Где находятся Святые горы? Святогорская лавра Местность святые горы.

С давних пор это место известно под названием «Святые горы» . Теперь это один из крупнейших заповедников национального значения. Расположенный парк занимает площадь свыше 40 тысяч гектаров, и обладает разнообразным ландшафтом. Город Святогорск также является его заповедной исторически-культурной частью. В задачи парка входят научная работа, сохранение уникальной природы и организованный экологический туризм .

Вся территория национального парка разделена на зоны по функциональному назначению с разным режимом охраны.

Побережье реки Северный Донец, входящее в состав заповедника, имеет огромное историческое значение, здесь происходили события, описанные в «Слове о полку Игоревом». Здесь же, по сведениям летописца Нестора, в 1111 году Владимир Мономах одержал славную победу над половецким воинством.

Протекающий по территории парка Северный Донец – одна из крупнейших рек на Украине. Озера глубоки, и богаты ключами, бьющими из их дна.

Национальный природный парк «Святые горы» очень богат растительностью, свыше девятисот видов составляют его фонд. , большей частью дубовые, занимают большую (91%) площадь парка. Наиболее ценные из них, Маяцкие Дубравы начали охранять еще при Петре I. В заповеднике есть даже шестисотлетний дуб, высотой под тридцать метров, и свыше шести метров в обхвате.Особенно ценны меловые боры, состоящие из реликтовых меловых сосен, занесенных в Красную книгу.

В целом Святые Горы дано назвали сокровищницей живых ископаемых. Здесь сохранились растения, которые трудно найти в других местах планеты. Меловая сосна встречается в России, а в национальном парке их осталось несколько сотен, и задача сотрудников заповедника – сберечь их.

Еще одно реликтовое растение, бережно сохраняемое в Святых Горах – скумпия. Она с семнадцатого века служила красителем для кожи, придавая ей особый оттенок коричневого цвета. Скумпия очень красива, особенно осенью, когда ее листья становятся багряными. Существует в заповеднике и свой раритетный фонд, включающий такие особо редкие растения, как гусиный лук, донской дрок, меловый погремок, беловойлочная полынь, и другие представители исчезающей флоры.

Фауна здесь тоже очень интересна, сорок видов рыб, в числе которых елец Данилевского и вырезуб. Минога Украинская занесена в Европейскую Красную книгу. Водится в водоемах очень редкая болотная черепаха. Ужи, медянки и гадюки тоже прекрасно чувствуют себя в естественных природных условиях.

Проложить маршрут с промежуточными точками и отметкой на национальном природном парке «Святые горы» можно воспользовавшись приложением.

Проложить маршрут

Друзья!

Будем Вам признательны также за оставленный комментарий.

В Славянском районе, на высоком гористом берегу р. Северский Донец, между с. Богородичное и с. Татьяновка, возвышается гряда меловых холмов, известная как Святые горы. Это одно из самых живописных и известных туристических мест Донбасса. Здесь толща меловых пород обнажается очень крутыми склонами и живописными скальными обнажениями писчего мела. Обнажение имеет большое научное и историческое значение, и внесено в реестр Геологических памятников Украины. В 1963 г. Святые горы (тогда - Горы Артема) были объявлены памятником природы, в 1975 г. — Государственным ландшафтным заказником, в 1997 г. — Национальным природным парком.

На высокой 80-метровой меловой скале над Донцом находится старинный пещерный монастырь. Впервые название этой местности упомянуто австрийским послом при Московском дворе Сигизмундом Герберштейном, дважды совершившим путешествие в Московию (1517, 1526 гг.). В своих «Записках о Московских делах», изданных в XVI веке, барон С. Герберштейн отмечает, что «...воины, которых государь по обычаю держит там, на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов, ... видели около устьев малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изображения». Русские летописи XVI века отмечают роль Святых Гор как сторожевого пункта на южных окраинах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой Горе относится к 1624 году.

Наиболее древним памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Пещерный комплекс в меловой скале состоит из храмов, келий, усыпальниц, трапезной и хозяйственных помещений, расположенных на разных уровнях скалы и путей сообщения между ними. Общий объем пещер составляет около 7 тыс. м³, площадь - 2,5 тыс. м².

О дате возникновения Святогорского монастыря нет точных данных, есть только несколько гипотез о его происхождении. Даже монахи XVII ст. не знали кем и когда устроен монастырь. Единственное, что знала монашеская братия — это то, что монастырь устроен «в каменной горе из давних лет», и что «в том монастыре, в горе, церковь Успения Пресвятыя Богородицы освящена в Царство блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца в 1634 году».

Одна из наиболее популярных гипотез относит начало обители к середине XIII века, когда после монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь часть монахов Киево-Печерской Лавры вынуждена была удалиться из родной обители и обрела новое пристанище в Святогорских пещерах. Менее известна, но весьма популярна гипотеза писателя Е. Маркова о появлении христианского очага в Святых Горах еще в IX в., во времена просветительской деятельности Кирилла и Мефодия среди народов Хазарского каганата, под власть которого входила данная местность.

Вершину меловой скалы с пещерами венчает Николаевская церковь — шедевр народного украинского зодчества XVII в. Отличительные ее черты — композиционное единство с самим утесом и живописным природным ландшафтом. Храм бесстолпный, однонефный, увенчанный тремя разновеликими главами. Восточная (алтарная) часть церкви высечена в меловой скале — это остатки древней Успенской церкви находившейся на этом месте. После ее разрушения в XVII в., была пристроена кирпичная часть храма и колокольня, а среди паломников родилась легенда о чудесном появлении Николаевской церкви за одну ночь и что строилась она тайно за меловой стеной, а по окончании строительства стену обрушили явив народу сей храм. В 1851 г. Николаевская церковь частично перестраивается, возводится новая колокольня (западная глава), южный придел. На средства купца И. Извекова утроен новый иконостас. Здесь изредка проходит служба, собирая несметное количество верующих. Сохранившийся рисунок меловой скалы с пещерами , сделанный архимандритом Иоилем и датированный 1679 г, также указывает на Успенскую церковь на месте появившейся позднее Николаевской церкви.

Пещерный период существования Святогорской обители завершается в нач. 80-х гг. XVII в. В 1679 г. строится деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, а вместе с ней жилые и хозяйственные постройки под скалой. Археологические раскопки на месте их сооружения подтвердили наличие остатков построек и бытовых предметов конца XVII-XVIII вв.

Гора Фавор и самый крупный меловой останец Северного Донбасса — Монастырская скала. На скале — Николаевская церковь XVII в. и Андреевская часовня XIX в.


