход в монастырь Исурумуния и к дереву бодхи оплачивается отдельно — 200 рупий.

Важно знать! В Шри-Ланке принято снимать обувь, когда заходишь в святые места. А дагобы Анурадхапуры к ним безусловно относятся. Поэтому не забудьте оставить ваши сандалии перед входом в буддистские святыни. Если вы не планируете возвращаться в то же место, где и вошли, или боитесь, что вашу обувь украдут, то носите обувь с собой в пакете или уберите ее в рюкзак. Поскольку кирпичные строения на жарком солнышке сильно нагреваются, и есть риск получить ожог ступни, мы советуем завести специальные носочки для осмотра дагоб. И еще, одежда тоже должна быть скромная: плечи и колени должны быть прикрыты.

Как добраться

Существует несколько вариантов как добраться в Анурадхапуру, которые подходят туристам. Для себя мы решили, что проще всего будет приехать на автобусе из Коломбо в Анурадхапуру. Хотя можно было бы купить билет на поезд и без проблем совершить путешествие по железной дороге. Или взять такси / микроавтобус, но это будет выгодно и удобно если вы путешествуете большой компанией.

  • На поезде : из Коломбо ходит 6 поездов в день. Есть вагоны трех классов, 2 и 3 могут быть спальными. Стоимость билета — от 100 до 520 рупий. Время в пути — 5 часов. Станции находятся рядом с Новой автостанцией и в 2 км к северу от города.
  • На автобусе : есть несколько вариантов. Из Коломбо в Анурадхапуру ехать 5 часов, стоимость билета 100-200 рупий; из Канди — 3 часа за 70-150 рупий; из Полоннарувы время в пути составит 3 часа, цена билета 50 рупий. А еще можно сесть на автобус, следующий из Негомбо (с пересадкой в Курунегале), дорога займет 6-7 часов и придется заплатить 120-200 рупий.
    Важно ! Все автобусы, приходящие с Северного и Восточного направления останавливаются на Новой автостанции, а с Южного — на Старом Северном автовокзале. Стоит иметь в виду, что с какой бы автостанции не отходил автобус, он обязательно заходит на вторую и добирает пассажиров. Однако может уже не быть удобных мест в салоне, поэтому их лучше сразу занимать в пункте отправления.
  • На такси : если взять машину из Коломбо или Негомбо, то стоимость трансфера составит $150. Услуги водителя с автомобилем по всему Культурному треугольнику обойдутся в $170-200.

Анурадхапура на карте

Где переночевать

Несмотря на то, что город не очень большой, здесь оказался довольно широкий выбор отелей и гестхаусов разной ценовой категории. Мы решили не селиться здесь в дорогой гостинице, потому что нам нужно было только переночевать и ехать дальше. Забронировать номер в отеле Анурадхапуры можно здесь:

Гестхаус French garden

В Анурадхапуре мы остановились в очень приличном гестхаусе French garden , расположенном недалеко от центра. Приехали мы туда по рекомендации водителя. Однако место оказалось очень неплохим и с приятными ценами (3000 рупий за номер с кондиционером и 2500 — с вентилятором). Территория очень красивая, на ней разбит ухоженный сад в соответствии с названием. Мы остались довольны проживанием и обслуживанием. Единственное что не понравилось, при гестхаусе довольно дорогой ресторан (например, жареный рис стоит около 400 рупий), но кормят там вкусно. Здесь также можно взять напрокат велосипеды для осмотра археологического парка и заказать туры и гида.

