Высота горы тибет. Тибетская священная гора Кайлас (29 фото)

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.

Гора Кайлас в Тибете – это необычный природный памятник, который является одной из загадок современности. Исследователи много лет пытаются понять, что скрывается за монолитными скалами. Наиболее распространена версия, согласно которой возвышенность является рукотворной пирамидой, предназначенной для аккумулирования энергии из космоса.

Гора Кайлас на Тибете, что от нас скрывают?

Эта вершина входит в состав горной системы на юге Тибетского нагорья. В окрестностях нет более высокого холма. Он возвышается над равниной на 6666 м. Это число будто преследует священную гору. Расстояние в 6666 км отделяет ее от таинственного Стоунхенджа, а также от Северного и Южного полюса. Она располагается на одной линии с египетскими пирамидами и сооружениями инков.

Горы скрывают многочисленные тайны, которые десятки лет пытаются разгадать ученые. До сих пор никто не понял, почему у других склонов планеты нет такой необычной ступенчатой формы. Каждая из четырех сторон Кайласа устремлена на определенную часть света.


На фото с высоты скала выглядит так, будто находится в центре огромной каменной спирали. Все это дало исследователям повод предположить, что она является крупнейшим накопителем энергии, поступающей из космоса. В пользу этого приводят довод, согласно которому горный хребет является системой «зеркал». Об этом свидетельствует необычное расположение тибетских возвышенностей.

Ученые считают, что в гряде существуют несколько зеркал:

  • западное;
  • северное;
  • дополнительное.

Они представляют собой полукруглые каменные долины, способные перераспределять действие энергетических потоков. В результате зеркала искажают ход времени.

Знаете ли вы, что советские ученые проводили похожий эксперимент. Система зеркал, придуманная Николаем Козаревым, оказалась способна искажать пространство и время. Она располагалась по спирали и напоминала горную гряду Кайласа, только в уменьшенном варианте. Участники эксперимента рассказывали о том, что смогли заглянуть в прошлое, и обменивались мыслями с другими подопытными.

Гора или пирамида?

Исследователи считают, что тибетские горы скрывают многочисленные тайны, которые сейчас невозможно разгадать. Одной из таких загадок является то, что на самом деле представляет собой природный объект. Некоторые ученые пришли к мнению, что скалы – это рукотворный памятник, являющийся пирамидой.

К такому выводу их подтолкнула необычная ступенчатая форма и то, что все грани направлены на разные стороны света. Если внимательно изучить фото, скала напоминает пирамиду. Вокруг Кайласа расположены более мелкие холмы, которые считают небольшими пирамидами.

Не все исследователи согласны с этим утверждением. Геологи опровергают доказательство, поскольку пирамидальная форма присуща и некоторым другим возвышенностям планеты. Однако сам склон ступенчатый и слоистый, что более характерно для рукотворных сооружений, чем для естественно образовавшихся объектов.

Знаете ли вы, что еще одной загадкой, которую нельзя разгадать, является изображение свастики, появляющееся на горе в определенные часы. Оно образуется в руслах рек и лучше видно на закате благодаря игре теней.

Что внутри?

Ученые много лет пытаются понять, что находится на вершине Кайласа, какие тайны скрываются внутри горной гряды. Распространено мнение о том, что за монолитными скалами спрятана целая сеть внутренних помещений, созданных некой развитой цивилизацией. В одной из комнат находится мифический черный камень Чинтамани, отслеживающий космические вибрации и управляющий энергетическими потоками.

Догадка интересная, но многие исследователи считают, что нельзя создать подобное сооружение, обладая даже современными технологиями. В древности же построить огромный объект было немыслимо. Последователи теории приводят довод, согласно которому помощь в возведении Кайласа оказала инопланетная цивилизация.

Люди, которые верят в существование непостижимого вселенского разума, считают, что священная гора скрывает внутри кого-то из религиозных лидеров:

  • Будду;
  • Иисуса Христа;
  • Кришну и проч.