Святогорская обитель закрыта в 1922 году, что привело к исчезновению некоторых архитектурных памятников XIX в. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха, получивший в середине 20-х гг. ХХ в. наименование I Всеукраинского Дома отдыха им. Артема. В ознаменование этого события, на вершине соседней меловой горы, известной как Лысая гора, в 1927 году из железобетона вылито 22-метровую монументальную скульптуру большевика, революционера, основателя Донецко-Криворожской советской республики и руководителя профсоюзов угольной отрасли Артема (Сергеева Ф.А.). Автор монумента известный скульптор Иван Петрович Кавалеридзе. Скульптуру выполнено в авангардном стиле — кубизм, и с 2009 г. памятник внесен в Государственный Реестр объектов национального культурного наследия в составе выдающихся произведений монументального искусства Украины. Благодаря памятнику и тотальной антирелигиозной политике в годы СССР, это место имеет еще одно название - горы Артема.


Комплекс пещерных сооружений XVII в. в меловой скале не единственный памятник подземного типа Святогорского монастыря. Очевидцы свидетельствовали, что еще в XIX в. на склонах Святых Гор были видны остатки одиночных пещерных помещений, вырубленных в меловой породе. Среди них наибольшую известность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия. Этот подземный комплекс относится по времени его возникновения к первоначальному комплексу пещерных сооружений в меловой скале. Вход в подземный храм находится к востоку от основного монастыря и вырыт у подножия горы, на которой ныне возвышается памятник Артему. Перед входом в храм в 1847г. было основано кладбище для светских лиц - благотворителей обители и отдельных монахов, в основном духовников монастыря. Современников поражало великолепие памятников на кладбище, обилие княжеских и дворянских родов, представители которых были похоронены здесь. По обе стороны от входной арки был построен павильон над двумя склепами князей Голицыных, который становится главным архитектурным элементом всего мемориального комплекса кладбища XIX в. Рядом с князем Голицыным был похоронен в 1850 году князь Борис Алексеевич Куракин. Еще раньше, в 1847 году, погребением генерал - майора Г.Д. Иловайского, была заложена родовая усыпальница Иловайских. Непосредственно перед входом в храм были похоронены иеромонахи, духовники Святогорского монастыря 40-90-х годов XIX в. - О. Феодосий, о. Киприан, о. Паисий, о. Иоанникий. На старых фото изображены еще десятки памятников, возле храма, в т.ч. атаману Войска Донского графу М.И. Платову, действительному статскому советнику С.В. Курдюмову - первому главному врачу Славянского курорта и другим. После закрытия монастыря в 1922 году храм и некрополь при нем были разрушены. А помещение подземного храма использовалось в качестве овощехранилища санатория.

Павильон - усыпальница князей Голицыных при входе в подземную церковь прп. Антония и Феодосия.


Обнажения верхнемеловых пород вдоль дороги, ведущей по серпантину на вершину горы. Обнажения представлены белым, а также желтоватым, местами ожелезнённым писчим мелом с подчинёнными прослоями мелоподобного мергеля. Мощность отложений достигает 120 м. В меловых отложениях содержится характерная для туронского и коньякского ярусов фауна. Ниже мело-мергельной толщи, у с. Татьяновка, обнажаются отложения сеноманского яруса (славяногорская свита) и нижнемелового возраста (долинская толща) и ниже залегающие юрские известняки оксфордского яруса.


Небольшой грот


Едва различимый лик Иисуса Христа на меловой скале.


На вершине есть две смотровые площадки. Одна на Лысой горе, у подножия памятника Артему. Отсюда открывается панорама меловых холмом от Святых гор до с. Богородичного и дальше к с. Яремовка, а также невероятный вид на долину Северского Донца и архитектурный комплекс Лавры.


Стоит отметить один из исчезнувших памятников исторического и духовного наследия — Преображенскую церковь на горе Фавор. В 1864 году на одной из самых высоких вершин Святых Гор — горе Фавор, как ее назвал архимандрит Арсений, над Николаевской церковью была построена Преображенская церковь. Храм возводился на средства графини Татьяны Борисовны Потемкиной. Церковь совершенно оригинальной архитектуры, имела два яруса. В верхней части церкви, на иждивение графини Ланской, устроен был резной иконостас из темного кипариса. В нижнем ярусе церкви находился престол в честь иконы Казанской божьей матери. В Преображенской церкви служили не часто, в основном в летний период. После кончины Т. Б. Потемкиной храм пришел в запустение. Сама церковь была разобрана в середине 20-х гг. XX в. в связи с дефицитом материала на постройку электроподстанции для Дома отдыха им. Артема.


Свято-Успенская Святогорская лавра. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор. В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители. 28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.


Вторая смотровая площадка находится на противоположной горе Фавор, у Андреевской часовни, стоящей на вершине Монастырской скалы. Часовня находится на уровне кровли Николаевской церкви XVII в. и занимает отметку 141 м, т. е. наиболее высокую площадку меловой скалы.


К вершине меловой скалы и пещерному монастырю была устроена в 1851 году Кирилло-Мефодиевская лестница. Совершенно оригинальное сооружение, представлявшее из себя крытую галерею с переходными башнями и позолоченными главками. Внутри башни были украшены живописью, предположительно с авторством И.Е. Репина. Кирилло-Мефодиевская лестница сооруженная на средства Шабельских имела 511 ступеней и ответвления ко входам в пещеры меловой скалы.

На верхней площадке меловой скалы в 50-х гг. XIX в. была построена Андреевская часовня. Это своеобразная крытая беседка из нетесанного крупного песчаника, сложенного в массивные столбы. Столь оригинальный строительный прием известен издавна и получил название «дикая кладка». Идея сооружения часовни принадлежала А.Н. Муравьеву, побывавшему в Святых Горах в 1851 году. «Архимандрит показал мне на верху скалы часовню во имя ангела моего, Первозванного Апостола, с его иконою в углублении утеса, как это обещал мне устроить за семь лет перед сим. Пред иконою горела лампада, а на скале написано большое распятие с предстоящими, которое издалека видно с противоположного берега. «Вы видите, что мы сдержали данное вам слово,— сказал он, и место это слывет у нас Андреевскою часовнею». (Из письма А. Н. Муравьева в С.-Петербург, 27.05.1858 г.)

В последствии Андреевская часовня получила второе название — Верхний павильон паломников, поскольку многочисленные паломствующие обозревали отсюда бескрайние дали Святогорья.

Кирилло-Мефодиевская лестница и вид на Лысую гору с памятником Артему.


Далее на запад от монастыря тянется ряд куполообразных вершин поросшим густым лесом.


Наибольший интерес среди растительного мира Святогорья представляет меловая сосна, возвышающаяся над разнообразной флорой Святых гор. Это реликтовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Кроме меловой сосны на склонах и в ущельях Святых гор растут липа, ясень, осина, клен, скумпия и конечно же дуб.


В глубокой котловине, в 1,5 км от монастыря, находится так называемое Святое место. В XIX в. здесь находился монашеский скит св. Арсения. Здесь, по сей день, сохранился подземный комплекс монашеских келий, вырубленных в меловой толще. Наземные скитские постройки были разрушены с закрытием монастыря и больше не восстанавливались.



