Легенда о дороге гигантов на английском языке. Дорога Гигантов — творение ирландского великана Финна

Все о Тропе Гигантов в Северной Ирландии, в 100 км от Белфаста. Как добраться и что посмотреть. История появления шестиугольных столбов.

Нет более популярной достопримечательности в Северной , чем Дорога Гигантов. Этот феномен желают увидеть все туристы, прибывшие в эти края.

Правда, «Дорога Гигантов» (англ. Giant’s Causeway , другие названия - «Мостовая Гигантов», «Тропа Гигантов») - всего лишь поэтическое название, унаследованное от древней легенды. Мифические исполины к ее творению не причастны и по огромным валунам никогда не передвигались. Однако около 40 000 базальтовых столбов, вертикально утопленных в землю, тщательно подогнаны друг к другу. И создают впечатление рукотворного объекта. Так что же такое Тропа Гигантов?

Начало Мостовой Гигантов (плато Антрим, Северная Ирландия)

Каменный массив ярусами спускается в море с крутого берега. Столбы-колонны образуют при этом каменные ступеньки, расположенные неравномерно. Так, как будто время и морские волны состарили их прежде прекрасный вид. В профиль большинство колонн имеют шестиугольную форму. Такая геометрия позволяет отдельным элементам более плотно соприкасаться друг с другом.

Изредка на Дороге Гигантов встречаются столбы, имеющие от пяти до восьми граней. Длина самых высоких столбов-колонн может достигать 12 и более метров.

Как добраться до Мостовой Гигантов?

Дорога Гигантов находится в Северной Ирландии, в 3 километрах от небольшого города Бушмилса. Добраться можно и на туристическом автобусе из Белфаста - расстояние около 100 км. Групповые туры с посещением Тропы и всех локаций, связанных с сериалом «Игра престолов», стоят в районе 60 € с человека.

Для самостоятельных путешественников интересный вариант: доехать из Белфаста до Бушмилса. А оттуда на паровой железной дороге до Тропы Гигантов.

  1. На автобусе . От остановки War Memorial отправляется рейс №№ 172, 402, 402a. Автобусы ходят каждые 30-40 минут. До Giants Causeway The Nook , где нужно выходить, всего три остановки. Оттуда до видимой части Дороги Гигантов придется пройти пешком еще около 30 минут, вдоль побережья.
  2. На старинном поезде . Самый романтичный способ добраться до Тропы Гигантов — сесть на дизельный поезд на Bushmills Platform . Шесть раз в день, с 11-00 до 16-30, он доставляет туристов к популярной достопримечательности. Поезд идет дольше автобуса - около 15 минут. Но виды по пути открываются сказочные, и дети в восторге от поездки. Подробнее на сайте .

Поездка на Bushmills Railway Tram-train из Бушмилса к Дороге Гигантов:


На официальном сайте www.translink.co.uk можно посмотреть расписание автобусов и поездов (от Белфаста до Бушмилса, например). И уточнить цены на билеты.

Экскурсии в Великобритании

Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Начать лучше с (увидеть знаковые места британской столицы, наметить маршруты прогулок). После чего ехать на целый день в . За 8 часов экскурсии с трансфером будет возможность погулять по городу и увидеть пляски каменных великанов.

Версии о возникновении Дороги Гигантов

Для тех, кому важно подготовиться к поездке и изучить все об интересующем объекте, у нас есть две версии возникновения Тропы Гигантов.

1. Легенда о Мак Куиле и Фингале

Как гласит один из существующих мифов, гигантская дорога была построена обитавшим в этих местах великаном, носившим имя Мак Куил. Желая добраться по морю до берегов Шотландии, он устанавливал на морское дно бесчисленное множество базальтовых столбов, сооружая себе дорогу. В Шотландии Мак Куил должен был сразиться со своим врагом Фингалом.

