Космин яхромский монастырь. Свято-успенский космо-яхромский монастырь Космин успенский монастырь

Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом сохранившемся историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года – игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда еще жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.

В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.

В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.

По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.

В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.

В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.

В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.

Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.

Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).

Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра - полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов - час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.

По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.

В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.

Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.

При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.

Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.

Свято-Успенский Космо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику". Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. По повелению Божией Матери он ушел в Киево-Печерскую лавру, где принял постриг.

Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах - Успение и "Яхромская (Шахматица)". После кончины Преподобного в обитель стали стекаться паломники, получавшие у мощей святого Космы исцеления и утешения. В 1665 году игуменом монастыря стал иеромонах Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. Именно в Космине монастыре прославленный архипастырь начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии, что делает обитель привлекательной для почитателей Воронежского чудотворца.

В советское время монастырь не избежал участи множества монастырей и храмов. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции, КПЗ. В Спасском - райисполком. В Успенском - склад. В келейном корпусе - ветеринарный пункт, родильный дом, больница, детский сад, потом -столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечерами превращалась в кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и.разбивали колокола- «...Разбивали их: небыловские мужики. Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали...» Позже была разрушена и сама колокольня. были снесены главы, венчавшие храмы.

В 1992 году Никольский храм первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье музыкальная школа и библиотека. В последние годы в обители ведутся восстановительные работы. Храмы увенчались святыми крестами, возведена колокольня.

Но это только начало большого и трудного дела, которое может успешно совершаться только при поддержке неравнодушных к своему Отечеству и национальным святыням добрых сердцем россиян. Нужно восстановить Успенский храм (XVII в.), возвести монастырскую ограду, благоустроить территорию. Также к монастырю приписаны четыре окрестных приходских разрушенных и обезображенных храма, при одном из которых, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, предполагается устроить Православный Центр Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Святыни монастыря: иконы XVII - XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Небылое, Свято-Успенский Космин монастырь

Телефон: +7 (492 46) 5 41 55

Как добраться: на общественном транспорте из Москвы до Владимира электропоездом или коммерческим автобусом (отправляется по заполнении) с Курского вокзала, далее рейсовым автобусом в направлении на Юрьев-Польской до села Небылое, 40 км. Возможен проезд из Юрьева-Польского рейсовым автобусом в направлении Владимира, 25 км.

На личном транспорте от Владимира по трассе А74 Владимир-Юрьев-Польский

Координаты: N56° 21.759" E39° 59.901"

Жертвователям Банковские реквизиты:
филиал "Ополье" ЗАО "Республиканский Банк" г. Владимир
БИК 041708764
ИНН 3326002552
КПП 332601001
р/с 40703810600010001156
к/с 30101810100000000764

Свято-Успенский Космин Яхромский монастырь - небольшая древняя монашеская обитель во Владимирской области, на берегу реки Яхромы.

По преданию, монастырь был основан монахом Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Эта икона дала имя монастырю и стала его главной святыней. Косма Яхромский стал первым настоятелем монастыря и заложил первый, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Косма иногда покидал обитель ради проповеди и исцеления больных. Преподобный был похоронен в Успенском храме, у его мощей совершилось два документально зафиксированных чудесных исцеления.

В 1666 году игуменом монастыря стал будущий святитель . При нем монастырь превратился в крупный центр духовной жизни, а храмовый комплекс приобрел вид, который сохранился до наших дней: были построены каменный Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

В 1923 году монастырь закрыла советская власть. Первые реставрационные работы в Успенском храме были проделаны в конце 1980-х годов. Возвращен церкви монастырь был в 1996 году. В 2003-2005 годах в нем проводились серьезные восстановительные работы, ныне это уютная, красивая обитель. К ней приписаны четыре окрестных приходских храма.

Интересные факты о Космином Яхромском монастыре

    По преданию, преподобный Косма обрел икону Божией Матери, еще не будучи монахом. Он служил у престарелого тяжело больного боярина, вместе с которым во время путешествия остановился на ночлег на берегу Яхромы. Там ему явилась икона, от которой больной тут же исцелился, а сам Косма после этого чуда постригся в монахи.

    Облик иконы, которую обрел преподобный Косма, ныне достоверно не известен: согласно житию, это была икона Успения, однако в наше время под именем Яхромской иконы Богородицы почитается совсем другое изображение.

Дата публикации или обновления 14.10.2017

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: Боголюбово . Владимир . Киржач . Муром . Покров . Суздаль . Юрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Косьмин Успенский монастырь

    Село Небылое.

    Косьмин Успенский монастырь, находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель находится в 40 вер. от г. Владимира и расположена на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, бывшим и первым игуменом в этом монастыре. Преподорбный Косьма родился в благочестивой семье. Его родители жили на землях расположенных межу городами Владимиром и Юрьевом. Воспитав сына в благочестии, они не моги довершить его образование по недостатку материальных средств.

    Отрок должен был оставить родную семью и перейти в служение к одному соседу-помещику, который оказался человеком строгой благочестивой жизни. Он с усердием учил отрока грамоте. Господин Косьмы впал в тяжкий недуг, и надеясь на помощь Божию, не пренебрегая и помощью человеческою отправился в путешествие по городам земли Русской. Однажды, они остановились при источнике, у р. Яхромы. Здесь больной, утомленный дорогой, заснул. Отрок же, увидел свет, внезапно осиявший всё то место, и заметил, что лучи исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона явилась ему на древе, он взял её и приложил к больному месту своего господина, который тотчас пробудился от сна совершенно здоровым.