Главный храм Святогорской лавры — Успенский собор. Успенский собор строился в 1859-1868 годах и после его освящения 4 сентября 1868 стал центральным элементом в архитектурном ансамбле Святогорской обители XIX в.

К концу 50-х годов XIX века главный храм монастыря — Успенский собор, построенный еще в 1708 г., с трудом выполнял свою функцию соборного храма знаменитого монастыря. Он был уже достаточно ветх и мал в объеме. Проект нового Успенского собора был выполнен петербургским архитектором А.М. Горностаевым. Строительство собора велось в течение девяти лет, с 1859 по 1868 год. Сооруженный в русско-византийском стиле, собор стал центральным элементом всего архитектурного ансамбля, восхищая современников своей монументальностью и величием. В интерьере храм разделен четырьмя мощными колоннами на три нефа. В алтарной части, образованной тремя апсидами устроены три престола. Главный — в честь Успения Пресвятыя Богородицы, правый — во имя великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, левый — во имя свитителей Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Очевидец строительства собора А. Ковалевский оставил подробную записку о сооружении храма: «Кладка фундамента началась с больших глыб местного дикого камня, который ломался в ущельях Святых Гор прямыми кубиками и опускался во рвы; Бог послал отцу Герману опытного и добросовестного подрядчика каменных работ, крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина, который сам лично распоряжался всеми работами и тщательно наблюдал за добросовестным исполнением каменной кладки... Собранный архимандритом Арсением для постройки собора капитал далеко не хватал для пополнения всех нужд этой капитальной и весьма ценной постройки, и несмотря на даровые строительные материалы: дерево, камень, кирпич и известь, которые частью получались из экономии Потемкиных, частью ломались и выделывались в собственных заводах обители, свыше 100 тыс. рублей потребовала эта постройка чистых денег».


4. Мотиенко, Яков Власович. По Северскому Донцу: путеводитель / Я. В. Мотиенко. — Донецк: Донбас, 1982. - 59 с.
5. Дедов В.Н. Славяногорск. Путеводитель.— Донецк: Донбасс, 1984. - 56 c.
6. Дедов В.Н., Дашевский А.Б. Славяногорский историко-архитектурный заповедник (Путеводитель). — Донецк: Донбасс, 1986. - 40 с.
7. Дедов В.Н. Виды Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Фотобуклет. Автор-составитель В. Н. Дедов. Репродукционная съёмка Б. М. Прохорова. — Славяногорск: Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник, 1993. - 56 с.
8. Дедов В.Н. Святые Горы: От забвения к возрождению — К.: РПО "Полиграфкнига", 1995. - 352 с.: ил.
9. Дедов В.Н. Святі Гори в історії Слобідської України. Довідкове видання виставки Державного історико-архітектурного заповідника у м. Святогірську. — Донецьк: ТОВ «РА «Ваш імідж», 2012 – 116 с.
10. Святі Гори: Каталог поштових листівок ХІХ – ХХ ст. Видання 2-ге, доповнене. — Донецьк: «Східний видавничий дім», 2013 - 116 с.
11. Дедов В.Н. Святогірський історико-архітектурний заповідник. Збереження, дослідження, реставрація культурної спадщини. 1980-2015. — Краматорськ: «Тираж-51», 2016.- 332 с .

Добавить в закладки:


Природа Украины щедра, богата и разнообразна. Любая страна мира гордится, если на ее территории еще остались нетронутые и хорошо сохранившиеся уголки природы . С седой старины одно из таких мест нашей страны известно под названием "Святые Горы ". Это действительно необыкновенный уголок Донетчины. Как подчеркнули эксперты ЮНЕСКО, которые работали здесь весной 2001 года, "на Земле очень немного мест, где так органично объединены объекты мировой истории и культуры, ценнейшие природные комплексы и красивейшие ландшафты ". Сейчас эта уникальная территория входит в состав первого в левобережной Украине (НПП) "Святые Горы ", который создан согласно Указа Президента Украины Л.Д. Кучмы № 135/97 от 13 февраля 1997 года.

Территория парка площадью 40448 га расположена вдоль русла Северского Донца, от Харьковской области на северо-западе и до Луганской на востоке, в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах Донецкой области. В состав национального парка входит и город Святогорск.

Основными задачами НПП "Святые Горы " являются охрана и изучение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов на его территории, создание условий для организованного туризма и отдыха населения и экологическое просвещение посетителей.

Для эффективного выполнения этих задач территория парка разделена на функциональные зоны с дифференцированным режимом охраны и использования природных ресурсов.

Территория национального парка представляет собой ландшафтное и биоценотическое разнообразие прирусловой части бассейна реки Северский Донец.

Согласно физико-географическому районированию Украины территория НПП расположена в степной зоне на границе Донецко-Донской и Левобережно-Днепровской северо-степных провинций, которая проходит по Северскому Донцу.

Река Северский Донец упоминается в древнекиевской летописи. Как сообщает Нестор, в 1111 году дружины князя Владимира Мономаха перешли Донец и нанесли сокрушительное поражение половцам на их землях. Здесь разыгрались события, поведанные нам неизвестным автором в драгоценном памятнике славянской литературы "Слове о полку Игореве".

Северский Донец - наибольший из притоков Дона и четвертая по величине река Украины . Долина реки асимметрична, с крутым обрывистым правым берегом и большой хорошо обводненной поймой, которая переходит в надпойменные террасы на левом берегу.

Правый материковый берег Донца представляет собой плато, расположенное на высоте 120-230 м над уровнем моря и расчлененное оврагами и балками, устья которых открываются к реке. В некоторых местах Северский Донец вплотную подходит к материковому склону с обрывистыми обнажениями меловых пород туронского, коньясского, сантонского и верхнесеноманского ярусов мощностью 80-100 м, создавая своеобразный "горный" ландшафт . Эта меловая гряда образовалась из осадков древнего теплого моря, которое существовало здесь 100-80 млн. лет тому назад.

Пойма реки имеет ровный рельеф с характерными прирусловыми песчаными валами, озерами и старицами. Ее ширина достигает 3 км, но на большем протяжении более узкая, около 1 км. За пределами поймы на территории парка представлены первая надпойменная песчаная боровая и вторая надпойменная лессовая террасы. Поверхность террас с многочисленными буграми и впадинами густо покрыта лесом, овражно-балочная сеть развита слабо.

Для Донца и его притоков характерны: питание за счет атмосферных осадков, неравномерность стока и сезонные колебания уровня воды. Весенние паводки на реке Северский Донец наблюдаются ежегодно. Среднемноголетняя амплитуда колебаний уровня реки составляет 2,5 метра, однако высокие уровни подъема до 5,8 м наблюдаются один раз в 4-5 лет. В пойме Северского Донца много озер. Их питание зависит исключительно от паводка и атмосферных осадков, в засушливые годы они пересыхают. Озера, которые расположены на границе поймы и первой надпойменной террасы, более глубокие. На дне таких водоемов есть многочисленные родники, которые обеспечивают относительную стабильность уровня и температуры воды. Обмелевшие озера постепенно зарастают, образовывая под кронами ольшаника или в зарослях верб своеобразные неглубокие пойменные болота.