Согласно этой точке зрения, духовные наставники пребывают в медитации и однажды спустятся на землю, чтобы помочь восстановить планету.

Этимология

Сакральная гора имеет множество названий. Европейцы называют ее также Кайлаш. Для китайского языка характерно звучание Гандисышань или Ганжэньбоци. В Тибете распространено название Канг Ринпоче, которое переводится как «драгоценная снежная гора».

История восхождений

Священная гора манит тысячи туристов и верующих, но до сих пор никто не покорил ее вершину. Подняться на высшую точку и сделать незабываемый снимок мечтают многие. Ее неприступность еще больше усиливает это желание.

Знаете ли вы, что история покорения таинственного Кайласа насчитывает не так много лет. Разрешение от китайских властей на восхождение в 1985 г. получил итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Незадолго до начала подъема он сам отказался от него.

В следующий раз восхождение планировала начать группа испанских альпинистов. В 2000 году чиновники одобрили экспедицию, но она тоже не состоялась. Тысячи верующих живой цепью выстроились у подножия склона и потребовали запретить подъем. Испанцы не смогли подняться, и вершину так никто и не покорил.

Спустя четыре года новую попытку предприняли двое россиян. Им помешала погода. Поднялся ураганный ветер и снегопад, сбивающий с ног. Верующие считают, что скала сама защищает себя от присутствия людей, создавая невидимый барьер при помощи зеркал, который не могут преодолеть смертные. Здесь время течет иначе, поэтому за пару дней человек проживает несколько недель.

Тысячи паломников ежегодно отправляются в обход вокруг горы – так называемую ритуальную кору. Предусмотрены 2 варианта маршрута:

  • Внешняя кора;
  • Внутренняя.

Самый простой путь – Внешний – протяженностью 50 км. Его можно пройти за 2 – 3 дня. По дороге человек преодолевает энергетические каналы. Верующие считают, что камни, встречающиеся на маршруте – это застывшие высшие существа, которые и теперь наделены большой силой.

Знаете ли вы, что во время совершения коры паломники испытывают душевный подъем, многие входят в настоящий религиозный транс. При прохождении маршрута человека испытывают на прочность высшие силы. Ему будут встречаться преграды, которые нужно преодолеть для духовного очищения.

В разных частях Кайласа происходит перерождение, очищение кармы. Все негативные события и поступки остаются в прошлом. С тропы верующий возвращается совершенно другим человеком. После паломничества приходит понимание того, насколько незначительны материальные ценности, и какую важную роль играют духовные.

Религиозное значение

С Кайласом связаны многие религиозные учения Востока. В большинстве вероучений присутствует образ великой горы, считающейся центром Вселенной. У ее подножья берут начало священные реки, дарующие жизнь. С вершиной связаны многочисленные ритуалы, легенды и сказания. Сегодня в ее высшее предназначение верят последователи следующих религиозных учений:

  • буддизм. Верующие считают, что на склоне обитает Самвара – гневное воплощение Будды. Согласно их мнению, духовный лидер медитирует, чтобы однажды явиться миру. У склона ежегодно собираются тысячи буддистов, чтобы отпраздновать Сага Дава – день, посвященный Будде;
  • иудаизм. Последователи этого восточного учения придерживаются мнения, что Кайлас является местом обитания верховного бога Шивы. В их представлении гора является космополитическим центром Вселенной, а на соседнем озере Манасаровар обитает Брахма;
  • в тибетской традиции Бон скала и озеро, расположившееся у ее склона, представляют собой центр древнейшей страны Шангшунг, которая стала местом зарождения религиозного течения. По мнению верующих, именно здесь впервые ступил на землю бог Тонгпа Шенраб;
  • в джайнизме гора воспринимается, как место, где первый святой смог достичь духовного просветления. Последователи вероучения совершают ритуальную кору с медитацией, чтобы достичь Нирваны.