Хорошие отели в Анурадхапуре

Чтобы вам было проще разобраться с поиском гостиницы, мы подробно изучили все варианты проживания, сделали обзор и рекомендуем самые лучшие отели в Анурадхапуре (ссылки кликабельны):

  • Rajarata Hotel – оценка 7.6 (современный отель 4* со стильными номерами и бассейном)
  • Gamodh Citadel Resort – оценка 8.4 (курортный отель с садом и бассейном в окружении древних руин)
  • Diamond Lake Tourist Rest – оценка 8.8 (чистый и уютный гестхаус со своим рестораном)
  • Villu Villa – оценка 8.3 (семейная вилла с садом недалеко от озера Нувара Вева)
  • London Palace – оценка 8.1 (стильный отель в городе с хорошим рестораном и садом)

Все отели в Анурадхапуре смотрите →

Читайте также:

Мы с вами поговорили о практических вопросах, связанных с путешествием в Анурадхапуру, а теперь переходим к красотам основанной принцем Анурадхой в V веке до нашей эры северной столицы острова Цейлон! Старый город знаменит разбросанными по всей территории дагобами, или колоколообразными ступами. Все они играли какую-то роль в разный период истории сингальского государства Ланка.

Как лучше смотреть Анурадхапуру

Имейте в виду, что территория старого города просто огромная, а достопримечательности разбросаны довольно далеко друг от друга. Пешком на жаре осмотреть их будет довольно проблематично, поэтому стоит подумать о транспорте. Есть несколько вариантов, как ездить между достопримечательностями Анурадхапуры:

  • На такси : водитель будет возить по всем достопримечательностям старого города за $20;
  • На тук-туке : стоимость — 100 рупий в час;
  • На велосипеде : в любом отеле или гестхаусе можно взять в аренду велосипед и покататься по руинам самостоятельно. Стоимость — 200 рупий в день.

Мы взяли такси с водителем. Сначала думали осматривать самостоятельно, но оказались рады предоставившейся возможности. Однако стоимость его услуг в итоге вошла в общую сумму, которую мы заплатили ему за поездку по всему культурному треугольнику Шри-Ланки.

Поскольку мы прибыли в Анурадхапуру довольно уставшими после перелета и жаркого автобуса, то водитель пришелся как нельзя кстати. Он возил нас во всем достопримечательностям и иногда даже рассказывал что-то и любезно делал фотографии для нас.Однако в целом с водителем нам не очень повезло, и он впоследствии даже пытался нас обмануть. Все подробности можете посмотреть .

Рекомендуем взять водителя или гида тем, у кого не очень много времени или, кто как и мы в то момент, мало знает об Анурадхапуре. Однако же если бы мы сразу после автобуса пошли в отель и первым делом выспались, а затем хорошо подготовились к осмотру достопримечательностей, как мы обычно делаем, то отправились бы в археологический парк с утра. И предпочли бы в этом случае осматривать достопримечательности Анурадхапуры на велосипедах самостоятельно.

Совет . Осмотр достопримечательностей Анурадхапуры удобнее всего начинать с визита к священному дереву бодхи и руин рядом с ним, а затем отправиться в монастырь Исурумуни, расположенный на юге. После этого, начиная с дагобы Мирисавети и дагобы Руванвели двигаться на север до дворца Махасены и Лунного камня. А закончить осмотр можно у самой высокой дагобы — Джетаванарамы.

На территории старого города особо стоит отметить священное для буддистов дерево Бо (Sri Maha Bodhi или Махабодхи), которое растет здесь уже на протяжении больше 2000 лет. Его посадка задокументирована в летописях, а семя привезено из Индии. Оно происходит от того самого дерева, под которым Будда обрел Просветление.

Собака у святой ступы Анурадхапуры в Шри-Ланке

Имейте в виду, что вход к дереву оплачивается отдельно. Оказалось, что основной ствол Махабодхи был уничтожен в XIX веке английским религиозным фанатиком. Однако остался его малый ствол, который поддерживают многочисленные подпорки.

Рядом с деревом Бодхи находится Бронзовый дворец — пирамидальное строение царя Дуттхагамани. Сохранились лишь 1600 гранитных колонн.

Дальше мы отправились изучать руины археологической зоны Анурадхапуры. В первую очередь мы приехали к монастырю Исурумуни (Isurumuni Raja Maha Viharaya), вход сюда оплачивается отдельно (200 рупий), а собранные средства якобы идут на восстановление объекта.

Вход в монастырь Исурумуни

Монастырь стоит на берегу озера Тисса. Он знаменит древними каменными рельефами – Влюбленные, Сидящий человек и Голова лошади. Большую часть скульптур и рельефов перенесли в музей, который находится здесь же у монастыря.