    Когда окончилось время служения Косьмы своему господину, отрок взял явленную икону , и отправился в Киево-Печерскую обитель. Косьма стал иноком в знаменитом монастыре, непрестанна была его молитва, как непрестанны и постнические труды. Но однажды ему последовало видение, при котором ему велено было отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте, там, где ему явилась икона, и где находится теперь его обитель. Здесь он построил маленькую деревянную церковь Успения. Это было в 1482 г. Но отшельник недолго наслаждался своим уединением. Слава об его подвигах влекла к Косьме почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединенное место подвигов Косьмы превратилось в целое иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и здесь основалась обитель. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 года. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря.

    Из числа преемников Косьмы известны игумены: Пахомий (упоминается в 1477 г), Протасий (1500), Игнатий (1513), Артемий (1581), Иоасаф (1605), Иов (1608), Иона (1624), Иов определен настоятелем 21 октября 1625 г., Александр - 2июня 1627 г., Феодосии (1636), Киприан определен 23 мая 1644 г., управлял монастырём до 1659 г., Иона Минин, инок Иларион и святитель Митрофан, управлявший монастырём с 1665 по 1675 г. и переведенный в Мака-риев Унженский монастырь, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящен в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви.

    В духовном завещании своем святитель Митрофан говорил: «Родился я от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере». Он родился в 1623 г. от родителей духовного звания, род его, записанный в синодик, начинается лицами, облеченными в иерейский сан. Мирское имя его было Михаил, и был он связан узами брака. У него был сын Иван Михайлов, половина жизни его прошла в быту семейном; потеряв жену, на 40 году отрекся он от мирской жизни и пришел в общежительную Золотниковскую обитель, близ Суздаля. Скоро стали говорить о строгой жизни инока. Братия соседней Яхромской обители просила духовное начальство назначить им в игумена доброго старца Митрофана. И Митрофан посвящен в игумена Крутицким митрополитом, блюстителем патриаршей кафедры. Игуменом Яхромской обители был Митрофан 10 лет. Заботясь о благолепии дома Божия, он приобрел для обители богато-украшенное Евангелие. Видя тесноту храма, с пособием благотворителей построил более просторный храм в честь Спасителя и снабдил его новою утварью.

    Эти памятники ревности его о доме Божием еще целы. В 1675 году патриарх Иоаким поручил ему более известную обитель, Унженскую, преподобного Макария. Здесь он пробыл 7 лет. Здесь попечением его сооружен теплый храм в честь Благовещения Богоматери с трапезою и колокольней.

    В 1682 г., когда было увеличено число епархий в России, его рукоположили во епископа во вновь открывшуюся воронежскую епархию. Он присутствовал при венчании на царство царевичей Иоанна и Петра. Будучи по сему поводу в Москве, видел беспорядки, которые производили раскольники, и явил себя строгим обличителем раскола. Святитель Митрофан был примерным пастырем. Дом его был открыт для всех, ищущих духовного совета, без различия звания и состояния. Весьма часто сам он отправлялся по городу и, входя в дома больных и бедных, утешал и помогал им. Святитель Митрофан был близок к императору Петру и, как верный сын отечества и почитатель царской власти, много помогал ему и словом и делом в его предприятиях на пользу государства.

    Однажды пожертвовал 6.000 р., а в другой 7.000 р. на сооружение флота против врагов. Святитель всегда говорил правду императору, не боясь гнева его за это. Император поставил в Воронеже, близ адмиралтейства, где строил корабли, деревянный дворец для себя и украсил его с языческих богов, из них некоторые имели соблазнительный вид. Однажды, когда император пригласил святителя, он, увидя соблазнительные изображения он не вошел во дворец, а воротился домой. Узнав причину неявки святителя, император разгневался, два раза посылал за ним и грозил казнью, если не явится. Святитель Митрофан отвечал, что не явится до тех пор, пока император не прикажет уничтожить соблазнительные для народа истуканы и что он не боится казни, лучше умереть, чем боязливо молчанием, ради человеков изъявить как бы свое согласие на поставление гнусных кумиров в честном месте, к соблазну младенствующего в вере провославного народа». Петр укротил свой гнев и приказал снять статуи. Тогда святитель явился к нему и благодарил за снятие статуй. Государь с этого времени еще больше полюбил Святителя. Почувствовав приближение смерти, Святитель Митрофан составил духовное завещание, где преподал наставление всякому из своей паствы. Скончался Святитель в 1703 г. приняв схиму пред смертью, узнав о смерти его император сказал: Не осталось у теперь подобного святого старца и сам нес тело его при погребении.

    Над гробом святителя совершилось много чудес, мощи его оказались нетленными и в 1832 г. они были открыты.

    В монастыре в 1657 г. была построена колокольня (разрушена в советское время). В 1909 г. на неё был поднят колокол в 311 пудов.

