Смольный собор. Смольный собор: воскресение литургической жизни Храм в смольном соборе расписание богослужений телефон

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Контакты

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Корректируется график богослужений только в связи с большими праздниками или постами.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис» , «Духовская» и «Феодоровская» .
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли , и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г . Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову . Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов . Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г .

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает .
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного . Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа , которые и являются святынями храма.

Но у него все впереди: после возврата во владения церкви не исключено, что ценные и редкие иконы вновь украсят иконостас Смольного собора.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.

Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра!!!

Смольный собор пережил многое, и времена его полного возвращения к жизни еще впереди. Сумели ли вы, дорогие читатели, ощутить это в его стенах? С нетерпением ждем ваших историй и впечатлений.

Смольный собор - один из красивейших храмов Петербурга, в котором ни разу не отслужили церковную службу. Храм хранит свою печальную легенду, своё проклятье.

1. Смольный собор ночью (фото мои)
189* год
Из дневника Николая Вербина

Недавно, прогуливаясь неподалёку Смольного Собора, я заметил на звоннице силуэт человека, занятого ловлей голубей. Он стоял на козырьке и подкрадывался к задремавшей птице. Уже начало темнеть. Я забеспокоился за неосторожного человека, так легко свалиться. Ловец птиц хладнакровно ступал по самому краю.



2. Собор днём. Как заметила Анна Ахматова, при приближении здание будто "уходит в землю",
интересный оптический эффект.


3. Купол собора с ангелочками в стиле рококо.
- Боюсь, свалится человек, - обратился я к прохожему, но когда я вновь перевел взгляд на колокольню, никого там не было. - Похоже, что ловец птиц бросил свое занятие и решил спуститься.

Прохожий, солидный человек в пенсне, испугано посмотрел на меня.


4. Вид во двор Смольного монастыря.


5. Башни по бокам - это звонницы, на одной из которых незнакомец ловил голубей

Вам призрак аптекаря привиделся, - сказал мне прохожий взволновано, - я тут по соседству живу. Вон там его аптека была. Он варил какие-то снадобья, куда добавлял голубиную кровь. Сам не знаю почему, я его аптеку стороной обходил. Однажды при ловле птиц аптекарь оступился и свалился вниз. С тех пор бродит его призрак по звонницам собора, за птицами крадется…


6. Вид со звонницы. Весь город не видно, но очень высоко.


7. Вид на питерские крышы. Вдали золотой купол Исакиевского собора

Он перекрестился.
- Красив собор, - продолжал собеседник, - но место его осквернено. Вы, полагаю, слыхали, как еще при государыне Елизавете Петровне помощник архитектора наложил на себя руки прямо внутри строящегося храма. Вот поэтому в этом соборе службу ни разу не проводили. Говорили, что после такой скверны службу 100 лет нельзя совершать.


8.


9.

Так вот, что утверждают соседи - продолжал собеседник, - несчастный аптекарь не сам оступился, это призрак самоубийцы столкнул его с колокольни. Слишком часто аптекарь наведывался во владения неупокоенной души, за что и поплатился, и его душа теперь здесь осталась. Нельзя счишком часто в местах неупокоенных душ бывать, они за собой затянуть могут. А рассказывают об этом люди уважаемые, образованные, которых деревенскими глупостями не испугаешь. Я сам человек учёный, в гимназии преподаю.

Я спешно заверил собеседника, что верю его словам, и сам не раз сталкивался с мистическими явлениями.


10.

Наши дни
Почитав запись дневника пра-пра-дедушки, я решила побывать на звонницах Смольного собора.
Подъем дался тяжело, закружилась голова, но беспокойства не было, хотелось только поскорее подняться и отдохнуть. Наконец, я вышла на площадку звонницы, с которой открылся вид на город. Включенный аудио гид рассказывал историю Петербурга, рядом отдыхали уставшие туристы. Сделав несколько снимков, я спустилась вниз.


11. Железная лестница - подъем на смотровую площадку звонницы


12. Перед железной лестницей - каменная винтовая

Передохнув, я поднялась на другую звонницу, на которой никого не было. Я устроилась отдохнуть после очередного трудного подъема. Мне показалось, что дверь, ведущая на площадку скрипнула, кто-то вошел. Думала, что это турист, который начнет радостно суетиться, фотографируя открывшийся вид. Я даже слышала скрип от шагов. Однако никто не подошел к перилам звонницы. Я оглянулась - никого не было. Только птицы, сидящие на козырьке, улетели, будто кто-то их спугнул...