Рельеф «Сидящий человек»

Камни, вокруг которых и на которых построен монастырь, нам показались огромными! Это не просто мегалиты, а супермегалиты, и хотя они не обработаны человеком, а просто использовались в строительстве, все равно внушают уважение! Прямо на каменной породе вырублены ступеньки к смотровой площадке.

Нагромождение мегалитов

Если подняться наверх, то открываются прекрасные виды на окрестности. Здесь, судя по всему, хорошо встречать закат и рассвет, так как панорама — на все 360 градуса. Мы, к сожалению, не сумели увидеть этой красоты, и до сих пор жалеем об этом.

У монастыря выложен каменный бассейн

Также недалеко от озера находится дагоба Мирисавети (Mirisavatiya dagoba), куда мы отправились прямиком из Исурумуни. В древности ее высота достигала 61 метр, но в X веке ее перестроили. Мирисавети была построена самой первой в Анурадхапуре, сразу после основания города. Она ориентирована по сторонам света четырьмя воротами. Мы обошли вокруг нее, внимательно разглядывая показавшиеся нам интересными детали.

Согласно легенде эту дагобу царь Дуттхагамани приказал построить на том месте, куда он сложил свои царские регалии, в которых хранились мощи Будды. Царь отправился плавать, а по возвращению не смог взять свои вещи обратно. Так он понял, что именно на этом месте и нужно поставить дагобу. Ведь ступа (или чеди) по представления буддистов — это погребальный холм, а внутри должны храниться святые мощи Будды.

Среди руин иногда можно найти и такие неожиданные сюрпризы

Дагоба Руванвели

Еще одна интересная Дагоба Руванвели (Ruvanvelisaya dagoba) выделяется среди других достопримечательностей Анурадхапуры тем, что окружена стеной из 400 слонов. Строительство этой дагобы тоже начал царь Дуттхагамани во II до нашей эры, и высота ее составляет 54 метра. Оригинальное название дагобы — Махатхупа, то есть Великая ступа. Такое имя связано не с высотой (она была третьей среди ступ Анурадхапуры), а со значением — внутри спрятано золотое дерево бодхи.

Интересный факт: когда в XIX веке началась реконструкция святыни, буддисты из Бирмы подарили драгоценные камни для украшения шпиля.

Дагоба Руванвели в Шри-Ланке окружена строем слонов

Прогуливаясь вдоль стены со слонами у дагобы Руванвели, мы невольно вспомнили и сравнили ланкийскую святыню с . И хотя материал и стиль совершенно разные, есть и схожие черты — одинаковое почитание слонов в Шри-Ланке и в . Слоны в первой столице сингалов прорисованы почти с биологической точностью, а вот у кхмеров они скорее похожи на условное изображение любимого животного.

Дагоба Тхупарама

А затем мы оказались около самой маленькой из ступ древней Анурадххапуры — дагобы Тхупарама (Thuparama dagoba). Ее высота лишь 19 метров – была заложена в III веке до нашей эры в знак принятия буддизма. А это значит, что эта дагоба — самая древняя в Шри-Ланке. Внутри хранится ключица Будды. Это подарок Махинды, сына индийского царя Ашока.

Дагоба Тхупарама

Когда дагобу перестраивали в XIII веке, над ней построили крышу. Деревянная постройка сгнила со временем, однако каменные колонны остались. Такая постройка называется ват-даге. Нам это показалось интересным, мы еще нигде такого раньше не видели.

Также построенная в стиле ват-даге дагоба Ланкарама (Lankarama dagoba) — это не очень большая ступа. Она была возведена в I веке, и полностью соответствует канону, который был популярен в Анурадхапуре, а позже не исчезнет во второй столице сингалов — в Полоннаруве. Мы посмотрели на нее со стороны, но если бы у нас было больше времени, то обязательно подошли поближе. Она того стоит.

Дворец Виджаябаху

Очень интересной нам показалась территория бывшего дворца здешнего правителя. И хотя от самого дворца Виджаябаху, построенного в IX веке, остались лишь колонны, здесь все еще можно увидеть огромный бассейн и трапезную. Размеры так называемых кастрюль для риса и для карри нас реально впечатлили!

