Самые крупные порты мира. Крупнейшие морские порты Самый крупный порт на какой реке

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.



Ниже представлен список десяти крупнейших портов мира, составленный исходя из их ежегодного контейнерного грузооборота.

10 Порт Роттердама

Порт Роттердама - крупнейший порт Европы расположенный в устьях рек Рейн и Маас в городе Роттердаме, Нидерланды. С 1962 по 2004 гг. являлся самым загруженным портом в мире. В 2008 году его общий грузопоток составил более 421 000 000 тонн. Порт Роттердама, имеющий долгую историю, уходящую корнями в 14 век, в длину вытянут почти на 40 км и занимает общую площадь в 105 квадратных километра.

9 Циндао

Девятую строчку рейтинга крупнейших портов мира занимает порт Циндао, расположенный в акватории Жёлтого моря близ города Циндао, провинция Шаньдун, Народная Республика Китай. Был основан в 1892 году. По состоянию на 2012 г. грузопоток этого порта составил около 400 миллионов тонн.

8 Джэбэль Али

Порт Джэбэль Али общей площадью 134 квадратных километров расположен на северо-западном побережье Объединённых Арабских Эмиратов в 35 километрах от города Дубай. Был построен между 1976–1979 гг. Является самым оживлённым портом на Ближнем Востоке. В 2007 году Джэбэль Али обслужил 8 696 судов общей грузоподъёмностью 227 894 526 тонн. Способен принимать корабли длиной до 414 метров. В 2011 году контейнерный грузооборот порта составил 13,010,000 TEU.

7 Гуанчжоу

Порт Гуанчжоу - главный морской порт города Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР. Расположен на пересечении трёх рек - Сицзян, Бэйцзян и Дунцзян. В настоящее время является крупнейшим портом в Южном Китае. По данным на 2013 год его грузопоток составил 460 миллионов тонн.

6 Пусан

Порт Пусан - крупнейший порт в Южной Корее, расположенный в устье реки Нактонган близь города Пусан. Был основан в 1876 году. В 2013 году порт обслужил 14 306 судов, из которых 24,3% грузоподъёмностью более 50 000 тонн. Занимает шестую строчку рейтинга с показателем 13,2 миллиона TEU.

5 Порт Шэньчжэнь

Шэньчжэнь - один из самых быстрорастущих портов мира. Расположен в дельте реки Чжуцзян, близь города Шэньчжэнь в провинции Гуандун, Китайская Народная Республика. Включает в себя 140 причалов общей протяжённостью 22 км. По состоянию на 2010 год контейнерный грузооборот данного порта составил 22,51 млн TEU.

4 Порт Гонконга

Порт Гонконга - один из крупнейших грузовых портов мира специализирующийся на обработке ISO-контейнеров, сырья (сырой нефти) и стройматериалов. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. На 2014 порт Гонконга обработал 298 млн тонн грузов и 22,2 млн TEU. Это свыше 90% всего грузооборота Гонконга. Еженедельно его посещает около 350 контейнеровозов.

3 Нинбо-Чжоушань

Третье место в списке крупнейших портов мира занимает Нинбо-Чжоушань созданный в результате слияния портов Нинбо и Чжоушань 1 января 2006 года. Расположен на побережье Восточно-Китайского моря в провинции Чжэцзян, Китай. В 2012 г. грузооборот порта составил 744,000,000 тонн.

Отправлялись в самые дальние странствия с той лишь целью, чтобы найти новые торговые пути, заодно открывая новые земли. И сегодня большая часть грузов перевозится именно морскими судами. Даже в наши дни это самый дешевый и надежный способ доставить товары потребителю. А потому каждая страна стремится иметь свои выходы к морю и развивать судоходство. Но где расположился крупнейший порт мира? От чего это зависит и почему так получилось?

Морские порты Китая

Более половины портов, входящих в первую десятку, находятся в Китае. И это не случайность. Сегодня нет такой страны, которая бы не имела торговых отношений с КНР. Ежегодно из республики экспортируется товаров на сотни миллионов долларов, и, конечно, большая их часть перевозится на морских судах. Если взглянуть на крупнейшие порты мира на карте, то большая их часть расположилась на восточном побережье Китая. Это Шанхай, Гонконг, Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу, Циндао и Тяньцзинь. Их общий грузооборот составляет в год более 100 млн TEU.