Климат умеренно-континентальный, степной с непродолжительной, умеренно-мягкой зимой и сухим теплым летом. Продолжительность солнечного сияния за год достигает 2000 часов, среднегодовое число дней без солнца - 88, в зимние месяцы - 16-20, в летние-1-3. Среднемесячная температура самого теплого месяца составляет +22оС, самого холодного -7,7оС.

В целом климат, с чистым умеренно-влажным воздухом, большим количеством солнечных дней, значительными тепловыми ресурсами, отсутствием сильных холодных ветров, а также резких температурных колебаний, благоприятен для рекреационно-лечебного использования и.сельскохозяйственной деятельности.

Растительность национального природного парка "Святые Горы " имеет огромную научную ценность. На площади 40,5 тыс. га произрастает половина видов высших растений, которые когда-либо отмечались на Юго-Востоке Украины - 943 вида, в том числе, 27 видов - деревья, 63 - кустарники и 853 - травянистые растения. Растительность НПП содержит много уникальных ассоциаций разного синтаксономического ранга, которые подлежат особой охране как редкие, эндемичные, реликтовые, а также эталонные и деградирующие под влиянием человеческой деятельности. Искусственные леса, занимающие большую площадь в НПП, очень разнообразны и представляют научный интерес как опыт создания культурфитоценозов с участием аборигенных и интродуцированных видов. Основные типы растительности представлены так: леса занимают более 91% площади парка, луга - около 1,5%, болота - 2,5%.

В разнообразных как типичных, так и специфических условиях рельефа правобережья произрастают широколиственные леса возрастом 90-110 лет с преобладанием дуба обыкновенного. Дубовые леса на таких значительных площадях сформировались благодаря рельефным условиям Донецкого кряжа и являются уникальным явлением на плакорах степной зоны. Ценные плакорные и байрачные Маяцкие дубравы впервые были взяты под охрану государством еще в 1703 году по Указу Петра I. Дубравы национального парка занимают треть его общей площади лесов. В лесном фонде Украины на долю дубовых насаждений приходится 27 %, а в Донецкой области - 57 %.

На территории национального природного парка произрастает естественная в Донбассе, значительная по площади (более 300 гектаров) пойменная дубрава, где сохранились семенные дубы в возрасте 200-300 лет и более со средней высотой 25 м, средним диаметром - 81 см, максимальным - 152см. На территории парка сохранился дуб-патриарх 600-летнего возраста, поражающий своими размерами. При высоте 29 метров, диаметр его достигает 2-х метров, а обхват ствола составляет 6,3 метра.

В жестких почвенно-климатических условиях Донецкой степи дуб выполняет климаторегулирующие, водоохранные, почвозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные функции и признан главной породой в степном лесоразведении.

Большой возраст, повреждения военных лет, высокие рекреационные нагрузки привели к тому, что только 5 % 285-летних деревьев Дубовой рощи не имеют повреждений. У четверти дубов имеются повреждения ствола. Часть деревьев усыхает, а гибель каждого дерева - невосполнимая потеря.

Особую ценность представляют уникальные меловые боры, сформированные сосной меловой - третичным реликтом, занесенным в Красную книгу Украины и в Международный Красный список МСОП (IUCN).

Как уникальный уголок природы , меловые горы издавна привлекают внимание ученых. Впервые их описал в 1774 году академик Гюльдентштедт, указывая, что они тянутся от монастыря до села Маяки. Он первый обратил внимание на то, что сосна растет здесь на меловом субстрате.

В 1895 году ботаник В.И.Талиев писал: "... в Святых горах сосна образует прекрасные чистые насаждения, причём, поверхность почвы в них спрятана под моховым покровом".

Выдающиеся ботаники Д.И.Литвинов, Б.М. Козо-Полянский считали, что меловые боры являются остатками доледниковой растительности конца третичного периода. Еще в 1914 году известный русский ботаник В.И.Талиев поставил вопрос о сохранении этих боров как выдающегося памятника природы. Ученые Е.М. Лавренко, М.И.Котов, М.И. Шалыт называли эти места "подлинной страной живых ископаемых". В 1963 году Горы Артема были объявлены памятником природы, а в 1975 году государственным ландшафтным заказником.

Сосна меловая отличается от сосны обыкновенной. У нее толще и короче хвоя (3-5 см), круглее и почти вдвое мельче шишки (2,5-3 см длиной), твёрже древесина, крупнее пыльца, зонтикообразная крона. В настоящее время сосна меловая сохранилась только на отдельных разрозненных участках на площади 85 га. Сосен в возрасте 70-100 и более лет с диаметром ствола 25-80 см при высоте от 8 до 28м насчитывается на территории парка более 700 шт.

НПП "Святые Горы " и заповедник "Меловая флора" - единственные места в Украине , где сохранилась сосна меловая. Произрастает она еще в России - Воронежской и Белгородской областях. Общая площадь меловых боров составляет около 250 га. Участки сосны меловой на территории парка в Горах Артёма самые большие и самые южные. Изучение сосны меловой помогает воссоздать историю формирования растительного мира Донбасса. Меловые боры Северского Донца - своеобразная ботаническая загадка, которая не разгадана ещё до конца и в настоящее время. Пожары и ураганы в 20-х годах, войны, хищническое истребление реликтовых лесов привели к тому, что у 60% деревьев сосны обнаружены различные повреждения и аномалии роста. Охрана, сбережение сосны меловой, восстановление меловых боров является важной задачей НПП "Святые Горы ".

Рядом с сосной меловой растут дуб обыкновенный, липа сердцелистная, осина, клены остролистный и татарский, яблоня ранняя и лесная, груша лесная, вяз. В кустарниковом ярусе господствует скумпия - реликтовое растение . Скумпия обыкновенная (райское дерево, желтинник, сафьяновое дерево) - это красивое деревце-кустарник, который когда-то называли "Святогорским листом ". В XVII веке монахи Святогорского монастыря поставляли побеги скумпии на царские сафьяновые заводы в Москву и Среднюю Азию. Краситель, полученный из листьев скумпии, использовали для окраски высококачественной кожи в коричневый цвет. Растение имеет разрозненный ареал, растёт в Крыму и на Кавказе, по Днестру и Южному Бугу. В Донецкой области это самая северо-восточная зона произрастания кустарника. Ранней осенью листья скумпии приобретают багряно-алую окраску, а меловые горы покрываются неповторимым по своей красоте убранством.

