Картина да винчи тайная вечеря. Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Тайная вечеря»
Картина написана: 1495-1498 г.
Фреска.
Размер: 460 × 880 см

Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.

Сказать о том, что эта картина проста и написана сочетанием неярких серых красок и ярких одежд апостолов – недостаточно. «Тайная вечеря» - загадка, тревожащая многие умы. Все начинается с того, кто все-таки изображен на фреске, заказанной герцогом Сфорца для церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Надписи на копии в Лугано гласят, что если рассматривать ее слева направо, то вы увидите изображения Варфоломея, Якова-младшего, Андрея, Иуды, Петра, Иоанна, Фомы, Якова-старшего, Филиппа, Матфея, Фаддея и Симона Зелота.

Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.

Еще один момент, о котором ведутся бесчисленные споры – наличие на картине руки, держащей нож, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей.

Почему Фома поднимает палец? И Фома ли это? Исследователи пишут о том, что это – Иоанн Креститель. Но вот в чем вопрос – как мог оказаться на тайной вечере человек, чью голову преподнесли Ироду на блюде после танца Саломеи? Еще одна загадка «Тайной вечери» - личность апостола Фаддея, который никто иной, как сам да Винчи.

Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.

Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.

Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.

«Тайная вечеря» наполнена глубоким психологизмом, потрясающим знанием человеческих характеров, которые можно рассматривать в контексте образов апостолов. «Один из вас предаст меня» - это одинаковая фраза для всех, но реакция на нее для каждого из последователей Иисуса разная, она отражается в первую очередь, в жестах фигур.

Начать следует с Иуды Искариота. Все, кто рисовал его до Леонардо утверждали одно – этот человек является злодеем. Он должен быть расположен поодаль от всех остальных и стать изгоем. Да Винчи эту традицию сломал. Объединив его с остальными учениками, он все же наполнил образ Иуды «сигналами» - предательские серебрянники в мешке и рассыпанная соль, которая означает угрозу.

Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.

Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.

Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.

«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.

Фреска «Тайная вечеря» по жанровой принадлежности относится к религиозному жанру, она написана на тему легенды о том, как предал Христа его ученик Иуда. По легенде, Христос, обратившись к ученикам, сказал: “Один из вас предаст меня”. Многие художники, писавшие до Леонардо на эту же тему, старались чисто зрительно выделить Иуду, сажая его перед столом или где-то сбоку. Композиция - построение картины - служит как бы фундаментом, на котором создаётся живописное освещение. И от художника зависит так построить картину, чтобы зритель сразу мог увидеть, понять самое главное.

Леонардо да Винчи изобразил комнату, где за длинным, узким столом, покрытым узорчатой скатертью и уставленном посудой, сидит Христос с двенадцатью учениками. Фигура Христа помещена в центре, на фоне окна. За окном виднеются горы, у подножия которых протекает река. Более светлый фон сильнее выделяет и привлекает внимание к фигуре Христа и создаёт впечатление глубины. Среди учеников есть и старые и молодые, и суровые и женственные. Это люди с различными характерами, они по-разному воспринимают сказанные Христом слова “один из вас предаст меня”. На картине Леонардо - живые люди, зарисованные им на улицах и в мастерских Милана.

«К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание».

Однако, стоит отметить, что «обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление...” В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

“Тайная вечеря” -- самое зрелое и законченное произведение Леонардо да Винчи. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников художник разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную -- строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено».

«Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя». «Описать фигуру Христа невозможно: её надо видеть, если не в Милане, то по крайней мере на лучших копиях, дающих хотя бы слабое указание на красоты оригинала. Выражение лица грустно, но величественно и спокойно,- но это только бледный намек на общий характер этого лица, в котором Леонардо сумел воплотить идею бесконечной любви и кротости. Далее все рассчитано и обдумано. Евангелист Иоанн дремлет на груди Христа и вдруг пробуждается от его слов; Петр гневно и скорбно спрашивает у Иоанна имя предателя. Движение бровей, опущенные глаза, поза Иоанна у да Винчи - всё указывает на юношу, только что видевшего сладкие грёзы и вдруг пробужденного поразившим всех страшным известием, скорбным предсказанием или указанием на предателя. Созерцательная и любящая душа Иоанна испытывает скорее скорбь, чем гнев. По правую руку от Иоанна сидит Иуда. Он отодвигается от стола. Он поражён тем, что его предательство известно Христу. Судорожно протянута его левая рука, ещё более конвульсивно сжимает он правой рукой кошелёк: это не символ полученных им серебряников, а настоящий кошелек, потому что Иуда был казначеем апостольской общины. Сделав выдающее его движение, Иуда опирается локтем о стол и переворачивает солонку - дурная примета у многих народов Востока. Главная черта Иуды - жадность к деньгам, ради которых он способен на самый низкий поступок, схвачена превосходно. Но Леонардо не желал, чтобы взор зрителя слишком останавливался на этой фигуре, хотя взгляды почти всех апостолов невольно обращаются к истинному предателю, который как будто собирается бежать, но останется и совершит свое предательство. Петр, гневный и пылкий, поднимается с места, чтобы спросить Иоанна. Левая рука его протягивается к Христу, правая хватается за короткий меч. Кроткий, преданный Андрей остолбенел от ужаса. Он раскрыл руки, губы его сжаты, углы рта опустились, брови дугообразно поднялись, на лбу усилились морщины. Леонардо да Винчи был глубокий физиономист и даже теоретик в этой области. Надо прочесть в его трактате о живописи "О выражении лица старика, пораженного словами оратора", чтобы тотчас же вспомнить фигуру Андрея. Иаков Алфеев, двоюродный брат Христа, сходный с ним, согласно преданию, лицом и станом, изображён так же и у Леонардо. Иуда во время акта предательства поцеловал Христа именно для того, чтобы воины отличили его от весьма сходного с ним Иакова,- об этом есть указания в письме Игнатия к Иоанну евангелисту. Лицо Иакова у Леонардо выражает изумление, тревогу за любимого учителя, но нет ни гнева, ни жажды мщения предателю. Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером "походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери".

Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. На шестом месте находится Варфоломей. Чёрные кучерявые волосы, большие глаза, тонкий нос, смуглое лицо и коренастая фигура этого апостола указывают на его египетское происхождение. Он сомневается, правильно ли понял услышанное, и приближается, чтобы узнать более, привставая и опираясь обеими руками на стол. Иаков-старший охвачен ужасом. Голова наклонена вперёд, брови опущены и сжаты, взор блуждает, рот полуоткрыт, грудь сильно дышит. Он гневен, но его гнев не так сильно выражается, как у Петра и у Фомы: последний поднимает палец, как бы грозя предателю. Филипп выражает кротость, дружбу; он как бы протестует, прижимая руки к груди, чтобы убедить всех, что он вполне невинен и даже в мыслях не способен на позорное дело. Нетрудно узнать Матфея, по одежде и типу отличающегося от апостолов и очевидно принадлежащего к более богатым классам общества. Фаддей изумлён и поворачивается несколько к соседу. Симон, сидящий против Варфоломея,- величавый мудрец, проникнутый христианским милосердием. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы: так, у Петра верхняя одежда наброшена на самое плечо и правая рука свободно может делать сильные движения. Грандиозная и вместе простая туника Христа с мелкими складками на груди, красная с лазурного цвета паллиумом - род верхней накидки; написанная полутонами, неяркая одежда Андрея, туника орехового цвета и зеленая верхняя одежда,- все это поразительно гармонирует с фигурой каждой личности.

Обстановка такова, какую и следовало ожидать в доме богатого человека, Иосифа Аримафейского, где происходила вечеря,- ковры в восточном вкусе, с листьями и цветами. Момент действия, по-видимому, противоречит Моисеевой традиции: лучи солнца ещё светят, озаряя окно, и их отблеск освещает всю картину. Но в этом Леонардо следует тексту евангелиста Иоанна: Христос праздновал свою последнюю Пасху до заката солнца».

«Роберт Уоллэйс в книге Мир Леонардо, М., 1997 пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества».

«Освящение, которое изобразил мастер на фреске, даёт впечатление реального света, поскольку из соседнего с фреской окна (перпендикулярной стены) просачивается слабый свет и картина предстаёт в глазах зрителей реальностью. Стиль же, которым написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину». К сожалению, в настоящее время это окно полностью затемнено, чтобы не испортить хрупкой работы.

«Любовь к экспериментам толкнула Леонардо на опасный путь. Опрокидывая установленные длительным опытом художников правила, он применил новый, им изобретённый способ грунтовки стен и новый состав темперы, позволявший работать медленно, с перерывами. Но гениальный экспериментатор не учёл, что монастырь стоял в низкой болотистой местности…».

«Психологические средства выражения в “Тайной вечере” достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово в искусстве. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т.е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма».

«Опять же не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был гениальным ученым и конструктором, что также оказало большое влияние на его работу. В основу композиции “Тайной вечери” положено простейшее геометрическое построение - треугольник. Голова Христа - вершина треугольника. Взоры учеников, движения их рук направлены к Христу, и это приковывает внимание к его фигуре. Где-то за головой Христа, создавая впечатление глубины, сходятся тёмные полосы пола, потолка и висящих на стене ковров. Кажется, что помещение трапезной удлиняется, что в глубине длинного зала стоит большой накрытый стол, за ним сидят люди. Стол похож на тот, за которым обедали обычно монахи, - так же завязаны узлами концы скатерти с узорными полосками, такая же обычная, словно только что принесённая из монастырской кухни, посуда. Это впечатление достигнуто благодаря перспективе. Математические знания дали художнику возможность разрешить ряд важнейших проблем - вопросы перспективы (от лат. - “ясно, хорошо видеть”. Бывает линейная, воздушная и красочная.) и композиции. “Перспектива есть руль живописи”, - писал Леонардо да Винчи. Три года работал Леонардо да Винчи над громадной фреской. Он закончил её только в феврале 1498 года.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.


Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.


Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.


Иуда и разлитая соль

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии (Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.


Предварительные работы Леонардо

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.