    В Козьмине монастыре в 1666-1675 гг. в настоятельство святителя Митрофана была построена каменная Спасская церковь и келейный корпус (каменный 2-хэ-тажный корпус соединяет Спасскую (Нерукотворного Образа) и Никольскую церкви, построен в 1669 г., надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине). В 2-хэтажной теплой церкви Нерукотворного Образа Спасова, в трапезной было два придела: Святителя Митрофана Воронежского (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии (управлял монастырём с 1831 по 1848 г.), но в 1862 г. при игумене Герасиме (с 1862 по 1863,14 апреля этого года переведен в Вязников-ский Благовещенский монастырь) перенесен на первый, и придел Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., при игумене Науме (управлял с 1863 по 1869 г.), а в 1875 перенесен в Успенский собор при игумене Нифонте, по повелению епархиального начальства).

    В 1675 г. была построена на месте деревянной каменная соборная Успенская церковь (на месте явления Яхромской иконы Божией Матери). На строительство царь Алексей Михайлович пожертвовал 300 рублей денег и 100 пудов железа. В соборе под спудом почивали мощи преподобного Косьмы. Храм был поновлен в 1837 г. при игумене Киприане. В 1867 г. устроен новый иконостас , храм расписан при игумене Науме. В 1906 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление.

    После святителя Митрофана монастырём управлял с 1675 по 1677 г. игумен Кирилл. В 1694 г., при игумене Сергие (управлял монастырём с 1682 по 1693 г.), в монастыре была построена каменная Никольская церковь. В 1689 г. игумен Козьмина монастыря Сергий отправил прошение на имя патриарха Иоакима. Игумен просил освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход. В селе стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено и церковь сожжена. Приходская церковь после Смутного времени уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино.

    С 1699 по 1700 г. монастырём управлял игумен Феоктист, в 1700 определён, и в 1701 г. - отрешен от управления монастырём игумен Герман. В 1702 г. - Лукиан, с 1702 по 1716 г. - Симон, в 1716 г. -отставлен, после находился в Пищуговской пустыни. С 1716 по 1722 г. - управлял Григорий Керженский, после был в Дудине монастыре. При игумене Карионе (1722-1725, после казначей в Московском Даниловском монастыре), в 1725 г., Косьмин Яхромский монастырь переводится в строения Волосова монастыря. В 1727 г., при игумене Викторе 1727-1729-умер), бывшем игумене Сновицком, снова возвращен в снова в Сновицы. С 1729 по 1748 г. Косьминым монастырырём управлял Иаков Польский. С 1758-1759 г.

    В монастыре установлено архимандричье правление. Первым архимандритои был Павел, определённый в монастырь в марте 1729 г., а в 1754 г сосланный на север в Крестный монастырь. После архимандрита Павла, управлял в 1758-1759 г. архимандрит Товия. При архимандрите Ефреме (управлял с 1761 по 1766 г.), монастырь лишился своих земельных владений, и был приписан к третьему классу. Манассия был последним управляющим (1766-1773) в сане архимандрита, в 1773 г. его сменил игумен Иринарх (управлял с 1773 по 1780), потом Сергий в 1780, Нифонт (с 1784 по 1788). В 1794 г. в Косьмин монастырь был переведен из Вязниковского Благовещенского игумен Арсений. После него управляли: Гавриил (1798), Вениамин (1802), Иоасаф (1806). С1811 по 1815 г. управлял игумен Иосиф Березин, переведен в Юрьевский Архангельский монастырь.

    В 1815 г. из Никольского монастыря в Переславле-Залвеском переведен в Косьмин монастырь, с возведением в сан игумена, строитель иеромонах Гедеон (1815). В Переславле он был смотрителем духовного училища. В 1830 г. - игумен Пахомий, с 1831 по 1848 г. - Козминым монастырём управлял игумен Амвросий, в 1849-1850 г. должность настоятеля монастыря была вакантной. С 1853 по 1858 г. монастырём управлял игумен Доримедонт, с 1859 по 1862 г. - строитель Аарон. В1862 г. настоятелем монастыря был игумен Герасим. 14 апреля 1863 г. он был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь.

    В 1863 г игуменом Наумом в монастыре заведено училище для окрестных крестьянских мальчиков. До 40 учеников обучали Закону Божию, чтению, письму и арифметике. Летом учеников оставалось не более 15 человек. При училище была хорошая библиотека, основу которой составили присланные в 1864 г. Комитетом Грамотности при Вольном Экономическом Обществе 160 учебных книг разного содержания.

    В 1875 г. монастырем управлял уже игумен Нифонт.

    В 1879 г. из Переславского Никольского монастыря был определен настоятелем Косьминой Яхромской обители иеромонах Мисаил (Смирнов). Дьяконский сын, он родился в Суздальском уезде, окончил Владимирскую Духовную семинарию, с 1866 по 1870 г. слушал лекции в Московской Духовной академии, что дало ему право занимать наставнические должности в семинарии. В 1854 г. поступил в Боголюбов монастырь, в 1855 г. посвящен в стихарь, в 1859 г. пострижен в монахи, в 1861 -рукоположен во иеродиакона, в 1862 - во иеромонаха. В 1866 г. уволен из монастыря для слушания лекций в Московской Духовной академии. В 1871 г. оказался в числе братии Курского Знеменского монастыря, награжден набедренником. В том же году принят в число братии Киево -Печерской лавры. В 1872 г. - награжден наперсным крестом. В 1878 г. определен настоятелем Переславского Никольского монастыря. В 1879 - переведен настоятелем Косьмина Яхромского монастыря и произведен в сан игумена. С 1883 г., в возрасте 54-х лет - архимандрит.