Купальня правителя поразила нас своими размерами

«Трапезная» дворца Виджаябаху. Сначала я не поверила, что здесь готовили рис!

Дворец Махасены и Лунный камень

Мы продолжили осмотр археологической зоны на территории еще одного популярного дворца. По сравнению с другими достопримечательностями Анурадхапуры, дворец Махасены знаменит своим лунным камнем. А эпоха этого царя ознаменовалась временной победой буддизма-махаяны над буддизмом-тхеравадой. Смена акцентов привело к изменению в строительстве — филигранная резьба по камню стала весьма популярной. И лунный камень является лучшим и самым знаменитым слепком того времени — VII-VIII века. Мы видели подобный лунный камень позже в Полоннаруве.



Дагоба Абхаягири

Еще одна Дагоба Абхаягири (Abhayagiri dagoba) была построена в I веке до нашей эры, а ее высота — 115 метров. Однако сейчас, после реставрации, дагоба устремилась ввысь только на 75 метров. Рядом с ней раньше был один из крупнейших монастырей страны, в котором жило около 5000 монахов. Жаль, что не довелось его увидеть.

Согласно легенде, название Абхаягири связано с бегством царя Валагамбаху от врагов. Увидев его бегущим, монах Гири высмеял царя. И тот обещал вернуться и… отомстить. Через 14 лет царь действительно вернулся в свою столицу, нашел монаха Гири и казнил его. А на месте казни построил ступу, назвав ее в честь своего насмешника.

Мы увидели одну из самых высоких дагоб стоящей в лесах. Видимо, ее ожидала скорая реконструкция. Надеемся, что вам удастся посмотреть какой она стала после ремонта.

А еще тут есть Бассейн Куттам-Покуна , который был построен специально для монастыря Абхаягири. Нам показалось интересным, что он состоит из двух связанных друг с другом частей. Неспроста это было сделано!

Вообще, древние сооружения Анурадхапуры сильно впечатляют. Выглядят они не так, что были построены для монахов, а скорее для королей.

Но самое главное, что стоит посмотреть в древнем городе — кирпичная Дагаба Джетаванарама (Jetavanarama dagoba). Это одна из немногих ступ Анурадхапуры, не покрытых белой краской. Построена дагоба в III веке царем Махасеной, и высота ее была 122 метра в древности, а сейчас – лишь 70 метров. Тем не менее это было самое большое (высокое) строение из кирпича в мире. В период расцвета сингальских государств она являлась одним из самых высоких сооружений во всем мире, уступая только древним египетским пирамидам. Интересно знать, что сейчас самая высокая ступа в мире — это наследница шри-ланкийских дагоб — в Таиланде.

Восстановление дагобы продолжается до сих пор (ведется с 1981 года), поэтому по ее территории можно ходить, не снимая обуви.

Высота этой ступы завораживает. Нам пришлось отойти далеко, чтобы вместить ее в кадр, а люди, осматривавшие буддистскую святыню в этот момент и гуляющие по фундаменту, казались очень маленькими.

Заметили ли вы сразу людей внизу?

Наши впечатления от Анурадхапуры

Несмотря на то, что мы провели в Анурадхапуре лишь половину дня, однозначно можем сказать, что это грандиозное место, которое стоит посетить всем, интересующимся буддизмом, его историей и странами Юго-Восточной Азии. Ведь Анурадхапура — это не только первая столица Ланки, но и миссионер-распространитель буддизма по другим странам.

Особенно нас впечатлили древние дагобы, на первый взгляд кажущиеся похожими друг на друга, но тем не менее ставящие интересные рекорды — самая древняя, самая высокая! У каждой из них есть своя легенда. А еще нас поразили свидетельства монашеской жизни при этих дагобах! Только представьте, как рис готовили в этих гигантских каменных чанах?!

Во время осмотра города Анурадхапура нас особенно заинтересовала практичная гидросистема, состоящая из искусственных бассейнов и оросительных каналов. Раньше она поддерживала успешную жизнь города, находящегося в довольно засушливом районе.