Знаете ли вы, что Внутренняя кора проходит через вершину Саркофаг Нанду. Согласно преданию, внутри скалы размещается генофонд человечества, а сама она связана подземным ходом с Кайласом.

Кайлас в паранауке

С точки зрения мистиков, нужно расценивать курган, как место обитания высших сил. В религиозных текстах многочисленных вероучений говорится о том, что достигнуть вершины не имеет права ни один из смертных. По преданию, любой, кто осмелится ступить на высшую точку, немедленно умрет либо покроется многочисленными незаживающими язвами.

Последователи разных религий уверены в том, что внутри обитает высший разум. Многие утверждают, что неоднократно видели вспышки света, очертания которых напоминали человеческое существо.

К мистической составляющей относят изображение свастики, возникающее благодаря трещинам и скальным теням. Также почитается не только сама гора, но и водоемы, которые располагаются в ее окрестностях. Это озеро жизни Манасаровар и смерти Ланга-Цо.

Заключение

Кайлас вызывает у исследователей множество вопросов, но практически не дает на них ответов. Горной вершине приписывают необычные свойства, считают, что она искажает пространство и время, открывает порталы в другие миры и управляет космической энергией. Приверженцы этой теории уверены, что объект воздвигла древняя развитая цивилизация или инопланетяне.

Реальность такова, что до сих пор не найдено подтверждения ни одной из догадок. Ученые сходятся во мнении, что гора не может быть рукотворной или полой внутри, а является обычным природным памятником. Однако поиск таинственной Шамбалы многих приводит именно сюда, и кто-то утверждает, что только здесь обрел подлинную гармонию с миром.

Трудно представить себе более мистическое, древнее и почитаемое место, чем Тибет . Святая земля для миллионов проживающих тут людей, которой поклоняются уже не одно тысячелетие. Здесь по-прежнему чтут традиции, верят в древних богов и не особо приветствуют туризм и беспечное времяпрепровождение. Тибет может излечить душу и погубить ее, дать ответы на вопросы и задать новые, приблизить к просветлению и самопознанию или свести с ума.

На территории Тибета проживают представители многих религиозных конфессий: буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон. Эти религии во многом отличаются: люди поклоняются разным богам и совершают различные ритуальные обряды, но лишь перед одним объектом они единодушно преклоняют головы – это гора Кайлас . Окутанная тайнами святыня, о которой сложено сотни легенд и сказаний, об истории происхождения которой спорят лучшие умы планеты и которая до сих пор не была никем покорена. Кайлас свято оберегается местным населением.

Буддисты верят, что в тайных подземельях горы медитирует гневная инкарнация Будды. Индуисты относятся к Кайласу, как к космологическому центру мироздания, на вершине которого пребывает Шива, а соседнее озеро Манасаровар считают наследием бога Брахмы. Служители джайнизма совершают коры вокруг горы Кайлас и начитывают мантры, находясь подле неё, так как по их легендам именно здесь впервые человеку удалось достичь состояния полного просветления – Нирваны. И, наконец, азы религии бон ведают о том, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел на Землю на вершине Кайласа.

Одними только легендами и мифами мистика горы Кайлас в Тибете не ограничивается. Множество доказанных фактов и засвидетельствованных происшествий ставят в тупик ученых с мировыми именами. Возраст самой горы, согласно проведенным анализам пород, составляет всего 20 000 лет, в то время, когда окружающие гору ландшафты сформировались порядка 5 миллионов лет назад.

× Таинственности горы добавляет факт её непокоренности. А многие попытки были обречены на провал. И причин тому было много: от внезапного изменения целевой установки восходящего на гору человека и галлюцинаций до многодневного блуждания вверх-вниз по склону и даже смерти. Не зря говорят, что Кайлас сбрасывает людей с вершины.