    В это время в монастыре кроме игумена и казначея, пребывали 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, 8 послушников и 8 неуказных послушников. В 1898 г. из Николаевского монастыря в Переславле-Залесском в Косьмин настоятелем был переведен архимандрит Пимен (в миру Павел Васильевич Малиновский). В Николаевском монастыре он был настоятелем с 1896 г. В это время церковные здания Никольской обители нуждались в капитальной реставрации: например, пол и иконостас летнего Николаевского храма очень обветшали, пол и оконные рамы тёплого Благовещенского храма также требовали ремонта; ограда обители вся была в трещинах, башни её грозили падением; вообще, много требовалось забот для приведения обители хотя бы внешне в надлежащий благоустроенный вид.

    Братия Николаевского монастыря была в это время очень невелика: два иеромонаха, иеродиакон, два или три послушника. От довольно частой перемены настоятелей менялся часто и состав братии, а от этого до некоторой степени страдало и богослужение. Архимандритом Пименом было на всё это обращено должное внимание и заботы, но кратковременное настоятельство, продолжавшееся около двух лет, дало ему только возможность с помощью благотворителей - служащих фабрики Переславской мануфактуры и других - отчасти привести в устройство тёплый Благовещенский храм; а украситель летнего Николаевского храма, гражданин г. Переславля Алексей Варенцов, подал мысль для поддержания и благоустройства древней обители преобразовать Никольский мужской монастырь в женский.

    Было отправлено ходатайство в Святейший Синод, и в 1898 г. последовало распоряжение о переименовании Переславского Никольского монастыря в женский, причём настоятелю и братии предоставлено право выбора себе места в других монастырях. Архимандрит Пимен перешел в Косьмин Яхромский монастырь. В 1903 г. настоятелем Косьмина монастыря был игумен Вениамин.

    В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре было бденное служение Пресвятой Богородице и преподобному Косьме. У стен монастыря разворачивалась ярмарка. 14 октября праздновалось явление Яхромской иконы Божией Матери преподобному Косьме.

    В монастыре из строений кроме вышеперечисленных был: флигель, сарай для экипажей, мшенникдля коров, конюшня, баня, 2 мельницы. В советское время монастырь был закрыт и разорен, колокольня разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. Церкви обезглавлены. Была разрушена и часовня над колодцем, расположенным в 300 метрах к востоку от монастыря, ископанным своими руками основателем монастыря " преподобным Косьмой. Часовня была заново отстроена в 1881 г. при игумене Мисаиле.

    В 1970-х-1980-х гг. в монастыре Косьмы Яхромского были проведены реставрационные работы. В зданиях монастыря были размещены библиотека и музыкальная школа. В наше время в монастыре возродилась монашеская жизнь. На месте разрушенной колокольни устроена деревянная звонница, построена, но не восстановлена старая, каменная ограда, устроена каменная ограда вокруг Успенского храма. Восстановлена и часовня над колодцем преподобного Косьмы.

    Поблизости от монастыря, в с. Андреевском, стоящем на дороге из Косьмина монастыря в Суздаль, в память о разрушенной в советское время церкви, уже в наше время был построен деревянный храм-часовня. Древнее с. Андреевское стоит при речке Яхромке. Из трех «духовных завещаний великого кназя Василия Дмитриевича», относящихся к 1406 году, 1423 году и 1424 году, видно, что с. Андреевское в XIV в. (по крайней мере в конце его) и XV в. было великокняжеским. «Се аз худый раб Божий Василий», говорится в первом духовном завещании, «пишу грамоту душевную в своем смысле добр, здоров; даю ряд... княгине моей (Софье Витовтовне).. в Володимере Ондреевское село». В XVII и XVIII вв. в книгах патрхаршего казенного приказа Андреевское значится вотчиной разных помещиков; так, в 1644 г. - вотчиной вдовы Анны Плещеевой; в 1680 г. - вотчиной Михаила Плещеева. Михаил Львович Плещеев, боярин, сын Льва Афанасьевича Плещеева (ум. 1645), сторонника Тушинского вора, получивший от него сёла в Суздальском уезде, принадлежавшие Шуйским (в т.ч. Ивановское). Михаил Львович был стольником царя Алексея Михаиловича в бытность его еще царевичем, а при воцарениии Алексея Михаиловича (с половины 1645 г.) - стольником царским в 1647 г. он был рындою при приеме крымских послов, а в 1648 г. - рындою при прием голландского посла; находился в «походе» с царем на богомолье к Троице.

    В 1649 г., при приеме голландского посла, опять был назначен рындой и должен был стоять в «белом платье» по левую сторону царя, а князь Василий Хилков по правую сторону; вследствие этого он местничался с князем Хилковым и в «жилецком подклете» бит батогами. Уговоры думного дьяка от имени царя не подействовали на Плещеева, и он ответил: «Хотя смерть свою видеть, и ему в белое платье не одеватца, менши князя Василия Хилкова не быть». После такого ответа Плещеев отведен в Разряд и отдан за караул стрельцам, а на следующей день вторично бит батогами. В 1651г. он сопровождал царя в с. Покровское.