13. Стена звонницы внутри, где подъем


14. И снова питерские крыши

Историческая справка
Смольный собор и монастырь начали строить в 18 веке (1748 год) при императрице Елизавете Петровне, которая решила, что закончит жизнь в монашестве. Она пожелала стать настоятельницей нового Смольного монастыря. Потом началась война с Пруссией и строительство отложили по причине нехватки финансирования. Собор был достроен только в 19 веке (1835 год) при императоре Николае I.
В наши дни в Смольном соборе проходят концерты и выставки.


15. К Смольному собору съезжаются молодожены пофотографироваться.
Вот такая позитивная пара прогуливалась:)

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Адрес: Растрелли площадь, 1.

К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:

  • от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
  • от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.

При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.

Мой рассказ пойдёт о величественном и вместе с тем необычайно изящном храме, который располагается на левобережье Невы, на Смольной набережной. Полное его название - Смольный Воскресения Христова собор. У меня лично связаны с ним многие торжественные события жизни: мной здесь был получен почётный знак св. мч. Татианы и несколько наград за победы в образовательных конкурсах.

До 2015 года храм был знаком петербуржцам как место для проведения концертов классической музыки.

Но в настоящее время он обрел своё первоначальное истинное назначение, вернув себе статус православного храма. Особенно красив он в зимнее время, когда на фоне заснеженных улиц блестят его купола над стройными бело-лазурными стенами.


О добрых традициях собора непременно упомяну позже, а пока предлагаю познакомиться с историей появления в Северной столице этого удивительного архитектурного шедевра.

Фрагменты истории

Для начала отвечу на вопрос: откуда же появилось такое название «Смольный»? Оказывается, ранее в этом месте при основании самого Санкт-Петербурга находился так называемый «смоляной двор». Здесь варили смолы для Адмиралтейских верфей.


Своим же появлением собор, в первую очередь обязан императрице Елизавете Петровне. Дочь I подумывала в конце своего жизненного пути удалиться в монастырь.


Вот она и дала указ возвести обитель для девушек из высшего сословия, намереваясь стать их игуменией. Место выбрала она не просто так. Дело в том, что при Анне Иоановне тут располагался Смольный дворец (происхождение названия нам уже понятно). В нём-то и провела свои юные годы Елизавета (в силу чего этот дворец также называли Девичьим). Таким образом, в Петербурге, где пока присутствовали лишь мужские обители, стал зарождаться первый женский монастырь. Разработка проекта была возложена на Бартоломео Франческо Растрелли.


Гениальный архитектор представил его в виде комплекса, состоящего из собора и окружавших его двухэтажных корпусов для жилья и бытовых нужд насельниц.


Новаторская идея зодчего состояла в том, что обычные для монастырей стены он решает видоизменить до изящной ограды с лепниной и вазонами. Задумывал он построить тут и выдающуюся звонницу, высотой аж целых 140 метров (она бы стала выше Петропавловской). Но впоследствии сам же отказался от этого замысла.

Начало создания монастырского комплекса

В конце октября 1748 г. происходит помпезная закладка первой женской обители в Петербурге.


Бывает, что благие дела ступорятся. Не обошлось без подобных каверз и здесь. Растрелли и бригадир строительства Мордвинов почему-то не нашли общего языка. Последний, видимо, не обладал достаточной мудростью и вовсю навязывал своё самоуправство. Да и сама Елизавета внезапно через год повелевает внести в проект архитектурного комплекса будущей обители изменения. Она решает вернуть на берега Невы строительство храмов по старым православным канонам. Собор должен был стать пятикупольным, подобно Успенскому в Московском Кремле.


Создается макет монастырского ансамбля, который в мае 1751 года перевозят к месту строения обители и устанавливают в специальную «модельную светлицу». Сегодня эта модель монастыря с колокольней хранится в музее Академии художеств.


Строительство было крупномасштабным. Сюда стянули массы рабочих сил и направили обильное финансирование. Растрелли вводит в проект собственный барочный стиль. Если в Европе в основном облагораживался лишь внешний фасад строений, то Смольный собор был прекрасен со всех сторон. Колокольню в то время подумывают увеличить вообще до 167 метров (она бы стала высочайшим зданием в Европе), а центральный колокол для её звонницы Елизавета захотела видеть грандиознее Царь-колокола Первопрестольной.


Но человеческие желания не всегда воплощаются в реальность. Начинается война с Пруссией, урезавшая финансирования проекта монастыря. Вместе с тем и дерзновение императрицы к постригу угасло. В 1761 году она умирает, не дожив до освящения Собора.