Крайне любопытной теорией является мнение о том, что Кайлас является искусственным сооружением, а не природным образованием. В пользу этой теории говорит не только парадокс разницы возрастов пород горы и долины, но и четкая ориентированность всех холмов и возвышений на север, аналогично пирамидам Мексики и Египта. Ученые также подтвердили наличие массивных пустошей и тоннелей в глубине горы, которые могут оказаться искусственного происхождения.

И напоследок приведем несколько интересных фактов о горе Кайлас в Тибете :

  1. Официальная высота горы – 6638 метров, но тибетские монахи говорят о цифре 6666 метров. Возможно совпадение, но расстояние от подножия горы Кайлас до монумента Стоунхендж – 6666 км, до географического северного полюса – 6666 км, а до южного – 13 332 км (6666*2).
  2. Неподалеку от горы расположено два озера: упомянутый ранее Манасаровар (4560 м) и Ракшас Таль (4515 м). Отделено одно озеро от другого узким перешейком, но разница между озерами огромная: воду из первого можно пить и купаться в ней, что считается святой процедурой и очищает от грехов, а в воду из второго озера входить монахам запрещено, ведь оно считается проклятым. Одно озеро пресное, второе – соленое. На первом всегда затишье, а на втором буйствуют ветра и штормы.
  3. Область вблизи горы Кайлас является аномальной магнитной зоной, влияние которой заметно на механических приборах и отражается на ускоренных обменных процессах организма.

Также предлагаем Вашему вниманию подборку фото горы Кайлас в Тибете — снимки с разных ракурсов и в разное время года.

Идет набор в группу с двумя корами: вокруг Кайласа и озера Манасаровар по маршруту . Заезд в Лхасу 17 сентября 2019 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня поговорим про место, знаковое для каждого буддиста. Это гора Кайлас (или Кайлаш, или Канг Ринпоче, что на тибетском означает «Драгоценная снежная гора», и ещё множество синонимов на языках разных народов мира). Это одна из самых высоких вершин горного хребта, который находится в системе Гангдис. Она располагается в тибетском нагорье на территории КНР.

Внешне сильно отличается от всех гор – имеет форму почти правильной пирамиды, четыре грани которой ориентированы по сторонам света лишь с небольшим отклонением. Высота 6638 – 6890 м. Любители во всём увидеть мистику считают, что на самом деле вершина находится в 6 666 метрах над уровнем моря, однако измерения эти данные не подтверждают. Гора Кайлас до сих пор не покорилась ни одному альпинисту.

История ее возникновения покрыта глубокой тайной. Земля «воздвигла» Тибетское нагорье более 5 миллионов лет назад, в то время как возраст Кайласа учёные определяют как 20 тысяч лет, что намного меньше и более чем странно.

Если внимательно взглянуть на спутниковые фотографии в максимальном приближении, можно увидеть места, где «штукатурка» откололась, и под ней виднеется монолитная стена. Это даёт основание предположить, что гора Кайлаш в Тибете – рукотворная пирамида, причём самая большая из всех существующих на земле.

Но кто воздвиг её? И не только её, но и весь комплекс вокруг, куда входят горы (пирамиды?) значительно меньшего размера, полукруглые и плоские образования, расположенные исключительно по спирали? А может быть это гигантский кристалл, аккумулирующий энергию космоса и земли, вторая часть которого скрыта в земных недрах?

Местоположение и особенности рельефа

Горный пик находится в Западном Тибете. Это одно из самых труднодоступных мест, как будто кто-то (или что-то) специально озаботился тем, чтобы сюда могли попасть только посвящённые. Кайлаш – крупнейший водораздел Южной Азии. Поблизости протекают Инд, Карнали, Брахмапутра.

Воды из ледников Кайласа впадают в озеро Ланга-Цо, из которого берёт своё начало река Сатледж – крупнейший приток Инда.


Южный склон рассечён по вертикали глубокой трещиной, которая посередине пересекается другой, горизонтальной. При определённом преломлении солнечного света в воздухе возникает знак свастики, поэтому некоторые источники называют Кайлаш «Гора Свастики».