Когда работа была закончена, Мак Куил решил отдохнуть, уснув на берегу моря. В это время к великану подкрался Фингал, пробравшись в Ирландию по каменным колоннам. Однако жена Мака Куила вовремя заметила неприятеля и решила его напугать. Она крикнула Фингалу, что спящий великан - это ее ребенок. Но скоро вернется муж, чтобы выпроводить непрошеного гостя. Фингал был немало удивлен размерами малыша и, представив себе Мака Куила, решил не испытывать судьбу.

Прогулка по Дороге Гигантов в Ирландии

Ретировавшись, он убежал в Шотландию по Дороге Гигантов. Правда, на ходу разрушая ее, чтобы избежать преследования отца семейства. Те фрагменты дороги, которые сохранились до наших дней, сегодня можно увидеть на плато Антрим.

2. Научное объяснение

Ученые, исследующие феномен Дороги Гигантов, придерживаются иного мнения. В далекие времена, когда земные ландшафты только формировались, в этих местах возникло большое количество крупных вулканов, извергающих жидкую раскаленную лаву, состоящую из базальта. Расплавленная лава стекала по холмам к морю со скоростью 50 км / час. При этом могла преодолевать приличные расстояния.

В результате базальтовые отложения кристаллизовались и растрескивались от холода, образуя шестиугольные структуры, похожие на колонны.

Туристам, не согласным с мнением ученых Северной Ирландии, предлагается самолично прибыть к месту расположения уцелевших фрагментов Дороги Гигантов. И собственными руками ощупать элементы этого природного творения. Возможно, у кого-нибудь возникнет версия более убедительная, чем известные до сих пор.

Отели в районе Мостовой Гигантов

Съездить из Белфаста в Бушмилс и пройтись по Тропе Гигантов можно за один день. Автобусы и поезда ходят часто. В крайнем случае можно уехать ночной электричкой. Но это не останавливает романтиков, желающих провести ночь с видом на неприветливые ирландские утесы. Место завораживающее, есть где погулять в окрестностях.

Так что большое количество отелей на окраине Бушмилса - никого не удивляет. Кстати, и цены по британским меркам там вполне адекватные.

Мостова Гигантов расположена в 100 км от Белфаста (столицы Северной Ирландии). И в 3 км от городка Бушмилс.

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Дорога гигантов имеет несколько названий, среди которых Тропа великанов и Мостовая гигантов. Расположенные в Северной Ирландии вулканические образования входят в число мировых достояний природы, отчего немалое количество туристов стремятся посмотреть на необычные утесы.

Описание Дороги гигантов

Удивительное чудо природы сверху напоминает покатую дорогу, которая спускается с утесов и уходит в Атлантический океан. Протяженность ее на побережье достигает 275 метров, и еще приблизительно 150 метров тянется под водой. Размер каждой колонны около шести метров, хотя встречаются и двенадцатиметровые столбы. Если сделать фото сверху утеса, можно увидеть соты, плотно прилегающие друг к другу. Большинство столбов имеют шестиугольное сечение, но есть и такие, у которых четыре, семь или девять углов.

Столбы сами по себе довольно твердые и плотные. Это объясняется их составом, в котором преобладают магний и базальтовое железо с содержанием кварца. Именно из-за этого они не подвержены распаду под влиянием ветров и вод Атлантического океана.

Условно природное строение можно разделить на три участка. Первый называется Большой тропой. Здесь колонны имеют каскадное строение в виде ступеней. К низу они выравниваются в дорогу шириной до 30 метров. Далее идут Средняя и Малая тропы, напоминающие выступающие курганы. По их верхушкам можно пройтись, так как они плоские по своей форме.

Еще одной необычной зоной является остров Стаффа. Он расположен в 130 км от берега, но и здесь можно увидеть колонны, аналогичные тем, что уходят под воду. Еще одним примечательным для туристов местом на острове является Фингаловая пещера, глубина которой достигает 80 метров.