Строительство при Екатерине II

Новая властительница Екатерина II сменила архитектора Растрелли на Фельтена, автора Эрмитажа.


Этот мастер за десять лет, начиная с 1765 года, достраивает корпуса и переходит к интерьерам всё ещё недоделанного храма, но всё вновь приостанавливается из-за нехватки средств (или нежелания Екатерины их отпускать). Кстати, в то время в монастыре уже проживало 20 монахинь. Новая императрица создает Воспитательное учреждение для девочек из благородных семей.


Для их проживания она как раз и выбирает Смольный монастырь (отсюда и пошло потом название «смолянки»). Присматривать за ученицами в числе других было поручено и монахиням.

Упразднение монастыря

В 1797 году монастырь был вовсе упразднён велением Павла I.


Таким образом, в Петербурге долгое время не было ни одной женской обители. Кстати, именно Воскресенский Смольный девичий монастырь станет предшественником великолепной Новодевичьей обители, о которой можно прочесть в моей статье Для девочек-воспитанниц строится здание Смольного института, а бывшие кельи монахинь отдали под Вдовий дом.


Окончание строительства собора

Достроен великолепный храм был лишь решением следующего Государя Николая I.


Эта задача была поручена архитектору В. П. Стасову, победившему в конкурсе, объявленном по распоряжению императора Николая I. Я хочу отметить, что Василий Петрович уже к тому времени снискал себе славу известного петербургского зодчего. Он создал Московские и Нарвские триумфальные ворота, Измайловский и Преображенский соборы, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле и многие другие известные сооружения в городе и его пригородах.

Стараниями мастера были реставрированы интерьеры, построен дополнительный ряд служебных корпусов, создан проект рисунка ограды. И наконец, 20 июля (2 августа по новому стилю) в 1835 году Смольный собор освящается как Собор всех образовательных учреждений в память матери Николая I, императрицы Марии Феодоровны, оказывавшей попечительство юношеству.


В память о данном событии появилась медаль, на которой с одной её стороны изображен Иисус Христос, благословляющий детей.


На обороте медали был отчеканен собор, строившийся дольше всех сооружений Петербурга - целых 87 лет! Эта медаль была помещена в дарохранительницу собора. (Сразу хочу пояснить, что дарохранительницей называется особый сосуд в форме храма или часовни, находящийся в алтаре. Внутрь помещают святые Дары, которыми священники причащают болящих и немощных людей на дому.)


Вмещал Смольный собор более 6 000 человек. А колокольню его так и не построили.

Все последующее время, вплоть до революционной бури 1917 года, в Смольном соборе совершались богослужения. Нашла старое фото собора, думаю, и вам будет интересно посмотреть, как он выглядел в 1858 году:


Особо торжественным здесь был День памяти Св. равноапостольной Марии Магдалины (4 августа), когда на службу прибывала царская семья.


Сюда приглашались наставницы и ученицы женских образовательных учреждений Санкт-Петербурга (в том числе и первого высшего учебного заведения для девушек - Воспитательного общества благородных девиц).


Последним настоятелем собора стал протоиерей Андрей Юрашкевич.

Советские власти закрыли собор в 1923 году, а все храмовые ценности изъяли. В нём расположился склад. Лишь в 1972 году убрали иконостас, который каким-то чудом сохранялся до этих лет. Утварь отдали музеям.


В 1974 году здесь открывается филиал музейного комплекса, посвященного истории Ленинграда. А в 1990 году размещается концертно-выставочный комплекс.

Собор в наши дни

Насколько долог был период его возведения, настолько же сложной оказалась и дорога к обретению им своего истинного предназначения. Сегодня этот замечательный собор Воскресения Христова является действующим православным храмом.


24 мая в 2009 году, в день учителей Кирилла и Мефодия, ректор Духовной Академии Петербурга епископ Гатчинский Амвросий отслужил здесь первый после духовного забвения молебен.

В 2010 году под сводами Смольного собора вновь зазвучала литургия.


И вот снова удивительные совпадения истории! Строили собор 87 лет. И после революции 1917 года, ровно 87 лет спустя из правого Екатерининского придела храма наконец-то удалили концертные кресла. Теперь более тысячи верующих могли присутствовать здесь на службе. И это событие было настоящим торжеством. В день Благовещения, 7 апреля, торжественное праздничное Богослужение возглавил сам Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Котляров).

Из Казанского кафедрального собора сюда в подарок был передан старинный престол. Была создана копия запрестольного образа Пресвятой Богородицы письма А. Венецианова (подлинник находится в Государственном Русском музее).