Стоит отдельно отметить среди всех этих и Гонконг. Уже достаточно долгое время в рейтинге "Крупнейший порт мира" они занимают первое и третье места соотвественно. Это обусловлено, прежде всего, их удачным расположением и развитием торговых отношений Поднебесной с остальным миром. Фактически после Пекина эта 2 крупнейших промышленных и экономических центра в Китае. К тому же Гонконг находится на особом положении и имеет ряд налоговых льгот, что способствует развитию международных экономических отношений.

Сингапур - еще один крупный порт в Азии

Вплоть до 2010 года Сингапур с гордостью носил звание "самый крупный порт мира". Однако сегодня он занимает почетное второе место, уступая по грузообороту только Шанхаю. Несмотря на это, он не потерял своей актуальности. Ежегодно в этом порту отгружается не менее 31,7 млн контейнеров. Это всего на 3% меньше, чем у лидера рейтинга. А все благодаря удачному расположению на пересечении торговых морских путей в Тихом и Индийском океанах. Да и сам порт Сингапура поражает своим размахом. На площади в более 600 гектар расположились более 50 контейнерных причалов и 172 грузовых крана. И это при том, что население страны немного превышает 5 миллионов человек.

Где еще?

Конечно, крупнейшие морские порты мира располагаются не только в Китае и Сингапуре. Так, еще 3 порта, входящих в десятку, находятсяь в ОАЭ (Дубай), и Нидерландах (Роттердам). Южнокорейский Пусан занимает в рейтинге достойное пятое место, и, как утверждает руководство этой страны, это не предел его возможностей. Ежегодно его увеличивается, в том числе за счет обмена опытом с китайскими и сингапурскими коллегами. Сегодня его грузооборот составляет немногим более 22 млн контейнеров в год.

А вот порт в Дубае, к сожалению, только теряет свои позиции и занимает 9 место. Большую часть его грузов составляет нефть и продукты ее переработки. Но неудачное управление и ряд рискованных операций поставили его на грань банкротства. Сегодня власти ОАЭ (государству принадлежит большая часть порта) пытаются восстановить его положение на мировой арене за счет выпуска акций на Лондонской бирже и развития экономических отношений.

Замыкает же рейтинг под названием "Крупнейший порт мира" Роттердам в Нидерландах. Этот единственный европейский порт в нашем списке ежегодно отгружает более 10 миллионов контейнеров в год. Интересен тот факт, что еще 20 лет назад он занимал более высокие позиции, но с развитием торгово-экономических связей с азиатскими странами перестал быть таким популярным. Однако его роль для развития европейских стран не стоит преуменьшать. Тем более что другие порты Европы уже достаточно давно не входят даже в двадцатку.

А что в России?

Несмотря на то что протяженность составляет около 40 тысяч километров (это 2/3 от общего числа), ни один крупнейший порт мира не расположился на отечественном побережье. Самый крупный порт в Новоросийске обрабатывает не более 1 миллионов контейнеров в год и не входит даже в ТОП-20. Другие же крупные морские узлы Российской Федерации, такие как Хабаровск, Находка, Калининград и Санкт-Петербург, имеют и того меньшую пропускную способность. Стоит заметить, что их роль для государства намного больше, чем для мировой экономики в целом.

Порт − место причала морских и речных судов. Слово образовано от латинского «portus», что означает «гавань, пристань». Они бывают разными: пассажирскими, торговыми, рыбными и т.д. Однако, все наделены рядом схожих сооружений для обслуживания судов: причалами, вокзалами, складами и терминалами. Порты здорово облегчают быт человека, строительство городов и развитие их инфраструктуры. Рассмотрим 10 самых больших из них.

В конце статьи мы приготовили сюрприз 🎁 – увлекательный тест для проверки твоей внимательности 😃

10 − Порт Пусан, Южная Корея

Порт Пусан − наиболее крупный среди схожих по функционалу объектов Республики Корея. Он может принимать суда весом 50 000 т и длиной 330 м, обладает защитой от сильных ветров с Запада и Севера. Оснащен системой радиолокационной проводки судов и играет большую роль в международной торговле. В год его грузоподъемность составляет 313,3 млн т.

Интересно!

Каждый год в порту Пусана проводятся спектакли, световые и лазерные шоу, фестивали огней.