Гипотезы о возникновении чуда природы

В ходе изучения Дороги гигантов учеными выдвигались различные гипотезы о том, откуда появились такие колонны. Среди популярных версий следующие объяснения:

  • столбы являются кристаллами, образовавшимися на морском дне, некогда находившемся на территории Северной Ирландии;
  • колонны являются окаменевшим бамбуковым лесом;
  • поверхность образовалась в результате вулканических извержений.


Именно третий вариант кажется наиболее близким к истине, так как считается, что вышедшая на поверхность магма при длительном периоде остывания начинает медленно трескаться, отчего слой напоминает соты, уходящие далеко вглубь земли. За счет базальтовой основы магма не растеклась по земле, а легла ровным слоем, который впоследствии стал похож на колонны.

Несмотря на то, что эта гипотеза кажется ученым наиболее достоверной, проверить ее на предмет истинности не представляется возможным, так как должны пройти сотни лет, чтобы аналогичный эффект можно было повторить на практике.

Легенда о появлении Дороги гигантов

Среди ирландцев пересказывается история о великане Финне Мак Кумале, который должен был сразиться с ужасным противником из Шотландии. Чтобы соединить остров с Великобританией, находчивый гигант принялся строить мост и так утомился, что прилег отдохнуть. Его супруга, заслышав, что противник приближается, запеленала мужа и стала печь лепешки.

Когда шотландец уточнил, не на берегу ли спит Финн, жена сказала, что это всего лишь их младенец, а супруг скоро прибудет для решающего поединка. Находчивая девушка угостила гостя оладьями, но предварительно запекла в них чугунные сковороды и лишь одну оставила для Финна без необычной добавки. Шотландец не смог надкусить ни одной лепешки и был крайне удивлен, что «младенец» съел ее без труда.

Подумав, насколько силен должен быть отец этого ребенка, шотландец поспешил сбежать с острова, разрушая за собой построенный мост. Удивительная легенда нравится не только местным жителям, но и подпитывает интерес к Дороге гигантов у туристов с разных уголков мира. Они с удовольствием прогуливаются по окрестностям и наслаждаются пейзажами Ирландии.

Загадочная Северная Ирландия таит в себе немало чудес. Одно из них — удивительная Тропа гигантов. Кажется, будто неведомый скульптор трудился тысячелетиями, воздвигая дорогу из каменных колонн. Эта уникальная природная достопримечательность была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и с этим решением невозможно поспорить.

В нашей статье.

Десятки тысяч искусно вытесанных базальтовых колонн создают неповторимый ландшафт. У большинства из них шесть углов, но внимательный путник может найти и те, у которых их четыре, пять, семь или восемь. Все вместе же они действительно напоминают гигантскую дорогу. Она огибает утесы и уходит в море, а различия в высоте колонн от 6 до 12 метров вызывают ощущение небрежно вытесанной великанами лестницы.

При взгляде на Тропу гигантов невозможно поверить, что её происхождение можно объяснить самыми обычными природными процессами, поэтому для романтиков и любителей мифов существует легенда об этом месте.

В незапамятные времена населяли эти суровые земли великаны. Исполинский воин Финн Мак Кумало обладал нравом непростым, а сильные соперники не пугали его. Даже напротив, вызывали желание померяться силами. Именно таким соперником был одноглазый великан, живший за морем. Расстояние не остановило Финна и он решил построить мост, да не простой, а каменный. Своим мечом неутомимый исполин вытесал из базальта гигантские колонны и вбил их в землю.

Дальше народный фольклор расходится во мнениях. Одни говорят, что Финн утомился и уснул, а одноглазый воин сам пришел к нему. Другие считают, что увидев могучего соперника, главным героем овладел страх, и он сбежал. Но в финале обоих вариантов спасительницей становится жена Финна.

Как и водится в легендах, победила она одноглазого воина не силой, а хитростью и смекалкой. Умная женщина запеленала своего мужа, как ребенка, а соперника встретила с распростертыми объятиями и угощениями – лепешками с запеченными в них сковородками. Сама же села убаюкивать своего младенца и кормить его таким же лакомством, только без начинки. Незваный гость, ничего не подозревая, увидел гигантского младенца, что неутомимо пережевывал железо, прося добавки, и понял, что с отцом этого ребёнка связываться точно не стоит. Напуганный соперник убежал сломя голову. Унося ноги он разрушил мост, и с тех пор каменные колонны уходят под воду.