Теперь воскресные службы в этом пределе стали регулярными. В том же году в память 175-летнего юбилея храма монетный двор Петербурга выпустил специальную медаль.

В 2011 году здесь совершено первое Рождественское богослужение.


В 2013 году сюда доставили и осветили изготовленный в Воронеже колокол весом в 10 тонн.

25 января в 2015 году Смольный собор полностью передан в ведение Русской православной церкви. Да, именно 25 января собор вновь обретает свое настоящее назначение. И произошло это в знаменитый среди студентов праздник - День святой Татианы.


Наверное, сложилось так не случайно. Дело в том, что собор исторически стал храмом учебных заведений Северной столицы. Не удивительно, что его приоритетное направление - духовно-нравственное воспитание и просвещение молодёжи.


С 1997 г. в Санкт-Петербурге по инициативе вузов и университетов Санкт-Петербурга, его высшей Духовной школы - Академии, различных общественных организаций и Комитета по молодёжной политике начал проводится удивительный Татьянинский творческий конкурс. В нём на протяжении 20 лет принимают участие и сами студенты, и их наставники.


Сегодня конкурс возглавляет ассоциация «Покров», в которую входят 25 вузов Северной столицы, её Межвузовский студенческий городок и Тверской государственный университет. Эта ассоциация словно имеет два «крыла» - духовное и светское. 25 января, после торжественной литургии, по традиции в Смольном соборе происходит награждение победителей конкурса.


Учащиеся, особо проявившие себя в служении обществу и просветительской работе, получают Почётные знаки св. Татианы.


Кстати, почётными крестами св. Татианы в 2012 году были награждены мэр Санкт-Петербурга Г. Полтавченко и митрополит Санкт-петербургский и Ладожский (Котляров). И мне было особенно радостно в тот же день тоже получить из рук владыки Амвросия почётный знак этой Святой. После торжеств по поводу награждения у собора начинаются настоящие зимние студенческие гулянья. В это время можно свободно пообщаться с высокими гостями праздника.


Во дворе у собора располагается бесплатная походная кухня: вы сможете отведать вкусную выпечку, горячий чаёк. Молодежь (да и не только) участвует в концертных мероприятиях, играх и забавах. Завершает праздник по обыкновению настоящий бал, проводимый уже в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга.


Ежегодно 27 января в день снятия 900-дневной блокады Ленинграда в Воскресенском Смольном соборе совет студентов «Покрова», начиная с 2015 года, принимает участие в панихиде по погибшим в то трагическое время.

Ребята вместе с преподавателями сами совершают 900 ударов в колокол Смольного собора. Кстати, в нижней части колокольного сарафана отлиты названия ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.


Таким образом, эта зарождающаяся традиция напоминает нам о преемственности поколений, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом нашей страны и города, и ещё о том, что Смольный собор - главный студенческий храм Северной столицы.

Социальное служение

Хотя вновь начал свою духовную миссию собор лишь в 2015 году, здесь уже во всю ведётся разнообразная социальная робота. Мне самой было очень интересно узнать, что помимо взаимодействия со студенчеством города, здесь образована также детская воскресная школа. Кроме неё при храме существует Школа смолянок для девочек от 4 до 12 лет. Занятия и экскурсии строятся с целью ознакомления девочек с историей Института благородных девиц и его добрыми традициями.


Здесь обучают правилам хорошо тона и изящных манер, рукоделию, развивают креативность.


Занятиями, проводимыми в Смольном соборе и других музеях Санкт-Петербурга, руководит настоящая классная дама да ещё в сопровождении разных педагогов. И выпускные балы здесь словно в старину тоже устраиваются.


А раз без кавалеров на балах не обойтись, то при Смольном соборе создан и самый настоящий Пажеский корпус. Здесь занимаются мальчики 5–11 лет.


Уклон сделан на патриотическое воспитание, изучение истории, выработку лидерских качеств, изучение геральдики, кодекса офицерской чести, правил науки фехтования и верховой езды.


По-моему замечательно, что уже с детства мальчиков учат по-рыцарски относится также к прекрасным дамам. Ребята знакомятся с историей Пажеского Его Императорского Величества. На 1 курсе им даже выдается своя военная форма.


А рукопашному бую, танцам, фехтованию и езде верхом тут также обучают. Занятия ведет корпусной воспитатель, экскурсоводы, тренеры, педагоги и психологи.


Балы проходят 2 раза в год и отличаются торжественностью. И как не восхититься, когда перед залом в Астории вас встретит настоящий гусарский оркестр!


Похожие статьи