Большую научную ценность представляет раритетный фонд флоры парка международного уровня: иссоп меловой, боярышник украинский, дрок донской, погремок меловой, желтушник меловой, гусиный лук боровой, норичник меловой, пырей ковылелистный, подмаренник волынский, полынь беловойлочная, смолевка меловая, фиалка Лавренка. В Красную книгу Украины занесены 48 видов, 12 - в Европейский красный список, 123 вида имеют охранный статус, из которых 45 являются редчайшими для Донбасса и охраняются на местном уровне. В границах территории национального парка выявлены 43 ассоциации, которые занесены в Зеленую книгу Украины . Это прежде всего меловые боры, дубовые леса с грабом и кленом татарским, кретофильные и степные фитоценозы, водные группировки сальвинии плавающей. Следует также выделить и сфагновые болота-блюдца, которые в степной зоне расположены за крайней южной границей своего сплошного ареала.

Фауна водоемов парка представлена 40 видами рыб, среди которых занесены в Красную книгу вырезуб и елец Данилевского. Ниже слияния Северского Донца и Оскола на участке реки с большим количеством песчаных отмелей и кос, а также в родниках поймы Донца живет минога украинская - редкий вид, занесенный в Красную книгу Украины и Европейский красный список.

Преимущественно с пойменными биотопами связана жизнь 9 видов земноводных. Здесь очень многочисленны болотная черепаха и два вида ужей - обычный и водяной. В борах и дубравах сохранились лесная гадюка и медянка - вид, занесенный в Красную книгу Украины .

Для среднего Придонцовья в данное время известны более 200 видов птиц, которые составляют 52 % видов фауны Украины . Прежде всего, это лесные виды европейского фаунистического комплекса, широко распространенные и водно-болотные виды. Интересна фауна дневных хищных птиц, представленная довольно обычными: ястребом большим, канюком и чеглоком. В национальном парке постоянно гнездятся редкие и охраняемые виды: осоед, орлан-белохвост и орел-карлик. Ежегодно отмечаются: змееяд, орел-могильник, лунь полевой. На лишенных древесно-кустарниковой растительности меловых обрывах, в норах гнездится чрезвычайно редкая степная пустельга. Видовое разнообразие птиц объясняется также тем, что долина Северского Донца - важный миграционный путь для перелетных и кочующих видов.

Териофауна национального парка "Святые Горы " насчитывает 43 вида, при этом необходимо отметить, что не все группы изучены довольно хорошо. Очень высока численность хищных млекопитающих. Ласка, лесной хорек, американская норка, лесная и каменная куницы - обычные жители типичных биотопов национального парка. Встречаются также горностай, барсук и выдра, занесенные в Красную книгу Украины . На территории парка постоянно живет несколько групп волков. Лиса обычна во всех биотопах. Копытные представлены аборигенными для региона косулей и кабаном, таежным жителем лосем, который широко распространился во второй половине ХХ столетия, и акклиматизированным в 60-х годах из Приморья пятнистым оленем. Повсеместно, в том числе на территории населенных пунктов, встречается заяц-русак, причем в антропогенных ландшафтах его численность часто выше, чем в естественных. Характерными жителями поймы являются бобер и широко акклиматизированная ондатра. Бобер, который исчез в среднем Придонцовье еще в ХІХ столетии, снова появился здесь в начале 80-х годов XX столетия и с тех пор широко расселился по берегам Донца, озерам и болотам парка , улучшая своей деятельностью водный режим пойменных биотопов. Всего среди диких жителей национального парка "Святые Горы " 49 видов занесены в Красную книгу Украины и 13 - в Европейский красный список. Раритетный состав животного и растительного мира можно с уверенностью считать золотым фондом национального природного парка "Святые Горы ".


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Где находятся Святые горы?
30 июля 2008р.
Икона Божией Матери Святогорской

30 июля 2008г. Русская православная церковь почитает Икону Божией Матери Святогорской, а вместе с ней и к этому почитанию присоединяется и УПЦ МП. Тем более что 2008г. принес в церковную жизнь русской православной церкви, можно сказать ряд революционных изменений. И в этом году, чествование Иконы Божий Матери Святогорской, будет проходить на фоне торжеств, посвященный 1020-летия Крещения Руси и с личным участием Патриарха Алексия II, что для Украины уже само по себе является экстраординарным событием.
Но, в силу исторических реалий, с почитанием этой иконы у православной церкви возникла определенная историческая, и я бы даже сказал церковная коллизия, которую в РПЦ, где все увлечены новым церковным строительством, упорно не хотят заметить.
Ибо в Российской Федерации собственно, на канонической территории РПЦ, есть СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Псковская область) где имеется икона Божией Матери Святогорской и в Украине (Донецкой области) имеется восстановленный в 1992г. Свято-Успенский Святогорский монастырь.
А с 2004 г. он уже стал Святогорской Свято-Успенской Лаврой, где так же имеется чудотворная Святогорская икона Божией Матери.
И празднование этих икон происходит в один день, хотя история их появления и начала культа почитания, во временном промежутке, разнесена лет так на 300-400лет, в пользу Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря (Псковская область).
Да и у верующих, нет прежней уверенности, где же находятся Святые горы на Псковщине или на Украине? Как то не логично, иметь два места религиозного почитания одной и той же иконы, в монастырях с одним ем же названием и в местностях со сходными названиями?
Но если следовать логике последних событий, то решение Патриарх РПЦ Алексий II посетить 29 и 30 июля Донецк и Святогорскую Лавру, где в последний день своего пребывания в Украине он возглавит литургию в день празднования «Святогорской иконы Божией Матери" наверно говорит, о том, что «истинные» Святые горы» находятся в Украине….
Жаль, однако, что Александра Сергеевича Пушкина, в такой ситуации, как обидели, поскольку именно в этом СВЯТО-УСПЕНСКОМ СВЯТОГОРСКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ, что на Псковщине и находится родовая усыпальница Пушкиных. Видно современная политика, важнее исторической памяти всенародного русского любимца.
С учетом такого приоритета и внимание руководством РПЦ к Святогорской Свято-Успенской Лавре и ее главной святыни, мы и начнем наш очерк о двух монашеских обителях, с этой монашеской обители, чтобы, наконец, выяснить, где находятся Святые горы и чью иконно Божией Матери почитают 30 июля 2008г.