    В 1652 г. царь разобрал дело о местничестве князя Данилы Мышецкаого с Михаилом Плещеевым и за безчестье велел князя Мышецкаого бить батогами в Разряде и послать в тюрьму. В 1654 г. Плещеев смотрел в большой стол.

    В 1654-1655 гг., в походе против польского короля Яна Казимира, был в числе эсаулов в государевом полку.

    В 1655 г. Плещееву было поручено отпустить из Смоленска хлебные запасы, но он не исполнил этого дела и наклеветал на боярина князя И. Н. Хованского, как будто не мог отправить хлеб вследствие помехи с его стороны. Плещеев был присужден к наказанию кнутом, и к ссылке в Сибирь и отобрании поместий и вотчин, но для торжественного праздника Рождества Христова вместо битья царь Алексей Михаилович указал «написать Плещеева по Московскому списку вечным клятвопреступником и ябедником и бездушником, и клеветником». Несмотря на такой суровый приговор, Плещеев и в 1656 г. продолжал быть эсаулом в государевом полку, а затем назначен головой в 7-ю жилецкую сотню.

    В 1657 г. он смотрел в большой стол, в 1658 г. был приставом у кизильбашского посла, при приёме его царем, и участвовал во встрече грузинского царевича Теймураза, во главе своей 7-й жилецкой сотни. В 1658 и 1660 гг. он был одним из стольников, ставивших кушанья перед царем на обедах в Грановитой палате по случаю приема грузинского царевича Теймураза и отпуска грузинского царевича Николая Давидовича. В 1662 г., января 11-го, Плещеев был послан на Каширу и в Коломну собирать ратных людей, которые бежали из полка князя Григория Семеновича Куракина; февраля 19-го, после встречи шведских послов под Москвой, за Земляным валом, он ехал перед послами во главе своей сотни.

    В 1644 г. при приеме английского посла, был одним из стольников, ставивших кушанья перед царем на обеде в Грановитой палате, в 1667 г. смотрел в большой стол. В 1668 г. в Поместном Приказе разбиралось дело по тяжбе московского дворянина Силы Сеёновича Потемкина с М.Л. Плещеевым о насильственном завладении им вотчиною Потемкина, в Ве-невском уезде: Потемкин жаловался царю Алексею Михаиловичу, что дело решено неправильно, при чем обзывал Плещеева «злым разорителем, подговорщиком и составщиком», надеющимся на свое богатство и на дружбу с начальником Поместного Приказа думным дьяком Григорием Карауловым. Государь приказал перенести дело во Владимирский Судный Приказ, и там, по приговору начальника этого приказа Никиты Ивановича Шереметева, дело было перерешено в пользу Потемкина.

    В 1669 г. Плещеев дважды дневал и ночевал при гробе царевича Семена Алексеевича, а в 1670 г. - при гробе царевича Алексея Алексеевича. В 1671 г. он - воевода в Саранске. В1672 г. был назначен воеводой в Симбирск, но затем это назначение было почему-то отменено. В 1673 г. он голова у стольников при встрече под Москвой шведских послов, а в 1674 г. ведал разбойный приказ; в 1675 г., при торжественной встрече кизильбашских послов, Плещеев был в числе стольников выборной сотни во всем наряде, т.-е. лошадь его была с «гремячими чепми и с поводными»; во встрече участвовали наряду с дворовыми други служилых людей и дворовые Плещеева.

    В том же году, 11-го июня, во время большого пожара в Китае-городе сгорел двор Плещеева а менее чем через месяц после этого был послан из Поместного приказа межевщик князь Григорий Семёнович Шаховской, межевать по челобитью стольников князя Юрия Пожарского и М Л. Плещеева. Князь Шаховской бил челом о безчестье на Плещеева, что он его «хотел убить на земле с людьми своими, и безчестил всяким безчестьем, и Великого Государя указу силен чинился, и межевать земли не дал и говорил, что ты де межуешь для времени столника князь Ивана Борисовича Троекурова ему князь Юрью Пожарскому». Вследствие этого князь Троекуров тоже бил челом на Плещеева о безчестье, и царь Алексий Михаилович велел привезти дело в «поход» к себе на Воробьеву гору. Недолго спустя, на выходе, когда царь шел из Архангельского собора, два брата, князья Хованские, били челом на Плещеева в «земляном вотчинном деле»; вероятно от них было неправильно отмежевано в пользу Плещеева - на эту мысль наводят слова князей Хованских, что если их челобитье на него, Михаилу, ложно, то чтобы государь указал «тое вотчину бесповоротно взять на себя, Великого Государя». Царь велел думному дьяку сказать им, что скоро будетъ указ по их делу и челобитью. В царствование Феодора Алексеевича, в 1676 г., Плещеев был товарищем «сходного» воеводы в Путивле, князя Василия Васильевича Голицына; и был отпущен в Москву, а ратные люди его полка распущены по домам. В 1677 г. он -воевода в Казани. Плещеев усердно занялся распашкой вновь земель в государевых и дворцовык селах и должной обработкой прежней и новой в них пашни.