Композиция картины

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

Картина или фреска. Многие называют Тайную Вечерю картиной, но официально она называется фреской. Для тех читателей, кто плохо понимают разницу, мы расскажем точно, чем эти два вида произведений изобразительного искусства отличаются друг от друга.

Тайная вечеря на самом деле не является фреской, не смотрите на официальное название. Леонардо да Винчи писал ее по сухой поверхности, и имел для этого свои причины. Фреску нужно писать достаточно быстро, пока штукатурка не засохнет, а торопиться мастер не хотел.

Рассказывать долго о сюжете мы не будем, последняя трапеза Иисуса Христа. Иисус находится в центре картины, 12 апостолов вокруг него. Иисус сообщает своим ученикам о том, что один из них предаст его. Подробно о том, на что обратить внимание при осмотре картины мы расскажем в конце этой статьи.

Те из туристов, кто пытался найти информацию о Тайной вечере на английском или итальянском языках заметили, что называется это произведение совсем по-другому. Только в нашем языке она носит такое красивое название. В других европейских языках она называется проще – “Последний ужин”. “Last super” – по-английски или “L"Ultima Cena” – по-итальянски. Эти названия вам пригодятся для покупки билетов через интернет.

Проблема с билетами.

После выхода фильма “Код да Винчи” популярность этой достопримечательности очень сильно возросла и до сих пор не утихает. Туристов пускают внутрь строго на 15 минут и ограниченной группой в 25 человек. Не всегда билеты можно купить в кассе, в самый пик сезона летом билетов может не быть на неделю вперед. Зимой ситуация гораздо лучше, билеты, обычно, можно купить на экскурсию в текущий день.

Можно забронировать билеты заранее через интернет. Есть несколько сайтов, где это можно сделать. Все они не имеют русскоязычных версий, только итальянские и английские.

Первый сайт - vivaticket.it отличается демократичными ценами. Билет стоит всего 11,5 евро, включая услуги гида. Но на этом сайте придется зарегистрироваться для покупки билета, а процедура эта непростая.

Второй сайт - www.milan-museum.com дает возможность купить билеты без регистрации, но водить свои контактные данные и данные кредитной карты все-таки придется. Минимальная цена билета на этом сайте 23,5 евро.

Третий сайт - www.tickitaly.com еще дороже, но он и самый понятный и удобный. Билеты тут купить проще всего, но стоят они от 33 евро.

В любом случае, вам вышлют ваучер, которые нужно будет распечатать и предъявить на кассе, в обмен на него вы получите билет.

На что смотреть, когда вы попадете внутрь.

Картина Тайная вечеря изображает момент, когда Иисус сообщает своим ученикам, что один из них придаст его. Предатель Иуда Искариот находится слева от Иисуса Христа. Его легко узнать по одеждам синего и зеленого цветов. (на фото справа мы показали Иуду большим красным квадратом).

Иисус сказал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня” . И действительно, вы видите, что Иуда и Иисус тянут руки к одному и тому же блюду. Этим автор показывает, что Иуда уже разоблачен, но никто за столом этого не замечает. Мы показали руки при помощи красных квадратов на фото справа.

Кстати о фото. Фотографировать внутри категорически запрещено. Хотя, многих туристов это не останавливает.

Второе, на что следует обратить внимание, это лицо самого Христа. Он знает свою судьбу, его выражение совсем не похоже на испуг. Именно над этим лицом Леонардо да Винчи работал больше всего.

И, конечно, стоит обратить внимание на лица апостолов. Они в смятении, каждый спрашивают Иисуса, не он ли предатель. У многих на лицах страх или удивление.

Еще одна интересная деталь находится внизу картины, прямо под Христом. Это часть дверного проема, который тут был проделан уже после того, как фреска сильно разрушилась от времени.

Тайных вечерей в мире три.

В монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане находится оригинал кисти самого Леонардо да Винчи. На самом деле, от мазков самого мастера тут осталось немного. Так как художник рисовал по сухой поверхности, уже через 20 лет Тайная Вечеря начала разрушаться, а через 60 лет фигуры уже были тяжело различимы.

В Италии на их месте сделали дверной проем, но на копиях они, конечно, остались. Одна из этих копий находится в Лондоне в Королевской академии искусств. Вторую копию можно увидеть в Швейцарии в церкви святого Амброджио.

Желаем удачного посещения Милана и интересного осмотра фрески Тайная Вечеря. Читайте о других достопримечательностях Италии в наших статьях (ссылки ниже ).

Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо - то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.

Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте - и узнаете!

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя - герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу - смесь пигмента и яичного белка - что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо - Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность - ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются - чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом , который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали - лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда - стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего - его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота - и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача - в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал - только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением - и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением - и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину - одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске - склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» - брак . Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» - инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

Размещение фигур и предметов

Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур - мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.

Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен - он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом - символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном - божеством времени, судьбы и гармонии.

А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.

Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.

Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь - её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» - учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь - на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».

За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены - за исключением той, где было написано произведение!

Знаменитая картина всё ещё существует - и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции , выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря , высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает - в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!

Похожие статьи