Глава 1 ч.1
Свято-Успенская Святогорская пустынь - Свято-Успенский Святогорский монастырь - CВЯТОГОРСКАЯ Свято-Успенская ЛАВРА (Украина)
Историческая часть
На правом берегу реки Северского Донца стоит возрожденная с 1992г. иноческая обитель - Успенский Святогорский мужской монастырь.
Эта обитель находится в том крае, который еще задолго до крещения Руси был по церковному преданию христианским.
Мы отбросим рассказы церковного предания о том, что монастырь первоначально основали беглые с Византии монахи и перейдем к документальным свидетельствам.
Так в «Истории Русской Церкви» митр. Макария указывается, что жившие здесь хазары, уже в середине VIII в. имели своего епископа, некоего затворника Сосфенского, сосланного в Херсон за иконопочитание.
Через столетие, греческий император Михаил по просьбе хазар послал свв. Кирилла и Мефодия в Хазарию, потому что “бяху тамо жидове крестьянскую веру вельми хуляще”.
Были ли Кирилл и Мефодий именно в Святогорском монастыре, история умалчивает. Но митрополит Макарий утверждает, что после неоднократных жарких прений с хазарами, сарацинами и особенно евреями братья с Божьей помощью достигли цели своего посольства - по свидетельству жития равноапостольных братьев, сам князь, бояре его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение.
Другой церковный авторитет архиеп. Филарет (Гумилевский). Объясняя название Святогоской пустыни писал так: “Почему же Донецкия горы названы святыми? –
- Это название объясняется лишь тем, что с 1540 года уже слишком известна была святыня Донецких скал - образ свт. Николая, обретенный иноками (в пещерах), и святость подвизавшихся здесь иноков...
С всею вероятностью можем предположить, что в XIV в. уже существовала Святогорская обитель...”
Обратите внимание, уважаемый читатель, что первой и главной иконой Святогорской пустыни уже с 1540г. стала икона святого Николая!
В XI-XIV вв. на территории края, в непосредственной близости от Святых Гор, существовала, по мнению некоторых современных археологов, как серия мелких поселений, так и крупный центр – «Царино городище», часть жителей, которых исповедовали христианство по греческому обряду.
Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI в., таких как Московские и Львовские летописи, а в 1624 г. царь Михаил Федорович дарует игумену Симеону с братией жалованную грамоту.
В российской историографии дарование такой царского грамоты, это как бы официальное принятие монастыря под крыло Русской православной церкви и обычно считается как год основания.
А все, что было до этого, как бы, не в счет, мало ли тут хазар « жидовствующих» к тому же бродило?
Братья Кирилл и Мефодий, пришли и ушли, а хазары, но не славяне и вышедшие с них затем русские, украинцы и белорусы, остались на территории нынешней в Донецкой области.
В это время Святогорская пустынь, была самым передовым, южным, русским поселением в Дикой степи и стояла на пути крымско-татарских орд, неоднократно ходивших за данью в Московию, и так же разорялася татарами, хотя как мы знаем, они монахов в плен не брали и налогами церковь не облагали.
. В том, что монастырь был передовой крепостью и свидетельствует его расположение на почти неприступных скалах.