    В 1682 г., июня 24-го, в день венчания на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Плещеев был пожалован из стольников прямо в бояре, минуя чин окольничаего. В том же году, 14-го августа, накануне Успения, вместе с сибирскимъ царевичем Григорием Алексеевичем он провожал иконы из Благовещенского в Успенский собор, куда заранее сносили иконы из разных церквей и монастырей «к действу нового лета». В 1682-1683 гг. он был первым судьею в Приказе большой казны. Одно из важных распоряжений его за это время - объявление воеводам всех городов об отмене «торгов» в воскресные дни. В 1683 г., при отъезде царей из Москвы, он находился в числе тех лицъ которым было поручено иметь наблюдение над движением стрельцов.

    В 1710 г. с. Андреевское - вотчина кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина и князя Алексея Михайловича Долгорукова.

    Кирилл Алексеевич Нарышкин (ум. 1723) начал придворную службу комнатным стольником царя Петра в 1686 г. В отличие от просто стольников, которые служили при столах во время торжественных обедов, комнатные стольники служили царю в его кажднодневном обиходе, постоянно общаясь с царем, и выполняя его мелкие поручения. В 1690 г. когда молодой царь Пётр привыкал ко «всепьянейшим потехам», Кирилл Алексеевич был пожалован следующим придворным чином, стал кравчим (виночерпием). Когда летом 1693 г. Петр отправился в первую свою большую поездку к морю, в Архангельск, то среди сопровождавших его и наиболее близких к нему людей был и К. А. Нарышкин.

    В мае 1696 г. К.А. Нарышкин, хотя и пребывавший все в том же чине кравчего, но уже значившийся среди «морского флота начальных людей», сопровождал царя из Воронежа к Азову. В это время Кирилл Алексеевич становится одним из ближайших друзей Петра и его «соратников» по «всешутейшему и всепьянейшему собору». Он настолько близок царю, что всесильный фаворит Франц Яковлевич Лефорт просит в письме по дороге из Азова в Москву самого Петра: «Пожалуй, от меня поклонись святейшему патриарху, Кириллу Алексеевичу, да и всей нашей компании». Принимая участие в Азовском походе, Нарышкин исполнял весьма ответственную, хлопотную и связанную с многими трудами должность генерал-провиантмейстера флота. Не участвуя в боях непосредственно, он внес столь значительный вклад в успех кампании, что когда война под Азовом закончилась взятием крепости, то Петр особенным образом отметил заслуги своего любимца.

    Это произошло, когда 30 сентября 1696 г. победоносная армия Петра триумфально вошла в Москву, знаменуя взятие Азова. Многотысячное войско, растянулось на несколько верст. В первой карете ехал Н.М. Зотов, державший в руках щит и меч, подаренные Петру тогда его верным союзником и другом гетманом Иваном Мазепой, а рядом с ним - в той же карете - ехали генерал-комиссар Ф. А. Головин и К. А. Нарышкин. За каретой следовали запряженные шестеркой лошадей золоченые сани, в которых сидел страдающий от незажившей раны адмирал Лефорт. Он именно потому и ехал не в карете, а в санях, что из-за колесной тряски его рана сильно болела. И лишь за санями Лефорта шел « капитан» - Петр Алексеевич - в черном немецком платье, в черной шляпе с белым пером и алебардой. 5 марта 1697 г. К.А. Нарышкин, в звании ближнего кравчего, был послан во Псков воеводой и оставался в этой должности до 12 марта 1699 г. О делах Нарышкина во Пскове чаще всего сообщали русские послы, проезжавшие через город в европейские страны и обратно, а также посланники различных европейских дворов, ехавшие в Москву.

    Все побывавшие во Пскове дипломаты - и русские, и иноземные - отзывались о К. А. Нарышкине с похвалой, и это заставило Петра подумать об его отзыве в Москву. Однако когда псковичи узнали, что Нарышкина от них убирают, а взамен могут прислать невесть кого, то псковские посадские люди, искренне любившие своего воеводу, ударили царю челом и в челобитной грамоте нижайше и покорнейше просили царя, чтобы Нарышкина оставили у них хотя бы на один срок, чтобы им, «богомольцам и холопам, и сиротам твоим, и людишкам, и крестьянишкам нашим, от частых переменных воевод в тягости не быть». Однако Петр имел насчет Нарышкина свое мнение и отозвал его на службу в Москву.

    С началом Северной войны Нарышкин - на театре военных действий. Он руководит строительными и саперными работами: в 1702 г укрепляет волнолом в только что захваченной крепости Нотебург, переименованной Петром в Шлиссельбург, а в 1703 г. руководит работами по созданию пристани возле стен Петропавловской крепости и по строительству одного из бастионов, который был назван в его честь Нарышкинским4. Более того, Нарышкин был не только одним из главных строителей рождавшегося города, но и первым его комендантом. По мере того как русские войска брали новые города, Нарышкин и в них становился первым комендантом: в июле 1704 г. он был комендантом Дерпта, а в августе - Нарвы. Затем, до 1710 г., Нарышкин был еще и псковским обер-комендантом. Из переписки его с Петром Великим видно, что Нарышкин отличался умением кратко излагать свои мысли на бумаге, выражая их простым и ясным русским языком, что для его времени было чрезвычайной редкостью, и вместе с тем был замечательно исполнителен и энергичен.