Нам очень понравилось в Анурадхапуре, и мы не пожалели о том, что поставили этот древний город на первое место в нашем маршруте путешествия по Шри-Ланке, которое мы продолжили после . Так мы начали начали истории острова с самого начала. Хотя немного правильнее было бы сначала заглянуть в Михинтале, место, откуда распространился буддизм по самой Ланке. Но можно посетить святыню и на следующий день, как это сделали мы.

И набравшись сил, нам предстоял переезд в Анурадхапуру — древнюю столицу Шри-Ланки. По количеству достопримечательностей Анурадхапура занимает первое место в Шри-Ланке и мы планировали потратить на нее пару дней, но все случилось совсем иначе…

Как доехать из Негомбо в Анурадхапуру.
Прямых автобусов из Негомбо в Анурадхапуру вроде как нет, поэтому нужно сначала доехать до Курунегалы, а там пересесть на автобус до Анурадхапуры. В 6м часу утра мы встали, собрали вещи, перекусили, расплатились с хозяевами гестхауза и поймали проезжающего тукера, с которым договорились доехать до автовокзала за 250 рупий. На автовокзале нам любезно подсказали номер необходимого автобуса, мы бросили сумки рядом с водительским сиденьем и стали ждать отправления.


Транспорт Шри-Ланки.
В Шри-Ланке отлично развито транспортное сообщение между городами, причем есть различные по бюджету и скорости варианты. Самый дешевый вариант ехать на старых красных автобусах, но они останавливаются на каждой остановке и едут очень медленно, буквально выжимают последние оставшиеся силы из миллионных моторов. Второй вариант, которым мы пользовались чаще всего, это такие же большие автобусы, но обычно белого цвета. Они мчатся от вокзала до вокзала на всех парах. Это вождение на грани и как они до сих пор живы мне непонятно. В начале каждой поездки, автобусы останавливаются около маленьких домиков, с фигурками Будды. Там контролер оставляет небольшую сумму в качестве пожертвования и берет какую-то белую пудру, мажет ей себе лоб, водителю лоб и руль автобуса. Наверное секрет выживания именно в этом. А может быть в другом — всю дорогу водитель с контролером жуют бетель. Это листья местного растения, которые продаются на каждом углу, и по словам ланкийцев являются отличным тонизирующим средством. Зубы от него гниют, а глаза становятся стеклянными, но все равно все жуют. Третий вариант — воспользоваться услугами скоростной маршрутки под названием «экспресс». Это микроавтобусы с исключительно сидячими местами, едут быстро, но цена выше. Во всех автобусах оплату принимает контролер и даже выдает билетики. Водитель только баранку крутит. Также некоторые пользуются услугами тук-туков для переезда между городами, но это, по-моему, издевательство. Едут они медленно, а от звука рева мотора можно с ума сойти на дальних переездах.

Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо?

Курунегала.
Для того, чтобы добраться до Курунегалы, мы воспользовались услугами большого белого автобуса, сели позади водителя. Обычно эти места зарезервированы для монахов, но туристов тоже частенько туда сажают. За 2.5 часа и 190 рупий на двоих мы доехали до автовокзала Курунегалы. Там распросили водителей автобусов, быстренько нашли бас до Анурадхапуры и в 9 часов мы уже ехали в нужном нам направлении. Стоимость проезда Курунегала-Анурадхапура составляет 140 рупий с человека (большой белый автобус). В 11.30 мы были на автовокзале Анурадхапуры. Стоит отметить, что в Анурадхапуре два вокзала, новый и старый. Сначала автобус заезжает на новый, который выглядит как обычная автобусная остановка с кучей автобусов, а потом едет на старый, там все более организованно, платформы и все такое. Автобусы на дальние расстояния в основном отправляются со старого вокзала.