Координаты места нахождения: 31°04′00″ с. ш. 81°18′45″ в. д. (G) (O) (Я) 31°04′00″ с. ш. 81°18′45″ в. д.

Религиозное значение и покорение вершины

Кайлас считают центром мира приверженцы сразу четырёх религий – индуизма, буддизма, бон и джайны. Буддисты думают, что здесь живёт существо-аватар (инкарнация) Будды Акшобхьи – Самвара четырёхликий и двенадцатирукий, а гору называют Химават. Это место окутано завесой тайны и множеством легенд. Вершина, однако, не поддалась ни одному смертному.

Попытки покорить вершину

Впрочем, что остановит человека (или людей), который не верит ни во что, ни в Бога, ни в чёрта? Попыток покорить Кайлас было множество. Но ни одно восхождение не удалось – кто-то поворачивал вспять уже на пути к подножию, а те, кто всё же ступил на Кайлаш, рассказывают об интересном явлении.

Поначалу к горе ведёт отличная асфальтовая дорога. Как и везде, она не может быть прямой и где-то изгибается. В местах, где она пересекает отметку в 6 666 метров (до подножия), качественный асфальт вдруг резко сменяется старым и потрескавшимся, а разделительная жёлтая полоса, ещё метр назад очень яркая, становится тусклой и выцветшей. В этих зонах ехать трудно, потому что воздух вокруг становится как густым и тягучим.


С теми, кто пытается доехать до подножия на велосипедах или мотоциклах, и вовсе происходят интересные вещи:

  • при тех же усилиях на педали велосипеда скорость падает вдвое, а то и втрое;
  • происходят внезапные поломки, например, колесо велосипеда может свернуться в восьмёрку без видимых на то причин;
  • мотоцикл вдруг начинает «чихать», а то и вовсе отказывается ехать, при этом при осмотре не удаётся выявить никаких проблем.

Игры со временем

Некоторые пытаются обмануть гору. В Тибете по сей день ходит легенда о незадачливых путешественниках, которые хотели любыми правдами и неправдами покорить вершину.

Четверо англичан (или американцев, а может и русских – за давностью лет никто уже и не помнит национальность этих людей) приступили к Коре (обход вокруг Кайласа) наравне с остальными паломниками, но в какой-то момент сошли со священного пути и двинулись вверх по склону.

Через какое-то время в лагерь к паломникам пришла четвёрка оборванных, обросших щетиной, людей с лихорадочно блестящими глазами и совершенно неадекватным поведением. Пришлось после спуска отправить их в психиатрическую лечебницу. Все четверо путешественников умерли сумасшедшими в течение следующего года. При этом они очень быстро состарились, превратившись в глубоких старцев.

Считается, что внутри спирали, центром которой является Кайлас, время значительно ускоряется, а снаружи наоборот замедляется. Этот факт подтверждают многие путешественники. Однако констатируется, что время течёт быстрее на подсознательном уровне. После совершения Коры цепь событий, происходящих с человеком, ускоряется, но сам он физически не стареет.

Обход Кайлаша

Всего существует 9 священных маршрутов или Кор. Три из них известны всем паломникам – это традиционные Коры: внешняя, Нанди, Дакини. Малоизвестные маршруты почти забыты коренным населением Тибета – это Касание Лиц Кайласа, переход через перевалы Гео и Шапдже с южной стороны через монастырь Гьяндрак. Некоторые пути Коры явились паломникам во время медитаций – целостная, спиральная, Слияния стихий.


Кора – это обход святыни, в частности Кайласа, против часовой стрелки. У паломников наиболее почитаются простирания – когда человека падает ниц, затем поднимается, ставит ноги туда, где только что лежал лицом, и таким образом продвигается вперёд. Кора вокруг Кайлаша может длиться очень долго (несколько дней с перерывами на сон и еду) и включать далеко не один обход, а несколько.