Происхождение

На самом деле происхождение Тропы гигантов имеет научное объяснение. Получила известность эта местность лишь в конце XVII века, а туристы в большом количестве начали появляться здесь ещё спустя более ста лет. Кроме уникального ландшафта посетителям нравится это место и за то, что передвижение их здесь совершенно не ограничено. Несмотря на то, что Тропа гигантов является природным заповедником, закрытых территорий здесь нет.

Любопытные туристы могут обнаружить подобные образования и в других уголках света, но именно здесь находится их самое массовое скопление. Поэтому неудивительно, что Тропа гигантов интересует не только любителей, но и ученых. Несколько столетий они пытались сойтись в едином мнении, выдвигая разные гипотезы. Некоторые считали, что столбы являются кристаллами, что тысячи лет росли под водами древних океанов. Другие полагали, что колонны не что иное, как окаменевший бамбуковый лес.

Большинство современных ученых остановились на другой точке зрения. По их версии миллионы лет назад извержение древнего вулкана образовало здесь обширную лавовую равнину, основу которой составлял базальт. Постепенно затвердевая он трескался, образуя удивительный узор. При застывании магмы щели постепенно углублялись и впоследствии образовали правильные шестиугольные колонны. Так ученые объяснили происхождение Тропы великанов. Но, кто знает, может на острове посреди холодного моря по-прежнему сидит в одиночестве испуганный одноглазый великан…

Достопримечательности

Колонны Тропы гигантов образуют три площадки. Первая из них называется Большой тропой и берёт своё начало от скалистых гор. Эта площадка представляет из себя монументальную лестницу, ступени которой достигают в высоту шести метров. Спускаясь к морю, тропа становится более пологой и похожей на дорогу для исполинов. Вторая площадка – это Средняя и Малая тропы.

Колонны из этой группы находятся вблизи основной тропы, но напоминают уже не тропу, а отдельно стоящие курганы. Соблюдая меры предосторожности можно их можно обследовать, переходя с одного столба на другой. Третья площадка наиболее загадочна и наименее посещаема. Это необитаемый остров Стаффа, что расположен в 130 км от берега. Его название переводится как «Остров столбов». Между колоннами остров таит свою главную достопримечательность – Фингаловую пещеру, протяженность которой составляет около 80 метров.

Начало своей тропы великаны проложили вдоль утесов. Позднее люди оценили их причудливую форму и дали им оригинальные названия. Здесь есть и музыкальные инструменты – Арфа и Орган, и каменные принадлежности, забытые исполинами – Ткацкий станок, Пушки и даже Гроб Великана. Забыл здесь неведомый гигант и свой башмак. Именно так выглядит один из булыжников. Любознательные посетители вычислили, что обладатель этой обуви был ростом не менее 16 метров.

Отдельный столбы Тропы великанов не просто возвышаются, а похожи с моря на печные трубы сурового северного замка. С этим связан любопытный случай в истории страны. «Непобедимая армада» испанцев, подступившись к берегам, решила обстрелять несущую угрозу территорию и атаковала. Потерю понесли разве что базальтовые колонны, потому что никакого замка на берегу не было. Судно испанцев же разбилось о скалы, а армия понесла немалые потери в холодных водах. Затонувшие сокровища были подняты со дна и поныне хранятся в одном их музеев Ирландии.

Тропа гигантов в Северной Ирландии представляет собой уникальное зрелище. Суровая северная природа очаровывает своей непоколебимостью и бесстрастием. Исполинская дорога пропитана духом древности. О ней слагают легенды, ею не устают восхищаться туристы своего мира. Это место определенно достойно внимания.