    Поручения Петра Нарышкину были весьма разнообразны: присылка судов в Нарву, Юрьев и Гдов; отправка в Петербург полков и подвод; составление планов, чертежей и карт; строительство различных оборонительных сооружений. Сохранилось и несколько писем Петра к Нарышкину, где речь идет о подготовке в обороне Пскова и Дерпта, с конкретными приказами свозить из окрестностей хлеб и фураж, ставить мины и т. п. Пребывая в частых разъездах, постоянно жил он в Петербурге, более всего сил и времени отдавая службе в должности коменданта новой столицы. Комендантом Петербурга был Кирилл Алексеевич до января 1716 г., и конец его службе в этой должности положил перевод Нарышкина губернатором Москвы с января 1716 г. В новой должности Нарышкин столкнулся с традиционным противодействием «господ сената», не желавших упускать ни фана власти и продолжавших чинить всевозможные препятствия и козни честному и самолюбивому администратору, как было это и с М.Г. Ромо-дановским, и с B.C. Ершовым. Дело дошло до того, что решением Сената, бывшего высшей судебной инстанцией, у Нарышкина отписали дворы и деревни, после чего он вынужден был искать защиты у всесильного АД. Меншикова. Опасаясь усиления власти сенаторов, фаворит прибег к помощи одного из своих друзей А. В. Макарова - кабинет-секретаря Петра I.

    В 1717 г. Меншиков писал Макарову: «Просил нас слезно губернатор московский господин Нарышкин, что от господ сенаторов великие ему и несносные чинятся напрасные обиды, а именно приказали у него отписать дворы и деревни безо всякой причины, будто за ослушание, а более злясь на него за бывшего губернатора Салтыкова; могу я истинно засвидетельствовать, что они его ругают напрасно... учините ему вспоможение». Но хотя борьба с Сенатом и свидетельствовала, что московский губернатор далеко не всесилен, положение Нарышкина оставалось достаточно прочным. Во всяком случае, в 1718 г. мы находим его среди судей царевича Алексея. В бытность Нарышкина московским губернатором Петр начал одно из своих самых серьезных административных преобразований.

    В 1718-1721 гг. он провел реформу центрального управления, заменив приказы коллегиями. Вместо десятков приказов, часто дублировавших друг друга, было создано 12 коллегий, и только три из них формировались и находились в Санкт-Петербурге. Правда, это были важнейшие из всех: иностранных дел, воинская и адмиралтейская. Девять же других - юстиц-, ревизион-, камер-, коммерц-, берг-, мануфактур- и вотчинная коллегии, а также приравненные к коллегиям штатс-контора и главный магистрат оставались в Москве. То, что именно здесь оставались все финансовые, промышленные и торговые коллегии, убедительно доказывало то, насколько важную экономическую роль продолжала играть Москва в жизни России. Что же касается ссоры Нарышкина с Сенатом, то распря эта закончилась победой Сената, и 11 мая 1719 г. Кирилл Алексеевич с поста губернатора был уволен. Возвратившись в Петербург и практически оказавшись не у дел, бывший московский губернатор в 1721 г. втянулся в продолжительный и громкий судебный процесс, в который вовлекли его дворяне Плещеевы - родственники и свойственники Кирилла Алексеевича, Предметом тяжбы стали значительные земельные наделы. Нарышкин, потратив большие деньги, процесс проиграл и в 1723 г., в какой-то мере и из-за этого, скончался.

    Кирилл Алексеевич Нарышкин женился на дочери князя Якова Ефимовича Мышецкого (ум. 1700), Анастасии Яковлевне (на портрете она изображена с дочерьми Татьяной и Александрой. Татьяна Кирилловна Нарышкина (1704-1757), стала второй женой генерал-адмирала князя М.М. Голицына (1684-1764)). Сын Нарышкиных, Семён Кириллович (1710-1775), фаворит императрицы Елизаветы, первый щеголь своего времени, изобретатель оркестров роговой музыки, награжденный высшим орденом Российской империи - орденом св. апостола Андрея Первозванного, в 1744 г. встречал приехавшую в Россию принцессу Софию Ангальт-Цербтскую, избранную в невесты великому князю Петру Феодоровичу, будущую Екатерину II.

    В 1746 г. Андреевское значится вотчиной того же Долгорукова и стольника Ивана Дмитриевича Плещеева. В XIX в. принадлежало гг. Вадбольским.

    Церковь с. Андреевского, в книгах, патриаршего казеннаго приказа под 1644 г. значится так: «152 г. церковь архангела Михаила в селе Ондреевском в вотчине Ивановские жены Плещеева вдовы Анны дани двенадцать алтын и апреля в 26 день те деньги взяты, платил староста поп Яков». «164 году по новому дозору Семена Извольского положено дани рубль 15 алтын 2 деньги, заезда гривна». В 1726 г. ветхая деревянная церковь была разобрана и вместо неё поставлена была новая, деревянная же, которая существовала в селе до 1772 г. Одновременно с Архангельской церковью в с. Андреевском существовала церковь во имя святаго апостола Андрея Первозванного; эта церковь, вероятно, древнейшая, что подтверждается и самым названием села. В указанных патриарших книгах об Андреевской церкви говорится под 1710 годом, что она в этом году была построена вновь, вместо прежней ветхой деревянной, и освящена; но ни раньше, ни позже не упоминается в книгах, и не известно, когда она нарушена; вероятно, существовала вместе с Архангельскою церковью до 1772 г.