9 − Порт Далянь, Китай

Морской порт Далянь, также называемый Дайрен и Дальним − один из крупнейших в КНР. Находится в Желтом море и располагает 52 причалами, общая протяженность которых − 16 км. Это позволяет Дайрен принимать одновременно по 50 судов массой до 30 000 т. Грузооборот объекта в год составляет 320,8 млн т.

Через Далянь на территорию Китая поступают различные грузы: зерно, нефть, металлы и промышленное оборудование.

Интересно!

Порт Дальний основали русские во времена аренды площади у КНР, позже его оккупировала Япония и назвала Дайрен. На сегодня он всецело принадлежит Китаю.

8 − Порт Порт-Хедленд, Австралия

Порт Порт-Хедленд находится в северо-западной части Австралии и является грузовым, основу его деятельности составляет вывоз железной руды. Грузооборот объекта в год −372,2 млн т. В качестве грузоподъемников используют портальные краны силой в 31 т и 120 т.

Сегодня в городе Порт-Хедленд проживает около 14 000 человек, популярен и среди туристов. Расположенность на океанском побережье и статус самого крупного порта Австралии подогревают интерес к населенному пункту.

Порт города Нинбо располагается в восточной части провинции Чжэцзян в КНР. С китайского его название переводится как «спокойные волны», является олицетворением пригодности этой местности для судоходства. Удачное географическое расположение позволило ему участвовать в международной торговле еще 2000 лет назад.

Грузоподъемность порта Нинбо составляет 399,2 млн т в год. Ввиду того, что в нем происходило постоянное сосредоточение людей разных культур и вероисповеданий, здесь ранее, чем во многих других точках Китая появились католические и православные церкви, мусульманские мечети. В черте города они очень органично смотрятся между собой и в сочетании с буддийскими храмами. На сегодня в городе проживает 7,8 млн жителей.

6 − Порт Роттердама, Нидерланды

Самый крупный порт в Европе находится в Южной Голландии, в городе Роттердам. Имеет сообщение с Бельгией, Германией, Францией и Нидерландами − внутренние регионы всех этих стран соединяются с портом Роттердама. Имеет выход к Северному морю. Его протяженность − 40 км, площадь − 105 км².

Основная часть грузоперевозок, приходящаяся на этот объект, представляет собой нефть и нефтепродукты. В период второй половины 20-го века порт Роттердама был самым загруженным в мире на протяжении 24 лет, на сегодня его грузооборот в год составляет 440,5 млн т.

5 − Порт Циндао, Китай

Порт Циндао располагается на Шаньдунском полуострове в КНР. На берегу залива Цзяочжоу находится большая часть строений объекта. Они сообщаются с Желтым морем через маленький канал, ширина которого составляет 3 км. Залив получает питание за счет 13 рек, впадающих в него и которые разделяют его на три основные части. Благодаря им осуществляется импорт зерна, экспорт нефтяных и сельскохозяйственных продуктов.

Грузооборот в Циндао более, чем в 2 раза превышает этот показатель у самого крупного порта США − Сент-Джон-те-Баптист и составляет 450,1 млн т в год.

Порт Гуанчжоу расположен в устье реки Чжуцзян в КНР и на сегодня является самым большим объектом такого типа в Южном Китае. Находится во взаимодействии с 300 портами 80 стран всего мира. В его распоряжении 4600 причалов, на сегодня порт Гуанчжоу принимает суда с водоизмещением до 100 000 т. Относится к универсальным: работает со многими видами грузов − жидкими, сухими, также объект сотрудничает как с морскими, так и речными судами.

Ранее на территории сооружения Гуанчжоу располагался порт Хуанпу, но реформирование привело к тому, что он стал частью нового огромного объекта. В год его грузооборот составляет 472,8 млн т − эта нагрузка почти в 3,5 раза больше, чем та, которую испытывает самый крупный в Германии порт, находящийся в Гамбурге.

3 − Порт Тяньцзиня, Китай

Порт Тяньцзиня расположен в устье реки Хайхэ в северной части КНР. Взаимодействует с 400 портами в 180 странах мира. С каждым годом его грузооборот растет: в период с 2004 по 2011 ему удалось увеличится в 2 раза, на сегодня этот показатель составляет 477,3 млн т, что в 7,5 раз больше, чем грузооборот крупнейшего нефтеналивного порта на Балтике в России. Юй Жуминь − председатель корпорации, управляющей этим объектом, отмечает, что стремительный рост порта Тяньцзиня стал возможным благодаря развитию экономики Китая.