Анурадхапура.
Около старого автовокзала мы обратились к тукерам с вопросом о жилье. Хотелось найти что-то в районе 1500 рупий за ночь. Пока тукеры спорили между собой, подкатил мужичок на скутере и предложил заселиться в его домашний гестхауз за 1200 рупий. Мы согласились поехать посмотреть на его жилье. Хозяин геста предложил воспользоваться услугами одного из тукеров. Тут мы допустили ошибку и не договорились о цене за тук-тук заранее, понадеялись на мужичка. В итоге, доехав до геста, который нам понравился, тукер сказал, что денег за доставку не нужно и стал предлагать свои услуги по организации экскурсии по Анурадхапуре и козырять билетами, которые вообще не нужны нигде, кроме храма Инсурмуния. Мы отказались от его услуг и он попросил 400 рупий за доставку к гесту, а это вдвое больше ожидаемой цены за тук. На возражения начал плакаться, что Шри-Ланка из э смол кантри, ви ар пур пипл энд ви хэв но мани. Обычная история короче. Заплатили ему 300, чтоб отстал, получив урок на будущее — всегда договариваться о цене заранее. Кстати, договариваясь о цене в гестах, также всегда спрашивайте — нет ли каких-нибудь дополнительных налогов или такс, а то может потом оказаться сюрпризом.

Тукер уехал, хозяин сказал, что Будда его покарает за такие цены. А мы заселились, распросили его, где можно перекусить, какая держится погода и сколько времени нужно на посещение всех основных достопримечательностей. В процессе общения приветливый ланкиец предложил нам экскурсию по всем храмам и дагобам за 4000 рупий на двоих. За эти деньги он обещал тук-тук, свои услуги гида и пресловутые «билеты». Недолго думая согласились, цена не такая большая, зато есть возможность быстро все посмотреть не заморачиваясь вопросом как добраться в то или иное место. Договорились на 4 вечера и пошли искать едальню.

Погода портилась. Вообще в центре страны с постоянной периодичностью идут дожди. По дороге из гестхауза встретили много разной живности — лангура, пальмовую белку и какую-то цаплю.

Мы направлялись в супермаркет Food City, который приметили, когда ехали на туке в гест. Он был недалеко и мы дошли до него пешком. Чуть дальше по дороге находился новый автовокзал. В общем наше местоположение было очень удобным. В маркете мы накупили продуктов на вечер, а на втором этаже плотно покушали жареной рыбы в китайском ресторанчике. Порции огромные, цены бросовые. За 1100 рупий наелись от пуза. Пока ели, снаружи зарядил неслабый тропический ливень, который кончился также внезапно, как и начался.

Вернулись точно к 4м часам, во дворе геста нас уже ждал нанятый хозяином тук-тук. Погода вроде бы разошлась и мы поехали смотреть город.

Достопримечательности Анурадхапуры.
Первым пунктом нашей экскурсии был индуистский храм. В наш маршрут он не входил, но проезжая мимо, мы попросили остановиться и посмотреть. В храме, по счастливой случайности, проводился какой-то обряд очищения. Семья прихожан сидела на полу, вокруг них ходили служители с благовоньями и пели песни. Наш гид помолился, поставил нам белые точки на лбу и рассказал про разных индуистских богов. Было довольно интересно.

Вессагирия.
Далее мы отправились к пещерам монастыря Вессагирия. Это комплекс из нескольких огромных валунов и пещер под ними. Монахи прятались здесь от дождя и медитировали. Повсюду на стенах древние надписи. А на вершине открывается восхитительный вид на окрестности, все в зелени и шпили различных дагоб повсюду. Тут же мы заметили несколько макак и впервые видели летающего павлина.

Инсурмуния.
К буддийстскому храму Инсурмуния мы приехали под дождем, который зарядил с новой силой. Купили билеты по 200 рупий, оставили обувь перед входом (так принято во всех буддистских храмах) и пошли «гулять по лужам». Промокли до нитки почти сразу, несмотря на наличие 2х зонтов. Весь комплекс очень красивый. На небольшом возвышении находится алтарь с лунными охранными камнями перед входом. Справа небольшой бассеин с выгравированными изображениями слонов на скале. Слева небольшая пристройка к скале, внутри которой находится лежащий Будда. Тут же рядом небольшой исторический музей, посвященный храму Инсурмуния. А с тыльной стороны храма находится лестница, ведущая на самую вершину. Здесь находится главная достопримечательность храма — отпечаток стопы Будды. По традиции туда кидают монетку и загадывают желание, чем мы и воспользовались. К этому времени дождь прекратился и на территории храмового комплекса появилось множество лангуров и пальмовых белок.