Особо рьяные последователи религии чтят число 108. Оно имеет особый, сакральный, смысл во многих религиозных направлениях, в том числе и в буддизме:

  • Кангьюр (собрание высказываний Будды) состоит из 108 томов;
  • у буддийских монахов чётки состоят из 108 бусин;
  • паломник должен обязательно сделать 108 простираний во время Коры.


Озёра горы Кайлас

Манасаровар и Ракшас Тал – озёра-антиподы. В одном вода «живая», в другом «мёртвая». Что интересно, водоёмы находятся очень близко друг к другу, их разделяет лишь узкая полоска земли и канал. По поверьям, если вода из Манасаровара течёт в Ракшасу, значит, энергия находится в равновесии.

Объективно озёра действительно разные. Манасаровар – круглое, чуть вытянутое, с чистейшей пресной водой, спокойным зеркалом водной глади, в нём много рыбы. Вокруг расположились монастыри. Природа радует буйством красок, поют птицы, летом прилетают лебеди.


Ракшас Тал – изогнутое полумесяцем, расширяющимся с одной стороны, солёное с большим содержанием серебра, в нём нет жизни. Здесь всегда плохая погода, а окружающий ландшафт неприветливый. Тем не менее, озеро священно. По берегам располагается множество ступ.


Купание в озере с «мёртвой» водой «очищает тело до костей». Омовения в Ракшас Тал совершают все, кто проходят Кору вокруг Кайласа. Вода здесь ледяная, а водное зеркало не гладкое, как у Манасаровара, а находится в постоянном волнении, к тому же всё время дует ветер.

В центре озера на островке стоит небольшой монастырь, где в полнейшем уединении живут монахи – выбраться отсюда на землю можно только тогда, когда установится стойкий ледяной покров.


В водах озера Манасаровар купаются после омовений в Ракшасе. Поблизости находятся термальные источники – здесь местными обустроены деревянные ванны. Вода в термах лечебная, поэтому желающих поправить здоровье много.

Чуть дальше располагается буддистский монастырь Чиу Гомпа. Его название переводится как «маленькая птичка». Находится он на макушке холма. Если забраться на самый верх, можно обозреть все окрестности. Здесь получаются отличные панорамные снимки.

«Ом» – в переводе с санскрита «слово силы». Эту мантру монахи-буддисты произносят во время медитаций. Ом – универсальная звуковая вибрация, которая настраивает организм на «нужный лад».


Долина смерти

Ещё одно сакральное для буддистов, и не только, место. Находится у северного «лица» Кайласа. В длину километра три. Заканчивается там, где находится «ледяное зеркало» (стена ледника). По поверьям сюда отправляются умирать йоги. Вернуться живым из долины смерти может только «чистый» человек. Всех, у кого «дурные» помыслы, это место уничтожает.

Тенцинг Вандра – Великий медицинский лама Западного Тибета – говорит следующее: «Кайлас – обычная гора, овеянная легендами. Каждый видит здесь то, что хочет увидеть. Чудеса, которые приписываются этому месту, действительно были, но их совершали люди – йогин Миларепа (владел левитацией), гуру Римпоче и другие».


Правда или вымысел, что гора Кайлаш – центр мира, построенный древнейшей цивилизацией инопланетян – атлантами и лемурийцами? Или же это живёт лишь в умах верующих и эзотериков, таких, как Мулгашев, Балаев?

Научные экспедиции не обнаружили никаких признаков того, что гора Кайлаш – рукотворная. Также не были найдены каменные зеркала идеальной геометрической формы, словом ничего из того, во что веками верили местные, а затем и некоторые европейцы.

Однако не стоит думать, что путь в Шамбалу, а именно так называл это место Мулдашев, открывается всем. Понять, что здесь действительно происходит, может только тот, кто чист умом и сердцем.

Заключение

Уважаемые читатели, если статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту.

Похожие статьи