Интересно!

Город, в котором расположен порт Тяньцзиня, находится в 170 км от Пекина − столицы КНР. В нем живет 14,5 млн жителей, занятых в рыболовстве, машиностроении, нефтехимической и металлургической промышленностях. Также город Тяньцзинь располагает собственными запасами нефти, объем которых оценивается в 1 млрд т.

2 − Порт Сингапура, Сингапур

На самом деле, при желании составить ТОП-10 самых крупных портов мира, практически все они оказались бы в Азии. Но, сегодня мы не станем описывать самые гигантские порты, а сосредоточим свое внимание на самых продуктивных «морских воротах» мира, в которых ежедневно происходит перевалка, прибытие и отплытие просто гигантского количества кораблей и грузов. Глядя на количество обрабатываемых ими двадцатифутовых эквивалентов (так называемые TEU – от англ. twenty-foot equivalent unit), впору по-настоящему восхититься. И в данный ТОП войдут именно такие порты – самые значимые, без которых современная торговля и логистика была бы просто невозможной.

Порт Шанхая (Китай)

По самым последним имеющимся данным (2016 года) морской и одновременно речной порт Шанхая за год обрабатывает порядка 37 млн. TEU, чем поставил мировой рекорд, значительно обогнав все остальные порты. Расположенный в устье реки Янцзы, он обладает 125 причалами, на которых ежемесячно обрабатывается более 2000 контейнерных судов. Это примерно четверть всех исходящих поставок из Китая.

Порт Сингапура (Сингапур)

А вот когда речь заходит о размерах, Сингапурский порт даст всем фору. С почти 31 млн. обрабатываемых 20-футовых эквивалентов, он не намного отстает от Шанхая, но превышает его по размерам. Причем, площадь, занимаемая этими «морскими воротами», с каждым годом растет все больше, а значит, вполне вероятно, он свой статус самого загруженного порта в мире вскоре сможет вновь отобрать у Шанхая (до 2015 года он был крупнейшим портом в мире). Впрочем, на сегодняшний день он является самым крупным перевалочным пунктом в мире, принимая в себя грузы 600 иных портов из 123 стран.

Порт Роттердама (Голландия)

Это самый большой порт в Европе по объему обрабатываемых грузов. Однако, с его более 12 млн. TEU он даже не попадает в десятку самых мощных в мире – в 2015 году он занял 11 место. Растянутый на 40 км, он имеет, пожалуй, одну из самых глубоких портовых акваторий, чтобы обладать возможностью принимать громадные суда. И он точно является самым технологичным, ведь почти все разгрузочно-погрузочные операции на нем проводятся с помощью современной техники – роботов, автоматики и уникальной портовой спецтехники

Порт Джебель Али (Объединенные Арабские Эмираты)

Единственный неазиатский порт, который при этом попадает в ТОП-10 самых больших морских портов мира . Джебель Али, расположенный в 35 км от Дубая и изначально построенный практически на песках, в пустыне, обрабатывает грузы в количестве 15 млн. TEU. Выступает в качестве важного порта для всего, что связано с нефтью. Является относительно новым «игроком» в мировой логистической сети. В порт могут заходить суда до 545 тысяч тонн грузоподъёмности и до 414 метров в длину, и именно в нем чаще всего останавливаются авианосцы ВМС США класса Нимиц.

Порт Лос-Анджелеса (США)

Самый большой порт Южной и Северной Америки, именно поэтому его называют просто – Порт Америки . Обрабатывает около 8 млн. TEU в год. Расположенный в 32 км от Лос-Анджелеса, занимает территорию в более чем 300 гектаров, обладает 270 глубоководными причалами, и обслуживается 23 портовыми кранами и более 1000 человек. Глубина на входных фарватерах 10-16 м, нефтегавань доступна для танкеров с осадкой до 15 м. Принимает очень много грузов и пассажиров из Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Вьетнама. На территории имеет свой музей, парк, множество кафе и очень живописную набережную, по которой с удовольствием гуляет множество туристов.

Похожие статьи