    В 1772 г. усердием прихожан была построена каменная церковь во имя Архангела Михаила, с каменною же колокольнею. В 1811 -1813 гг. церковь была расширена и с южной стороны её пристроен придельный теплый храм в честь Святителя и Чудотворца Николая; в 1888 г. в этом теплом храме усердием прихожан устроен придел во имя преподобного Серия Радонежского чудотворца.

    Копии метрических книг хранились в церкви с 1801 г., а копии исповедных росписей с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1880 г и хранилась в ризнице. Земли церковной было: усадебной одна десятина, пахатной и сенокосной 33 десятины. План и межевая книга на землю (кроме усадебной) хранились в церкви. Причта по штату было положено: священник, диакон и псаломщик. Годового дохода причт получал: от земли до 140 руб., за требоисправления до 450 рублей, от сбора зерновым хлебом до 50 руб., процентов с церковных билетов 35 рублей, а всего около - 675 руб. Дома причт имел собственные, на церковной земле. Приход составляли: с. Андреевское (148 дв.) и деревни: Тартышево и Мукино. Всех дворов в приходе 214; душ мужского пола 816, а женского пола 908. В 1876 г. в селе открыта церковно-приходская школа.

    Успенский Космин монастырь в селе Небылое один из множества .

    Неподалеку от Юрьева-Польского, по дороге на Владимир, есть село со странным названием Небылое. Оно расположено прямо перед поворотом на Суздаль — прямо, можно сказать, в средоточии туристических маршрутов.

    В Небылом с конца XV века существует монастырь, основанный преподобным Космой. Происхождение прп. Косма имел самое смиренное и с юных лет находился в услужении у некоего боярина. В его доме он выучился грамоте и часто читал своему господину вслух, поскольку тот был болезнен и одно из немногих утешений находил в слушании священных книг.

    Однажды Косма со своим хозяином оказались проездом на реке Яхроме, верстах в тридцати от Владимира. Здесь преподобному явилась на дереве икона Божией Матери, от которой он услышал голос, повелевшей ему принять постриг и устроить монастырь. Боярин же получил от иконы полное исцеление.

    Естественно, после столь недвусмысленного указания Косма сразу отпросился у своего господина, отправился в Киево-Печерскую Лавру, где принял постриг, а потом с явленным образом вернулся на Яхрому.

    Здесь он некоторое время прожил в уединении, а потом вокруг него начали собираться ученики, уговорившие Коему принять игуменский сан. Так постепенно созидалась обитель, центром которой стал деревянный храм Успения Божией Матери, построенный общими силами. В середине XVII века он был возведен в камне.

    Среди наиболее заметных преемников прп. Космы следует назвать игумена Митрофана (1623—1703) — будущего святителя Воронежского. Он управлял Успенским монастырем в 1665—1675 годах, при нем построены в 1669 году Спасская церковь и келейный корпус. Долгое время в обители сохранялось Евангелие с надписью, сделанной рукой святителя. После Успенского монастыря игумен Митрофан настоятельствовал в Макариево-Унженском монастыре, а оттуда был поставлен на только что открытую Воронежскую кафедру.

    К концу XIX века Успенский Космин монастырь имел архимандритское управление, а всего братии в нем насчитывалось (кроме настоятеля) двадцать пять человек — казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Главную драгоценность монастыря составляли мощи прп. Космы, почивавшие под спудом, и Яхромская икона Божией Матери.

    Обитель оказывала значительное влияние на жизнь деревенской округи, являясь для крестьян «ближним богомольем» — самой доступной святыней, где они могли помолиться и отойти душой от насущных забот. В 9-ю пятницу по Пасхе, после торжественного богослужения в монастыре, возле его стен открывалась ярмарка.

    После революции обитель закрыли и приспособили под нужды тружеников села. В Успенском соборе разместился склад, в Никольском храме — сберкасса и отделение милиции с КПЗ, в Спасском — райисполком. Келейный корпус служил сначала больницей, а потом в нем находилась столовая (вечерами, по рассказам местных жителей, превращавшаяся в натуральный кабак).

    В 1936 году с колокольни сбросили колокола. «Разбивали их не-быловские мужики, — вспоминают старожилы. — Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали...» Позже разрушили и саму колокольню, обезглавили храмы.

    В 1992 году, с передачей Церкви Никольского храма, в Небылом начала возрождаться молитвенная жизнь.

    Сейчас в монастыре три храма — одноглавый Успенский с небольшой шатровой звонницей, Спасо-Преображенский и надвратный Никольский (все — постройки XVII века). У обители есть подворье в селе Федосьине с Богородице-Рождественской церковью (1805). Кроме того, к ней приписаны четыре храма в окрестных селах, два из которых — Космы и Дамиана в Ледневе и Петра и Павла в Большепетровском — находятся в полуразрушенном состоянии и требуют скорейших реставрационных работ.

    Похожие статьи