В Северной Ирландии на побережье Козвэй-Кост находится необычная тропа из 40 000 соединенных между собой гигантских базальтовых колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Называют ее по разному — Тропа Великана, Мостовая Исполинов, Дорога Гигантов.

Это природная достопримечательность располагается в графстве Антрим, в 4,8 км от города Бушмилс. Дорога тянется вдоль побережья на 275 метров и уходит в воды Атлантики еще на 150 метров. Сверху Тропа Великана напоминает огромные пчелиные соты.

По мнению ученых, 50-60 миллионов лет назад, во время палеогенового периода, в этом месте происходила интенсивная вулканическая активность. Расплавленный базальт формировал обширные лавовые плато. По мере быстрого охлаждения происходило сокращение объёма вещества (подобное наблюдается при высыхании грязи). Остальное довершило время. Горизонтальное сжатие повлияло на форму колонн Дороги Гигантов. Большинство из них шестигранные, хотя есть колонны с четырьмя, пятью и семью гранями.

Колонны успешно противостоят разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана, так как состоят в основном из твердой вулканической породы — богатого магнием и железом базальта.

Потребовались миллионы лет, чтобы колонны Тропы Великана поднялись из земли. Сегодня высота колонн достигает 6-12 метров.

Колонны Дороги Гигантов в Ирландии образуют три группы площадок: Большая тропа, Средняя и Малая тропы.

Колонны Большой тропы наиболее крупные и начинаются возле скалы Антрим. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают до шести метров высоты. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой — от 20 до 30 метров.

Столбы Средней и Малой троп находятся возле Большой тропы и по форме, скорее, похожи не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая такая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно перейти с одного столба на другой.

Сами колонны на побережье Козвэй-Кост расположены вокруг утёсов, которым впоследствии люди дали оригинальные названия. Например, есть утес, названный в честь Арфы, так как колонны от него спускаются к побережью изогнутой линией. 60 высоких прямых колонн, напоминающих трубы огромного органа, дали название другому утесу.

Есть утёсы с такими интересными названиями, как Ткацкий станок Гиганта, Гроб Великана, Пушки Великана, Глаза Великана. Здесь же можно увидеть Башмак Великана – двухметровый булыжник, который напоминает эту обувь. Было подсчитано, что гигант, который носил бы такое изделие, должен иметь не менее 16 метров роста.

Вокруг этого удивительного места с давних времен появлялись многочисленные мифы и легенды. Согласно одному из сказаний, эта дорога — ни что иное, как мост соединяющий берега Ирландии с Шотландией, который был построен великаном Финном Мак Кумалом для сражения с древним одноглазым чудовищем по имени Холл. Своим мечом Финн вытесал из базальта гигантские колонны, вбил их в дно Ирландского моря и таким образом построил мост. Устав от тяжелого труда исполин прилег отдохнуть.

В это время ужасный Холл быстро перебрался по новому мосту, чтобы расправиться со своим спящим соперником. Но жена Финна решила перехитрить злобного великана. Она быстро запеленала своего мужа и выдала его за маленького сына, который еще так мал, что не дорос отцу и до пояса. Вообразив, какой силой может обладать отец этого «ребенка», Холл ужаснулся и бросился бежать прочь, разрушая мост, чтобы Финн не смог его догнать.

Интересно, что на восточном берегу Северного пролива, близ берегов Шотландии встречаются точно такие же базальтовые колонны, как и в Северной Ирландии. Эти колонны являются частью того же лавового потока, что когда-то образовал Дорогу Великанов. Однако местным жителям приятнее считать, что это остатки моста, построенного гигантами. Ведь базальтовые колонны в Шотландии находятся рядом с пещерой Фингала (другое имя Финна Маккула).

Дорога Великанов в Северной Ирландии получила всемирную известность в начале XVIII века, когда художница Сюзанна Драри (1698-1770 гг.) представила публике акварели с изображением необычного побережья.

С 1986 года Тропа великана, а также побережье Козвэй-Кост, на котором она находится, являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

По материалам статьи сайта

Похожие статьи