Но вот прошли лихие времена, настало царствование Екатерины II.
Украина была завоевана, Запорожская Сечь ликвидирована.
В 1782 году Екатерина II заключила с крымским ханом Сахиб-Гиреем мирный договор и надобность для Российской империи и естественно и для Русской православной церкви, в пустыне отпала.
В связи с этим в 1787 г. обитель была «упразднена». Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами и не упразднённые, за исключением лавр (Троице-Сергиевская и Киево-Печерская) и тех из них, которые сделаны были кафедральными, то есть, предназначены для архиереев (Александро-Невской, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатиевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь.
В мужских монастырях I класса полагалось 33 монаха, во второклассных - по 17, а в третьеклассных - по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17.
Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. состояло 881
Только штатные монастыри теперь получали от государства определенное денежное содержание.
Но, не все тут было чисто, без коррупции, как теперь говорят, не обошлось, и чудотворные иконы святогорские, не помогли.
Неожиданным поворотом в истории Святогорья, стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту - князю Григорию Потемкину. После чего территория пустыни стала его обыкновенной светской дачей.
Да чуть не забыл отметить, что к моменту закрытия пустыни ей принадлежало 27000 десятин земли и 2000 крестьян. Очень уж зажиточная была монастырская община! И не даром видно Потемкину « приглянулась».
С 1790 года Святыми горами владел князь Г. Потемкин, а после его смерти - его родственники Энгельгардты. Те самые, у которых Т.Г. Шевченко в казачках служил, кто не помнит. Церкви монастыря частично были разобраны, а частично стали просто церковным приходом.
Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных монастырей, в которых живёт только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789 [
Но вернемся к теме повествования.
Почти через 54 года, Святогорская пустынь отрылась вновь. Это случилось в 1844 г. в связи с приходом на поселение первых 12-ти монахов во главе с игуменом Арсением (Митрофановым).
История этого « чуда» если выражаться церковным языком такова.
В 1842 году племянник Энгельгардта Александр Потемкин (однофамилец графа Потемкин) и его жена Татьяна (урожденная Голицына), побывав здесь, решили возродить обитель, для чего обратились в Синод с прошением о восстановлении монастыря.
И по "всеподданнейшему докладу св. Синода" Николай I указом от 15 января 1844 года "повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития и принять за основание внутреннему благосостоянию онаго устав Глинской пустыни Курской епархии". (Постынь эта и сейчас существует -Глинская пустынь в с. Сосновка Глуховского района Сумской области Украины)
Снова обращаю внимание читателя на тот факт, что царь разрешил основание не монастыря, а «пустыни».
И еще, обращаю на обычно по непониманию, а может по злому умыслу важную деталь «"повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития…».
Т. и в первом своем юридическом статусе это был не монастырь, а пустынь.
Это принципиально важно, потому что «Пустынь» это термин, обозначающий монашеское поселение, в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря скит.
А в православии, отшельничество - форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).
Теперь поговорим еще об одной важной детали восстановления Святогорской пустыни. Об Уставе Глинской пустыни. Это особый документ в русском монашестве и он заслуживает подробного описания так как, поняв его суть, можно понять, чем должны были заниматься монахи Сятогорской пустыни.
Устав состоит из трех отделов, включающих 36 глав.
В первом определен порядок богослужения и трапезы.
С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершалась утреня, лития, с 6 часов - акафист Богородице, с 8 часов - литургия, с 16 часов - вечерня, лития.
С 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались также молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники – четыре часа.
В воскресенье, в 5 часов утра совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введен особый Глинский распев, Партесного пения прп. Филарет не допускал.
После литургии братия попарно шли в трапезную, служился чин Панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды.
Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).
Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в калиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен.
Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея, прп. Филарет ввел в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др.
Согласно 25 главе, братия, не исполнявшая устав, удалялась из пустыни.
Преподобный Серафим Саровский так ныне чтимый в России, эпохи Путина, называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни».
Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания».
Иеромонах Глинской пустыни Иннокентий стал первым настоятелем Святогорской пустыни.
В конце 1844 года начались работы по восстановлению церквей, расчистке пещер и подземных ходов.
С этого времени в течение второй половины XIX века старые строения у реки заменяются новыми каменными.
Подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена в 1846 году, а в 1859 перестроили главный собор пустыни – Успенский. Собор Успения имел высоту от основания до креста 53,5 м.
В 1850–1867 годах в одной из келий внутри отвесной скалы совершал подвиг затворничества преподобный Иоанн (Крюков).
Именно Святогорская обитель соорудила знаменитый на всю Российскую империю Спасов скит на железнодорожной станции Борки, где в катастрофе 17 октября 1888 года чудесно спаслась императорская семья. Это когда народовольцы, бомбу подложили под пути, если кто запамятовал школьную историю.
В 1874 году к вершине горы Фавор была устроена лестница, названная Кирилло-Мефодиевской.
Лестница насчитывала 511 ступеней и была выполнена в виде крытой галереи с 16-ю площадками, двумя башнями и 22 переходами.
В общем можно сказать, что за 70 лет в обители было проведено большое строительство: 8 храмов в обители, 5 храмов на хуторах, 2 скита, корпуса гостиницы, больница, школы, огромное образцовое хозяйство, возрождено старчество
Это хорошо видно на сохранившейся дореволюционной картине Святогорского монастыря и его окрестностей.
В «Полном географическом описании России, за 1903 год.» можно прочесть:
"Святогорская Успенская общежительная пустынь» находится в Изюмском уезде Харьковской губернии, в 155 верстах по грунтовому тракту от г. Харькова, в 35 верстах от г. Изюма и в 18 верстах от известного своими минеральными водами г. Славянска…
От города Славянска до вокзала того же имени на Азовской железной дороге три версты, и оттуда по чугунке до Харькова 237 верст"
Тем не менее, обитель принимала ежегодно тысячи богомольцев. Общее число монахов, послушников и просто жильцов (бельцев) и обслуживающего персонала составляла, имелось около 600 человек. Большое хозяйство требовало много рабочих рук.
Вот такой встретила обитель роковой для всей русской православной церкви 1917 год.
В 1922 году после периода репрессий и разграблений монастыря он был закрыт.
В сегодняшней церковной литературе можно встретить такие утверждения: «Предсказанное святогорскими старцами открытие обители состоялось в 1992 г.»
Автор считает, это предсказание, сделанное задним числом. И в доказательство своей точки зрения ссылается на исторический документ.
Он красноречивее любых слов, свидетельствует о том, как монахам жилось в пустыне при большевиках.
"Акт расследования злодеяний большевиков, совершенных в Светогорском монастыре Изюмского уезда". Датирован он 1919 годом.
"Нормальная жизнь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, известном не только в Харьковской губернии, но и по всей России, была нарушена в 1918 году.
В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда, так же как и Богородичанский и Славянский комитеты, взяли на учет имущество монастыря, имеющего в различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством и различными мастерскими.
Взяв на учет монастырское имущество, комитеты начали немедленно ликвидировать его в свою пользу, а Великокамышевахский беспощадно рубил лес.
Таким образом, вывезен был весь запас хлеба, а скот распродан. От пользования землей монастырская братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от 200 до 300 священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в самом монастыре. Убытки обители, по самому скромному расчету, насчитывают около 250 тысяч. Такое положение не спасло монастырь от дальнейших нападок. С февраля начинаются многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом.
Уже 15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюмских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится. Контрибуции получить на этот раз грабителям не удалось. 26 марта вновь появилась группа большевиков.
Под предлогом отыскания оружия непрошеные гости отправились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя сюда в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий. Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось необыкновенно грубо. Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Св. Дары и растоптаны тут же.
После обыска большевики направились к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. Уходя, они захватили с собой монастырскую лошадь.
К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевистскими отрядами. В июне в скит при деревне Горожовке явились вооруженные грабители (от 5 до 8 человек) и потребовали от эконома скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Другой монах, по имени Израиль, убит при попытке к бегству.
Крестный ход в святой обители
Несколько ослабевший во времена гетманства бандитизм поддерживался, однако, все время бродившими в окрестностях отрядами большевиков, носившими в народе прозвище "лесовиков". К этому времени относится убийство нескольких лиц из духовенства Святогорской обители.
В октябре 1918 г. из села в село переносилась особо чтимая в местности икона Святогорской Божией Матери. Крестный ход остановился на ночлег в селе Байрачек. Здесь на помещение, занимавшееся духовенством, напала разбойничья шайка, взломала двери и выстрелами убила иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, проживавшего в том же доме псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь.
Пять трупов лежало у подножия иконы, стоявшей в луже крови. Денег у монахов не оказалось. Но не один мотив грабежа руководил разбойниками, судя по словам одного из них во время убийства: "Вы молитесь, чтобы Бог наказал большевиков".
При уходе немцев деятельность большевиков немедленно оживилась. Уже 1 декабря явилась группа вооруженных людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самосохранения монастыря. Оружие было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества.
Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей, у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и проч., и все награбленное увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом еще два экипажа.
Дни 2 и 3 января 1919 года были самыми тяжкими для Святогорского монастыря и вместе с тем днями самого напряженного кощунства и издевательства над православной обителью и насилия над ее священнослужителями и монахами. 2 января, около трех с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек.
На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря.
Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе. Красноармейцы разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря архимандрита Трифона разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег.
Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахов принуждали курить и танцевать в коридорах.
От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские бандиты, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги.
Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступили было к совершению литургии.
Праздник в возрожденном монастыре
Литургию в соборе служил архимандрит с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась группа красноармейцев. Один из них вбежал в амвон и с криком: "Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!" - повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить литургию. Но красноармейцы не покинули храма.
Во время пения херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастилась Св. Тайн. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех", - и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать.
Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду". Одновременно красноармейцы производили грабежи, кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря.
В квартире архимандрита изуверы спали, укрываясь епитрахилью, в помещении казначея искололи портреты иерархов Русской Церкви. Издевательства и насилия продолжались повсюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром, когда вновь началась обедня, красноармейцы не допустили богослужения. Ворвавшаяся шайка набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться.
Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.
В это время в соседнем храме кощунствовала другая группа красных. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение, то открывая, то закрывая царские двери на потеху своим единомышленникам. Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика.
Камни и образки с митр и икон - все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. В это же время были ограблены поголовно все монахи "больничного хутора", расположенного рядом с монастырем.
Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч рублей. Богородичанский исполком потребовал в счет контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм.
В монастырь весной 1919 года была прислана из Петрограда колония детей разного возраста, до 18-летнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией численностью до 350 человек заведовал коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов были удалены, посещение церкви запрещено.
Во время своего отступления в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь.
Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем ворвалась шайка "бойцов", потребовав 50 тысяч контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой.
При отступлении большевики обрезали волосы на головах и бороды иеромонахов Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха Тимолая и изрубили оставшегося в живых с отрубленными пальцами послушника Моисея.
Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства. Составлен 17 июля 1919 года в г. Екатеринодаре".
И это все вчерашние ревностные прихожане, о которых так тепло писал А.П. Чехов в воем рассказе о посещении Святогорской пустыни, поистине Бог подверг своих лучших слуг, строгому испытанию….
А 8-12 июня 1922 года в городе Бахмуте, состоялось судебное заседание Донецкого Губернского Ревтрибунала.
Судили 9 человек святогорской братии во главе с архимандритом Трифоном. Главное обвинение - сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим.
Приговор был вынесен после 6-дневного суда, который приговорил архимандрита Трифона (Скрипченко) к 2 годам принудительных работ с лишением свободы.
Так, что к 1922г. если кто из монахов и сумел уцелеть, то им явно было не до прогнозов о возрождении монастыря.
Ибо большевики пришли всерьез и надолго. Времена для всех как верующих та и неверующих настали жуткие, даже жутчайшее…
Но после 1922 году советская власть сумела найти иное применение церковным строениям – в пустыне создана одной из известных в Украине здравниц.
В 1948 году оставшиеся здания монастыря были объявлены памятником культуры, а в 1980 году Святогорье провозглашено государственным историко-архитектурным заповедником, сотрудники которого сделали немало для фундаментального изучения истории Святых гор, восстановления изувеченных войной святынь
Но вот настал 1991г. СССР распался, и в свободной Украине, начали потихоньку возвращать присвоенное государством, церковное имущество.
Усилиями местной Горловской епархии в 1992 году Свято-Успенский Святогорская пустынь, возобновила свою деятельность как монастырь.
Цепь времен, как говорится, соединилась…. Но есть одно но. Чтобы понять его надо сделать отступление и пояснит неподготовленному читатели, что сегодня в РПЦ представляют собой монастыри.
В настоящее время все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.
В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляют в пользу монастыря;
Ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).
В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее, необходимое для инока, приобретают сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.).
Настоятели в эти монастырей назначаются епархиальным архиереем с утверждения Св. синода.
Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определённых размерах и имеют в своём составе число монашествующих, определённое по штату.
Они разделяются на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав.
В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделяются четыре лавры, и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Воскресенский - именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский и Спасо-Яковлевский).
Название ставропигиальных производят от слов - крест и - водружаю, и объясняют его в том смысле, что при учреждении их крест в них водружён был самими патриархами, в непосредственном управлении которых некоторые из них сначала находились.
Их преимущества ныне состоят в некоторых архиерейских особенностях богослужения их архимандритов (например, вправе осенять народ во время литургии трикирием и дикирием) и в том, что они изъяты из подсудности епархиальных архиереев, находясь в непосредственном заведовании Св. синода или московской синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри).
В управлении хозяйственными делами лавр принимает участие так наз. «духовный собор» из старейших монашествующих, а во всех прочих монастырях в управлении хозяйством настоятелю содействует «старейшая братия».
Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей».
При некоторых из первокл. монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединённых, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита (таковы, например, Анзерский скит Соловецкого м-ря, Гефсиманский - Троице-Сергиевой лавры и др.).
Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов.
И Святогорская Успенская пустынь до 1918 года, это заштатная, общежительная, монастырская община Харьковской епархии.
Но вернемся в наше время!
По состоянию на 2007г. в ведении обители было три наземных и три пещерных храма, две колокольни, на главной из них 17 колоколов, вес главного колокола “игуменского” более 6 т.
Среди прихожан УПЦ МП считается, что нет монастырских обителей, подобных Святогорской, по красоте и необычности постройки.
Пещерные хода, протяженностью около одного километра, с часовнями, усыпальницами, кельями почитаются как святыня.
Кроме них в монастыре хранится чудотворный образ Божией Матери Святогорской, мощи прп. Иоанна затворника, мощевики с частицами мощей многих святых, из которых есть мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов, а также часть Животворящего Креста Господня.
Наиболее почитаемые праздники в Святых Горах:
22 мая - свт. Николая. Крестный ход поднимается в этот день на Святую Скалу к храму чудотворца.
30 июля - Святогорской иконы Божией Матери. Совершается многолюдный крестный ход с чудотворной иконой вокруг обители.
24 августа - прп. Иоанна затворника, совершается крестный ход вокруг монастыря с иконой и мощами святого при стечении нескольких сот духовенства и до 10 тысяч паломников.
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы - престольный день обители. Главные торжества проходят в Успенском соборе.
Богослужения совершаются ежедневно. Все послушания в обители в основном исполняют братия, из числа которой образован прекрасный хор.
Кроме того, братия трудится в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях, недостатка в которых у возрождающейся обители нет.
И все бы в монастыре было бы согласно уставу, была бы тишь, гладь и Божия благодать, если бы не политика…
(конец 1 части)