Старгейт. Ранмасу-уяна.
Недалеко от храма Инсурмуния находится разрушенный археологический комплекс Ранмасу-уяна. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Недалеко друг от друга находятся 2 бассейна, один женский, другой мужской. Подходя к комплексу, наш гид поинтересовался, верим ли мы в инопланетян и отвел в место, где по преданиям, инопланетяне оставили свои знаки на камне. На рисунке изображено что-то вроде карты вселенной.

Позади Ранмасу-уяна и Инсурмунии находится красивейшее озеро Тисса Уэва, которое заиграло всеми красками на солнце, вышедшем после проливного дождя.

Ступа Мирисаветия.
Следующей точкой нашей экскурсии была ступа Мирисаветия. Огромная белоснежная догоба. Размеры ее просто невообразимы. Если честно, до планирования поездки в Шри-Ланку, я даже не подозревал о существовании таких архитекртурных сооружений. Внутри дагобы или ступы (как ее еще называют) обычно находится какая-то реликвия, но входа внутрь не предусмотрено. Мы обошли ее вокруг, пофотографировались и отправились в следующий пункт назначения.

Шри Маха Бодхи
Священное фиговое дерево в Анурадхапуре, выращенное из отростка дерева Бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Ланкийцы говорят, что это старейшее дерево на Земле. Некоторые ветки опираются на золотые подпорки, а снизу находится храм, куда сходятся тысячи паломников. Мы попали как раз на вечернюю службу. Музыканты били в барабаны, играла музыка, верующие подносили цветы к дереву и молились. Дерево Шри Маха Бодхи считается одной из главных святынь Шри-Ланки.

Дагоба Руанвели.
Позади дерева Шри Маха Бодхи находится широкая аллея. Мы пошли по ней пешком к дагобе Руанвели. Огромная белая ступа, как и Мирисаветия. Считается самой большой и старой дагобой Анурадхапуры. Вокруг нее единым ансамблем расположены 4 маленьких ступы и небольшой храм с лежащим Буддой, внутри которого монах рассказывал какую-то историю прихожанам.

Тхупарамайя Дагоба.
К этой красивейшей дагобе, окруженной столбами и маленькими алтарями, мы подошли уже в темноте. Внутри дагобы Тхупарамайя хранится кусочек тела самого Будды. Несмотря на скромный размер — это одна из самых красивых ступ, которые я видел.

Джетавана Дагоба.
К этой огромной кирпичной ступе мы не попали. Наступила ночь и видели ее только издалека. Тукер подвез нас максимально близко, чтобы сделать фото, но без штатива это было нереально. За вечер насмотрелись на столько дагоб, что думаю ничего не потеряли.

Довольные и полные эмоций от увиденного поехали домой, по дороге накупили фруктов на ночном базаре. Кстати бананы здесь мелкие, вдвое меньше тех, которые мы привыкли видеть, но зато сладкие. А ананасы местные жители предпочитают есть с солью и перцем. По возвращению в гест, я попросил хозяйку почистить и порезать ананас. По моей просьбе она также посыпала половину долек солью с перцем. Вкусно конечно, но если честно дольки без специй мне понравились больше. Будет возможность попробуйте.

Это был очень интересный день и мы ни сколько не пожалели, что взяли нашего хозяина геста в гиды. Сами мы бы ходили тут 2 дня и порядочно устали. Так что по возможности поступайте также. Город большой и достопримечательности удалены друг от друга.

Перед сном мы уточнили у хозяина геста как нам добраться до , городка недалеко от Анурадхапуры. Все узнали и отправились спать. Планировалось, что рано утром мы отправимся в Михинтале, осмотрим там все до обеда, вернемся и уедем из Анурадхапуры…

Понравился отчет? Поделитесь с друзьями.

Похожие статьи