Восточная Украина

Святогорск. Национальный парк "Святые горы"

Святогорск. Национальный парк «Святые горы»

Парк, который был создан 13 февраля 1997 года, тянется вдоль левого берега р. Сиверский Донец. Это седьмой национальный парк в Украине и первый в восточном регионе страны. Раритетные составные растительного и животного мира можно назвать золотым фондом национального парка .

Парк «Святые Горы» являет собой уникальный уголок , который хранит тайны седой древности и геологическую историю наших времен, а также неповторимые памятки, созданные природой.

Много лет тому назад здесь шумело внутриконтинентальное море . Одним из доказательств этого есть высокий правый берег Сиверского Донца, который состоит из мела. На территории парка расположены знаменитые меловые горы , на которых сохранились редкие виды растений , например, меловая сосна , которая занесена Красную книгу Украины и подлежит охране. Кстати, в 2008 году именно меловые горы, которые находятся на территории природного парка, попали в список «Семь природных чудес Украины».

Уникальный комплекс памяток около Святогорска в 1980 г. был объявлен историко-архитектурным заповедником. Безусловно, основа комплекса достопримечательностей заповедной зоны - это Свято-Успенская Святогорская лавра , которая была основана в XIII - XVI веках, и расположилась на правом берегу р. Сиверский Донец. К комплексу исторических памятников также принадлежит памятник Артему , автором которого стал знаменитый скульптор Иван Петрович Кавалеридзе , который был автором памятника княгине Ольге в Киеве. Около монумента расположился Мемориал Большой Отечественной войны.

Настоящей жемчужиной заповедника являются пещерные храмы с Николаевской церковью , которая была построена в XVII в. на меловой скале. Это уникальное кирпичное сооружение с меловым алтарем воспроизводит в камне традиции деревянной народной архитектуры и является оригинальным творением украинского барокко во времена его наивысшего расцвета.

Живописность ландшафта, богатство культурно-исторических памяток, лечебные климатические условия, длительный комфортный период для отдыхающих обусловливают высокий рекреационный потенциал территории парка и создают замечательные возможности для круглогодичного отдыха, оздоровления, лечения и туризма.

Уникальные канатные экологические трассы в парке «Святые горы» . Национальный природный парк «Святые горы» может похвастаться уникальными для Украины подвесными экологическими трассами. Канатный парк имеет 3 трассы длиной 76 м, 110 м и 215 м. Кроме трасс в парке есть скалодром высотой 12 м. В сезон в Святогорской курортно-рекреационной зоне действует свыше 20 детских лагерей

Похожие статьи